Китайские автозаводы появляются по всему миру. Но почему же только не в России?

Цех окраски на заводе Haval
Китайский автозавод Haval - единственное на сегодня исключение в российском автопроме

Президент Узбекистана и глава BYD Ван Чуаньфу открыли в 2024 году в Джизакской области завод по производству гибридных и электрических автомобилей на 50 000 автомобилей в год. При этом глава государства подчеркнул необходимость в перспективе расширить ассортимент моделей и увеличить производственные мощности до 300 тысяч машин в год. Россию прогрессирующий концерн BYD обошел своим вниманием. И не только он.

«Китайские автомобили» попросили экспертов и ведущих игроков рынка ответить на вопрос, почему китайские заводы предпочитают запускаться где угодно, включая страны бывшего Советского Союза, но только не в России?

Процесс небыстрый

завод BYD Джизак Узбекистан запуск

Церемония запуска завода BYD в Узбекистане прошла в виде телемоста Джизак — Шэньчжэнь

Процесс заполнения предприятий будет зависеть от готовности китайских партнеров.

— При этом рынок России для них будет не самым главным по отношению к внутреннему, – говорит Андрей ОЛЬХОВСКИЙ, генеральный директор ГК «Автодом». — Это будет определять их фокус на развитие на российском рынке. Китайские партнеры, безусловно, проецируют свои принципы для работы на нашем рынке, это касается не только производственных активов, но и классической дистрибуции. Основной способ вхождения в индустриальный бизнес в России – это отсутствие альтернатив кроме них. Основные препятствия – это их менталитет, который не всегда соответствует российскому

По словам эксперта, минувший год в России действительно прошел под знаком китайских производителей, которые в течение года только и делали, что активно импортировали свои автомобили. «Но запуск индустриального бизнеса – не такой быстрый процесс как дистрибуция или ритейл, тем более локализация, — продолжает Андрей Ольховский. — Китайские производители готовы локализовывать компоненты, но для этого нужно производить и продавать локально в России гораздо большие объемы автомобилей, нежели сегодня».

баннер Telegram Только новости телеграм самореклама

Объем не тот

С ним согласен и Николай ИВАНОВ, директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф»:

— Рынок прошлого года у нас составил 1,059 млн новых автомобилей. На 2024 год прогнозируются продажи в районе 1,2 млн ед. Буквально несколько брендов пробивают отметку в объеме продаж 100 тысяч штук, а это именно та цифра, которая позволяет выходить сборочному заводу на рентабельность с точки зрения мощностей. Если производить меньше автомобилей, то инвестиции не окупятся, и предприятие придёт в убыток

По словам эксперта, строительство завода с нуля — это долгосрочная инвестиция, которая окупается долгие годы.

— Многие из брендов вместо строительства претендуют на заводы, которые в свое время построили японские и немецкие производители. Так, например, уже известно, что на заводе Toyota в Шушарах будет организовано предприятие Aurus. Очевидно, что тренд начинает набирать обороты, — отмечает Николай Иванов

«2023-й стал пилотным годом, когда китайские производители присматривались к производственным мощностям в России и, скорее всего, в текущем году можно будет увидеть ряд совместных проектов, — говорит Андрей Ольховский. — Думаю, что в течение 2024-2025 годов все площадки будут заняты совместными проектами или контрактной сборкой китайских автомобилей».

баннер телеграм Только видео самореклама

А им это надо?

мультибрендовый завод в Алматы Казахстане Chery Changan Haval строительство

Так выглядит стройплощадка будущего мультибрендового завода Astana Motors в Казахстане

У Александра ГРУЗДЕВА, генерального директора и основателя Gruzdev-Analyze, свой взгляд на ситуацию:

— Почему китайцы не спешат строить в России или покупать наши заводы? Потому что им это не нужно. У них на родине своих мощностей полным-полно. И теми мощностями они запросто покроют весь российский спрос. О чем китайцы больше всего думают, так это о том, как им продавать машины на те рынки, которые считают самыми перспективными. А таковых, по сути, на планете всего три: внутренний китайский, американский и рынок стран Евросоюза. Они будут открывать свои микро-производства (по сравнению с китайскими) в тех странах, которые пробьют им дорожку на самые важные рынки

По словам международного аналитика, кроме компании Changan, которая что в Китае, что в России находится в верхней части списка наиболее продаваемых брендов, совпадений по маркам больше нет: «Скажем, востребованные в Китае глобальные бренды Volkswagen и Toyota российский рынок покинули. По всем другим пересечений нет в принципе. Но главная загвоздка не в этом – слишком велика разница в цифрах продаж. На фоне 5 млн машин, отгруженных Китаем на экспорт в прошлом году, доля России, скажем прямо, невелика. И тут видим интересную ситуацию: с одной стороны, Россия не может решить китайские проблемы, с другой, потеря нашего рынка для Поднебесной не станет такой существенной, как о том думают в России. Производственные мощности в Китае сами по себе избыточные, и этим всё сказано».

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

1.8 5 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий
Дмитрий
1 месяц назад

Так себе статья, пишете о том что не строят заводы потому что не выгодно из-за объёмов, но ни слова для сравнения о том где они сейчас строят и какие там объёмы. Т.е где строят завод и объёмы продаж на внутреннем рынке тех стран пару тысяч это норм, а в России вдруг не норм, может проблема в другом?

czz
czz
1 месяц назад
Ответить на  Дмитрий

Они обеспокоены стабильностью российского рынка. Рост доли китайских брендов на рынке в прошлом году был вызван международной политикой. Смогут ли китайские бренды сохранить свою нынешнюю долю рынка после окончания этого военного конфликта, если они смогут купить бывшие автомобили иностранных брендов и предоставить официальные услуги? Может ли насыщение рынка привести к снижению продаж? Ведь в 2008 — 10 годах волатильность рынка в 2014 — 16 годах оказала на них глубокое влияние. 

Boris
Boris
1 месяц назад
Ответить на  czz

Официальных европейских автомобилей ждать не стоит ещё лет 10 как минимум, а скорее всего дольше, рынок поделят китайские компании, наиболее успешные откроют/купят заводы, тот же Haval успешно выпускает машины здесь, те у кого объемы будут меньше — будут возить машины из Китая. BYD не идёт на российский рынок потому, что им нужен рынок ЕС и они опасаются санкций, про это уже было много сказано.

Ettore
Ettore
1 месяц назад

Так как организация производства это длительные финансовые вложения с отсроченной окупаемостью, нужна стабильная экономическая политика начальства страны, но совершать их в стране где ЦБ делает всё возможное чтобы этого не было нема настолько рисковых. Потому что риск становится как у биржевых финансовых спекуляций а максимальная маржа не соответствует.

михаил
михаил
1 месяц назад

тупая статья

6
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: