В I квартале 2024 года немецкий рынок электромобилей получил сильный удар. По информации консалтинговой компании PwC, продажи машин с батарейным питанием (BEV) сократились на 14%. Это много, утверждают эксперты, и приводят в пример результат годичной давности, когда I квартал 2023-го ознаменовался в Германии 13-процентным ростом рынка «электричек».
Плохо на «электро-фронте» не только у немцев; со скрипом протекают продажи электрокаров в Испании и Италии. А вот на других европейских рынках худо-бедно продолжается рост потребительского интереса к BEV. Так, во Франции продажи аккумуляторных машин в период с января по март 2024 года выросли на 23% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, а в Великобритании было продано на 11% больше. Таким образом, Туманный Альбион, реализовавший в общей сложности более 84 000 электромобилей, обогнал Германию и стал европейским лидером.
Китайцы за ценой не постоят
Аналитики PwC также акцентируют внимание на том, что на 5 крупнейших европейских рынках сбыта (а это вышеназванные страны: Германия, Италия, Испания, Великобритания и Франция) в целом было продано куда больше автомобилей с ДВС, нежели электрических аналогов. Феликс Кунерт из «PWC Strategy& Германия» так комментирует положение дел: «Европейские автопроизводители по-прежнему находятся под давлением китайских автопроизводителей. Последние атакуют посредством низких цен, и европейским компаниям трудно что-либо противопоставить такому натиску».
По его словам, немецкие автогиганты, наконец, поняли, что им необходимо не только защищать традиционно сильные позиции в сегменте «люкс, но и набирать очки в секторе машин массового потребления.
— Жизненно необходимо соблюсти этот баланс, — утверждает Феликс Кунерт. — Это единственный способ, с помощью которого европейские автокомпании смогут успешно планировать свою деятельность и управлять технологическим процессом
- Попадет ли Европа под китайский каток? Откровения немецкого эксперта, посетившего автосалон в Пекине
***
При этом европейцам – хотят они того или нет – приходится смотреть в сторону Китая. Эта страна сегодня — важнейший драйвер глобального перехода к электромобильности. Согласно свежим данным, объем продаж электромобилей в КНР в I квартале 2024 года вырос на 15%, и это больше, чем продемонстрировал общемировой рынок (+6%). Про продажи подключаемых гибридов и говорить не приходится – они увеличились на 77%.
Еще более ярко тренд проявляется в экспорте. Так, продажи PHEV за пределами Китая выросли на 160%, а машин класса BEV — на 7%. По утверждению экспертов, рост китайского экспорта является следствием наращивания избыточных мощностей. В то время как загруженность конвейеров китайских автосборочных заводов в 2017 году составляла 62%, в 2023 году она еле-еле дотянула до уровня 48%.
Есть еще проблема в области растущего в Европе производства аккумуляторных батарей. Торговый дефицит ЕС по литий-ионным аккумуляторам увеличился в период с 2018-го по 2023 год более чем в 4 раза — с 4,7 до 20 млрд долларов. Согласно некоторым прогнозам, уже в 2025-м дефицит торгового баланса может достигнуть 37,1 млрд долларов. В долгосрочной перспективе ситуацию может спасти переработка аккумуляторов и значительное уменьшение стоимости производства батарей на территории Европы.
— Сегодня мы наблюдаем, как обостряется конкурентная борьба с Китаем, — отмечает Йорн Нойхаузен из «PWC Strategy& Германия». — Конкурентное давление неизбежно ускоряет технические инновации, необходимые на современном этапе развития рынка. Это нужно, чтобы заинтересовать потребителей в электромобильности. В конце концов, помимо экологических аспектов, людей не меньше интересуют оборудование «электричек», надежность эксплуатации и цена.
Чем будет бить BYD
По словам эксперта, китайские автокомпании осознали это и продвигаются на европейский рынок с лучшим, что у них есть. Не так давно, например, китайцы предлагали машины, оснащенные LFP-батареями. Такие аккумуляторы по ряду параметров (той же скорости зарядки) уступают аналогам АКБ, с которыми работают европейские конкуренты, но при этом значительно дешевле.
С другой стороны, китайцы стали всё больше уделять внимания инновациям, и сегодня переходят на более продвинутые батареи, делая свои «электрички» более интересными для европейцев, особенно из числа тех, кто не хватает звёзд с неба, довольствуясь предложениями в масс-секторе.
Китайские производители, в частности, BYD, уже начали предлагать модели с недорогими источниками питания, а, значит, вскоре бросят еще более решительный вызов местным автопроизводителям. BYD, например, подтвердил на Пекинском автосалоне, что намерен привезти в 2025-м в Европу компактный электромобиль Seagull.
— Да, мы планируем привезти «Чайку» в Европу в следующем году, — заявила исполнительный вице-президент китайского бренда Стелла Ли. – И это будет машина не для китайского рынка, а исключительно для европейского
Уточняется, что автомобиль длиной всего 3780 мм будет предлагаться европейским покупателям не как Seagull, а под другим названием — Dolphin Mini. От себя заметим, что компактный Dolphin уже поставляется на некоторые рынки ЕС, в частности, в Германию.
***
С учётом потребностей европейских клиентов разрабатывается и другой новичок марки BYD — Ocean M, блиставший на автошоу в Пекине. Сразу после выхода в 2024 году на внутренний рынок Китая этот электромобиль должен обзавестись гибридной модификацией с подключаемым модулем, которая может быть интересна жителям ЕС. По предварительным оценкам, на родине Ocean M может стоить от 150 000 до 200 000 юаней (1,89 – 2,5 млн рублей).
Автомобиль построен на новой электрической платформе, имеет задний привод, и в его конструкции используются аккумуляторы нового поколения. Какие-либо точные технические данные компанией BYD пока что не предоставлены.
У Ocean M, как мы уже писали, подчеркнуто спортивный внешний вид, задний спойлер, выдвижные ручки дверей, камеры заднего вида вместо наружных зеркал и прочие оригинальные элементы экстерьера. По информации автопроизводителя, электромобиль является «первым высокопроизводительным заднеприводным хэтчбеком марки». Скорее всего, агрессивный аэродинамический обвес Wilde будет доступен лишь в качестве дополнительного аксессуара.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Ранее в этой рубрике:
- Китайский автопром: от копий — к стандартам. Колонка Андрея Иванова
- Европа против Китая: крыть нечем, нужна кооперация. Мнение Андрея Иванова
- Китайцы больше других верят в торжество электромобилей. На чем основан их оптимизм?