В уходящем 2023-м китайцы изрядно колыхнули российскую атмосферу. Залетели они к нам «как пух от уст Эола» – быстро, тихо, подчас без громких премьер, да так, что многие из нас до сих пор язык ломают, пытаясь выговорить по слогам название того или иного бренда.
Словно годовые кольца у дерева, растёт их количество на нашей земле. Если «даже высшие классы производят себе подобных», чего уж говорить о китайцах. «Автостат» как-то подсчитал общее число гостей из КНР — оказалось более двух десятков. Это как официалов, так и «параллельных» марок. Поимённо, если кому интересно, список выглядит примерно так: BAIC, Haima, Hongqi, Jetour, Kaiyi, Livan, Jetta, SWM, Tank, Jaecoo, Ora, Wey, Aito, Forthing, Lixiang, Rising, Venucia, Voyah, Skywell, Zeekr, Avatr, BYD, Hiphi, Xpeng и др. Впечатляет.
Если до 2023 года на нашем рынке насчитывалось 35 китайских марок, то теперь таковых что-то около 60-ти. То ли ещё будет в 2024-м – эксперты прогнозируют ещё 30-45 новых имён. Вот скажите положа руку на сердце: оно нам столько нужно?
Да, раньше китайские автомобили вызывали «в памяти профиль на монете, которая слишком долго находилась в обращении», но сегодня, пардон, многие похожи «на красивого молодого лакея, который просит взять его на службу». Они искусительно симпатичны плюс нафаршированы «по самое не могу», чего ж не купить-то? Вот и покупаем – доля «азиатов» на рынке РФ за несколько месяцев достигла почти 50-процентного показателя, марки из так называемой «пятёрки сильнейших» закончат 2023-й с цифрами продаж «за 100 тысяч». И это несмотря на то, что «нулей на ценнике таких машин – как колец сигаретного дыма в хорошей затяжке».
***
Когда-то Андре Ситроен сказал, что «произвести, а потом еще и продать – куда более сложная проблема…» Видно, формула работает в отношении далеко не всех. Тот же Haval, например, со своим сборочным предприятием в Тульской области «клепает» и продаёт кроссоверы – только в путь. Chery хоть и не разродилась до сих пор решением выпускать свои машины в России, но завозит их сюда в космических масштабах, видимо, свято веря в то, что «на каждую гайку найдётся свой болт с резьбой».
А вот калининградский «Автотор», наоборот, взвалил на себя ношу, которую трудно понести. 30 января там было запущено производство моделей трудновыговариваемой марки Kaiyi, а в апреле стартовало производство BAIC и SWM. Что это за машины – почти никто не знает, ни эксперты, ни тем более рядовые покупатели. Отсюда минимальные продажи, явно не окупающие процесс производства.
АЗ «Москвич» в 2023-м, вроде как, раскрутился – и новую модель поставил на поток, и в топ-10 регулярно входит, но не станем лукавить, как и куда распределяются выпускаемые машины. В феврале предприятие и «Яндекс» подписали соглашение о намерениях о поставке для такси и каршеринга 3 000 кроссоверов «Москвич 3», а в апреле аналогичные бумаги были подписаны с ООО «Флот» о поставке 2 000 электромобилей «Москвич 3e» для таксопарков-партнёров «Яндекс.Такси». Дилерское сообщество АЗ «Москвич» откровенно пассивно. Зайдите, как автор этих строк, в ближайший ДЦ и поговорите «по душам» с менеджерами продаж. Такое впечатление, что им куда интереснее новогодние ёлки продавать, чем автомобили.
***
Упомянул выше про «электрички» – тоже тренд уходящего года. Был момент, когда казалось: наконец-то дело пошло. На рынке даже появилось два официальных «электрических» бренда — Skywell и премиальный Voyah. Но их продажи оказались такими, что не могут фигурировать в рейтингах, откровенно уступая «параллельным» маркам типа Zeekr и VW ID. Последние два месяца и вовсе оказались провальными для электромобилей — сегмент два раза подряд сработал в «минус».
При этом маржинальность бизнеса в данном направлении, по информации ведущих игроков рынка, упала. По данным «Автостата», за 11 месяцев 2023 года в стране реализовано 12 167 новых электромобилей. С одной стороны, это почти в 5 раз больше, чем за аналогичный период 2022-го. С другой – этот результат не позволяет электрическому сектору вырваться из 1-1,5% доли от общего объёма реализованных в РФ новых автомобилей.
***
Уходящий год принёс нам новых игроков в сегменте пикапов. В апреле Great Wall Motors познакомил россиян с моделями Poer и Poer KingKong, осенью в продаже появились Dongfeng DF6 и перелицованный JAC в обличье Sollers ST6. Хорошая новость? Безусловно. Нишу заполнять необходимо, худо-бедно, но в стране есть люди, которым «рабочие лошадки» нужны позарез. Плюс развивающаяся экономика нуждается в подобном транспорте. В Петербурге даже ГИБДД пересела на DF6, хотите верьте – хотите проверьте». Сам видел.
Утверждать, что в 2023-м кто-то из китайцев в массовом порядке покинул российский рынок, не приходится. Есть один пример, и то с оговоркой: с июля стал недоступен компактный кроссовер Chery Tiggo 4, который у нас продавался с 2019 года и разошёлся тиражом более 35 000 ед. Оказывается, он просто уступил место более продвинутому собрату Tiggo 4 Pro, вот и вся история.
***
Нашествие китайцев дало подзаработать отечественным дилерам, которые в одночасье остались без глобальных франшиз. Кто посмекалистее, сразу обзавёлся дилерством китайских марок, а, значит, получил весомый приток на свои станции техобслуживания. Неприятный момент здесь связан с заказом запчастей для китайских автомобилей. Совсем недавно, как все мы помним, тема эта не сходила с полос ведущих изданий. Наши азиатские партнёры оказались не готовы снабжать российский рынок деталями, софтом, техническими картами по ремонту и диагностическим оборудованием. Не сказать, что проблема характерна абсолютно для всех марок, но она есть, и решать её придётся. Равно как своего разрешения требует проблема, связанная с отношениями «автопроизводитель-дилер», о чём «Китайские автомобили» проинформировали буквально на днях, повторяться не стану.
На данный момент, как все уже слышали, на дилерских стоках скопилось порядка 200 000 новых китайских автомобилей. Продавцы утверждают, что запасов хватит для отгрузки машин и в январе, и в феврале 2024-го. Спорить с этим бессмысленно, учитывая, что постновогоднее время сродни «мертвому сезону» в салонах. Скачок в продажах возможен при условии, если ценник на китайскую технику станет более лояльным. Для этого нужны игроки рынка, которые не постесняются зайти в бюджетный сегмент, и среди первых многие эксперты называют Changan, который обладает самой широкой модельной линейкой среди соплеменников. Другая перспективная ниша – «премиум», здесь может сказаться так называемый отложенный спрос. Особенно на фоне прогнозируемого сворачивания параллельного импорта.
В общем, поживём-увидим. Всех нас с наступающим!
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Ранее в этой рубрике:
- Китайский автопром: от копий — к стандартам. Колонка Андрея Иванова
- Европа против Китая: крыть нечем, нужна кооперация. Мнение Андрея Иванова
Be the first to comment on "Чем запомнился уходящий 2023 год: тренды, события, комментарии. Колонка Андрея Иванова"