За 7 месяцев 2024 года на самом крупном мировом рынке — китайском – продано 11,556 млн новых автомобилей. Это на 2,3% превысило аналогичный показатель прошлого года. Несмотря на то, что большая часть пришлась на машины с ДВС (6,57 млн ед.), в целом интерес к ним у потребителей упал на 15%. Погоду в китайских продажах сегодня делают автомобили на альтернативных источниках топлива (NEV). Таковых за указанный период времени было реализовано 4,988 млн ед., и это плюс 33,7% к АППГ.
С этими данными участников и гостей 11-й Конвенции РОАД в Петербурге познакомила Чжан Синь, директор комитета экспорта и импорта Китайской ассоциации автомобильных дилеров CADA (China Automobile Dealers Association), насчитывающей в своих рядах 12 442 дилерских предприятий.
Почему в Китае растет спрос на автомобили на новых источниках энергии
По ее словам, за 2023 год в КНР продано 7 750 000 NEV, и у этого сегмента очень хорошая перспектива.
— В то время, как в России ведутся разговоры об очередном повышении утильсбора, в Китае правительство объявило о дополнительной господдержке тех жителей страны, кто намерен утилизировать свой старый автомобиль, — заявила Чжан Синь. – Неликвидных машин в стране много, а потребительский спрос огромный. Поддержка покупателей в виде субсидий, несомненно, стимулирует продажи новых машин, прежде всего, сектора NEV
Представитель CADA представила слайд, на котором показано изменение доли продаж автомобилей с ДВС и NEV в период с 2019 года по сегодняшний день. В премиум-сегменте 5 лет назад доля бензиновых машин на рынке КНР составляла 98,5%, а к августу 2024 года она упала до 92,8%. Среди брендов совместных производств картина аналогичная: в 2019-м у моделей с ДВС было 99,2% рыночной доли, сегодня – 93,1%. И совсем иной расклад в секторе автомобилей местных, китайских марок. Еще 5 лет назад за ними числилась доля ДВС в 89,3%, а на сегодняшний день – лишь 37,6%.
— В минувшем месяце, согласно данным CADA, 54% всех реализованных в стране машин пришлось на модели с альтернативными видами топлива, — прокомментировала Чжан Синь. — Причина этого кроется в улучшении цепочки производства и поддержке со стороны государства.
Структура продаж китайского рынка: кто в «топе»
По словам спикера, в Китае по-прежнему активен рынок подержанных автомобилей. За 7 месяцев текущего года количество сделок машин с пробегом достигло 10,99 млн ед. Это на 6,3% больше, чем в 2023-м (на 651,5 тыс. ед.). Есть все предпосылки к тому, что данный сегмент будет расти и впредь.
В премиальном секторе по итогам 8 месяцев 2024 года лидирующее положение занимает компания BMW Brilliance (выпускает автомобили BMW). В общей сложности продано 403,4 тысячи автомобилей, и это минус 11,99% к АППГ. Актуальная доля на рынке – 3%, средняя цена автомобиля марки – 386,1 тысячи юаней.
На 2 месте – Beijing Benz (в производстве продукция Mercedes-Benz). За указанный период реализовано 373,8 тысячи автомобилей, что на 4,51% меньше, чем годом ранее. Доля на рынке составляет 2,78%, средняя цена автомобиля – 353,8 тысячи юаней.
3 место — у компании FAW Volkswagen (Audi, Porsche, Bentley, Lamborghini), ее результат — 361,2 тысячи автомобилей, и это минус 5,12% к АППГ. Доля на рынке – 2,68%, средняя цена автомобиля – 348,6 тысячи юаней.
***
Среди брендов совместных производств первое место по итогам 8 месяцев 2024 года занимает SAIC-Volkswagen. Продано 674,3 тысячи ед., и это минус 2,32% к прошлому году. Рыночная доля в КНР составляет 5,01%, средняя цена автомобиля – 165,9 тысячи юаней.
2 место на сегодняшний день у компании FAW-Volkswagen: продано в общей сложности 652,9 тысячи ед., и это также пока убыток к АППГ (-7,72%). Доля компании на рынке – 4,85%, средняя цена автомобиля – 162,2 тысячи юаней.
«Бронза» у совместного предприятия GAC-Toyota: объем реализации составил 484,3 тысячи ед., что на 10,98% меньше, чем с января по август 2023-го. Доля на рынке – 3,60%, средняя цена автомобиля – 182,8 тысячи юаней.
***
И совсем другой расклад сил среди китайских автомобильных марок. Здесь безоговорочный лидер – BYD, продажи которого составили 2,0799 млн ед., и это плюс 22,53% к АППГ. Доля на рынке самая большая – 15,46%, средняя цена автомобиля – 130,5 тысячи юаней.
Далее – хорошо знакомые россиянам марки. Geely продала за 8 месяцев 2024-го 1,014 млн ед., и это +35,77%. Рыночная доля составляет 7,53%, а средняя цена автомобиля – 132,3 тысячи юаней. В копилке Changan 834,3 тысячи реализованных машин, что равносильно +3,55% к прошлому году. Доля на рынке – 6,20%, средняя цена автомобиля – 109,4 тысячи юаней. Результат Chery — 707,8 тысячи ед., это +112,28%. Доля на рынке – 5,26%, средняя цена автомобиля – 117,3 тысячи юаней.
***
Госпожа Синь также представила топ-10 розничных продаж на рынке Китая в период с 2015 по 2024 годы. Если 10 лет назад самым успешным был концерн SAIC-Volkswagen, то сегодня пальма первенства у BYD, причем этот автопроизводитель занимает первое место последние 3 года.
Те же 3 года подряд никому не уступает почетную 2 позицию концерн FAW-Volkswagen. При этом в 2015-м на этом месте был SAIC-GM. Нынешнее 3 место, равно как и год назад, – у марки Geely, тогда как в 2015-м «бронзой» гордился концерн FAW-Volkswagen. В первой пятерке сегодня также Changan (10 лет назад — SAIC GM-Wuling) и Chery (был Dongfeng Nissan).
Россия – главный экспортный рынок
По словам представителя Ассоциации CADA, доля мировых продаж автопроизводителей из Китая постоянно растет. На сегодняшний день она составляет 31,9%. Для сравнения: у автокомпаний США — 18,5%, у индийских – 5,8%, у японских – 4,9%, у немецких – 3,7%. За 7 месяцев 2024 года Китай экспортировал 3,48 млн ед. — это на 25% больше, чем год назад. На рынке США за 7 месяцев этого года продажи китайских машин выросли на 2%, в Азии – на 10%, в Европе продажи сдерживаются небезызвестными мерами, озвученными Еврокомиссией в отношении импортируемой автопродукции из Поднебесной.
Активнее всех экспортирует свои автомобили холдинг SAIC (за 7 месяцев 2024 года — 351 337 ед.). Второе место – у Chery (322 795 ед.), третье – у Great Wall (214 090 ед.), четвертое – у Geely (144 601 ед.), пятое — у BYD (122 132 ед.).
По данным CADA, за период с января по июль 2024 года в России было продано 160 521 автомобилей Chery (речь идет, видимо, о совокупных объемах всех суббрендов), далее – Great Wall (118 754 ед.), Geely (81 724 ед.), Changan (58 087 ед.), GAC (7518 ед.) и FAW (4163 ед.).
В прошлом году китайцы привезли в нашу страну без малого 910 000 новых машин. По заявлению г-жи Чжан Синь, таким образом, Россия стала для Китая экспортным рынком №1 в мире. С января по июль текущего года экспорт достиг почти 580 000 ед. (+24% к АППГ), и будет ли установлен новый рекорд, узнаем в самом начале 2025-го.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina), Санкт-Петербург, фото автора