Авторынок Беларуси развивается по такому же сценарию, как и в России: бал правят китайские бренды, и по итогам 2023 года их доля превысила 80%. Всего было продано 25 408 автомобилей (в 2022 году — 17 234).
По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), на сегмент легковых автомобилей приходится 21 671 продажа, LCV – 3 647. При этом эксперты отмечают, что, несмотря на рост продаж, количество моделей и представленных марок в 2023 году существенно сократилось. Так, если в 2022 году покупателям предлагались 142 разных автомобиля 28 автобрендов, то в 2023 году выбор был ограничен 78 моделями от 20 марок.
Geely — лидер рынка
Из топ-10 самых продаваемых в республике брендов в 2023 году исчезли такие, как Kia, Renault, Hyundai, Nissan и Toyota. А вот число представленных в Беларуси китайских марок увеличилось с 4 до 11, а их доля в общем объеме продаж выросла с 31,7% до 82,6%. При этом семь брендов вошли в десятку самых продаваемых.
Пожалуй, самый впечатляющий рост за прошлый год показали автомобили марки Geely, которые заняли верхнюю строчку в статистике продаж. Было реализовано 15 706 машин против 4 355 годом ранее. Более 70% автомобилей ушли в руки частных лиц.
Седан Geely Emgrand с проданными 5 372 экземплярами стал лидером в сегменте легковых авто B-класса. Для сравнения: Lada Granta и Vesta купили всего 954 и 754 соответственно.
В классе SUV-B по продажам также лидирует этот китайский бренд: реализовано 4 754 автомобилей Geely Coolray/BelGee X50.
Geely Atlas Pro (2 971 проданных машин) и Geely Tugella (1 814 штук) заняли две верхние позиции в классе SUV-C. Еще две модели Geely – Monjaro (493) и Okavango (170) – самые популярные в сегменте SUV-D.
Что с остальными «китайцами»?
Среди «электричек» и последовательных гибридов Geely Geometry C со 137 машинами занял лишь второе место. А лидером неожиданно стал Voyah Free: своих владельцев нашли 244 машины этой марки. Третий в списке — FAW Bestune NAT с 21 проданным автомобилем. К слову, оба китайских бренда только в 2023 году вышли на белорусский авторынок.
В D-классе лидер тоже «китаец» — JAC J7, реализовано 142 автомобиля. За ним идут две модели Audi – A4 Limousine (69) и A5 Sportback (58 машин). JAC также удалось реализовать 121 кроссовер JS4, что позволило занять ему вторую строчку в классе SUV-B.
Бренд Haval в прошлом году реализовал в Беларуси 756 автомобилей, из которых 380 — Haval Jolion, а 150 – Haval F7.
Еще одним новичком белорусского авторынка в 2023 году стал бренд Dongfeng, что не помешало ему занять 10-ю строчку рейтинга с 202 проданными автомобилями.
Что ждет авторынок Беларуси в 2024 году?
Председатель БАА Сергей Варивода поделился прогнозом развития ситуации на автомобильном рынке Беларуси в этом году.
— В 2024 году мы прогнозируем продажу 26 850 автомобилей. Рост к 2023 году составит 25%. В этом году на рынке Беларуси появится не менее 28 новых моделей. Цены на новые автомобили останутся стабильными, и не произойдет их значительного роста. Предпосылок для роста мы не видим, — подчеркнул Сергей Варивода
Он добавил, что эксперты ожидают не менее чем семикратного роста продаж электромобилей и последовательных гибридов – до 1 900 штук.
Дарина ПОНОМАРЕВА (@chinamashina)