На сегодняшний день усилиями недавно образованного в России дилерского корпуса Xcite реализовано порядка 300 кроссоверов X-Cross 7. Такое заявление сделал генеральный директор ООО «Автозавод Санкт-Петербург» Иван Миронов. Он считает, что это хороший результат, учитывая новизну и нераскрученность бренда и сравнительно небольшой отрезок времени со старта продаж.
SKD так SKD. Плавали – знаем!
Напомним, что до прихода нового собственника на предприятии выпускали автомобили японской марки Nissan. Сегодня соответствующей надписи, украшавшей когда-то фасад комплекса, уже нет. Как нет технологии полного цикла производства автомобилей.
Пока что завод довольствуется так называемой крупноузловой сборкой или, говоря профессиональным языком, SKD (Semi Knocked Down, «полуразобранный»). Это когда на предприятие поступают от восточного партнера контейнеры с кузовами, двигателями, элементами подвески и т.п. и собираются в единое целое, что называется готовым автомобилем.
Как мне заметил в ходе официальной экскурсии по заводу мастер по имени Александр, с SKD предприятие, отмечающее в этом году своё 15-летие, также хорошо знакомо. В своё время таким методом собирали кроссоверы Infiniti и Nissan Patrol. Поэтому открывать для себя Америку заводчанам не пришлось – что называется, пройденный этап.
Качеству уделяется столько же внимания, как и раньше
Новому собственнику, в общем и целом, удалось сохранить коллектив, чем Иван Миронов очень гордится. Из 1700 некогда работавших на предприятии сотрудников 1300 вновь занимаются тем, что умеют делать хорошо и профессионально. Примерно 10% из коллектива – это женщины. Без них обойтись на той же линии проверки качества практически невозможно; как говорил один известный киноперсонаж, «баба сердцем чует», не пропустит дефект.
Борьба за качество на предприятии идет серьезная. Чего греха таить, кузова приходят от партнера, скажем так, по-разному окрашенные, и петербургским специалистам приходится доводить их до ума. И сделать это так, чтобы потребитель не заметил «восточных» огрехов. Я спросил мастера, правильно ли я понимаю, что выходящие с конвейера ООО «Автозавод Санкт-Петербург» кроссоверы в плане качества дадут фору донорским экземплярам известного китайского бренда? Ответ был моментальным: «Несомненно»!
Про локализацию на заводе помнят
Пока производственные объемы невелики – 12 машин в час или 92 автомобиля за рабочую смену. От момента распаковки машинокомплекта до выезда готового кроссовера с конвейера проходит 3 часа. С тем, как собирали машины раньше (трудились и в две, и в три смены), безусловно, не сравнить, но работников радует сам факт возрождения предприятия. В июле общий объем собранных Xcite X-Cross 7 достигнет 10 000 ед. (в двух комплектациях) — все они, по словам Ивана Миронова, «в разной степени готовности». Руководство завода внимательно следит за рынком и спросом, и, если он будет стабильным, к концу 2024 года реально собрать до 25 000 машин. Мощности же предприятия и того больше – 100 000 автомобилей в год.
«Рыцари сборочного конвейера» хорошо помнят те времена, когда производственный процесс включал в себя операции по штамповке, сварке, окраске, литью пластиковых деталей и т.п. «Было интереснее работать», — заметил в разговоре с корреспондентом «Китайских автомобилей» один из сотрудников. Сейчас многое из этого недоступно. Скажем так: пока.
— У нас есть планы по локализации, разработана целая программа в этом направлении, — отметил Иван Миронов. – В настоящее время мы ее согласовываем с нашим восточным партнером. Осенью на конвейер должна встать вторая модель – полноприводный кроссовер С-класса
Деталями гендиректор ООО «Автозавод Санкт-Петербург» делиться не стал, но этот факт, как мы заметили, хорошо принят сотрудниками завода, «рвущимися в бой». Если и будут что-то локализовывать, то начнут, скорее всего, с самых простых вещей – шин, стекол, ковриков и т.п.
По морю мягче
В Петербург машинокомплекты добираются морем, по железной дороге и посредством т.н. мультимодальных перевозок (например, морем с перегрузкой на железнодорожные платформы). Морской путь, как заметил мастер Александр, скажем так, мягче, поэтому вероятность тех или иных повреждений товара намного ниже. Контейнеры поступают на завод в строго отведенное для них время, по ранее согласованным графикам. С этим полный порядок.
— Все машины сертифицированы по нашим стандартам и соответствуют требованиям российского законодательства, — отметил представитель предприятия. — От партнера получаем полностью окрашенный кузов со стеклами. Здесь мы устанавливаем основные узлы: двигатель, подвеску, заправляем жидкости
Цветовая палитра кузовов состоит из 6 оттенков и поступает в точном соответствии с заявками от российской стороны. Бензин, заливаемый в бак на конвейере, – марки «Лукойл», происхождение технических жидкостей определить не получилось. Одни сотрудники говорят, что они – свои, отечественные, другие заводчане выразили в этом сомнение.
По словам Ивана Миронова, при переходе предприятия к новому собственнику производство не претерпело какого-либо серьезного обновления – используются те же технологии и механизмы, что и раньше. Другой момент, что пришлось поработать над внутренней логистикой, кое-что модернизировали на линии сборки — по-иному осуществляется проверка соединений узлов, формировка деталей, оборудование настроено под новые крутящие моменты и т.п.
Многое еще предстоит сделать, и к этим переменам, как мы поняли в ходе посещения завода, сотрудники ООО «Автозавод Санкт-Петербург» готовы. Зарплата у них достойная (в среднем, 118 000 рублей), продукт свой любят.
— Достаточно понятный автомобиль, программируется хорошо, — заявил мастер Александр. — С нетерпением ждем вторую модель.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina), Санкт-Петербург, фото автора и компании
«баба сердцем чует» — Эээ автор, а ты чем чуешь?