Китайское министерство внешней торговли рекомендовало крупнейшим местным автопроизводителям не делиться технологиями с другими странами, а в экономику ряда государств компании попросили вовсе не инвестировать. По некоторым данным, среди них — и Россия. «Китайские автомобили» выяснили подробности об этих ограничениях.
Первым о рекомендациях по ограничению экспорта автомобильных технологий рассказал Bloomberg, сославшись на знакомый с ситуацией источник. По информации агентства экономической информации, местное министерство внешней торговли организовало встречу с ведущими производителями в июле. Там и были озвучены рекомендации.
«Китайские автомобили» предполагают, что это событие плотно связано с 14-м Китайским автомобильным форумом. Он также проходил в июле. В его рамках организовали закрытый саммит для более чем 100 приглашённых гостей, связанных с автопромом. Организатором события выступила Китайская ассоциация автопроизводителей. Тяжело представить лучшую площадку для «обнародования» государственных рекомендаций по автомобильной тематике.
Рекомендации министерства автопроизводителям
Так или иначе, источники Bloomberg сообщили, что основной рекомендацией министерства внешней торговли стало прекращение инвестиций в Индию. Такое решение можно понять, ведь Индия и Китай – соперники в экономическом и геополитическом плане. К тому же у стран есть нерешённый территориальный конфликт.
Ещё одно нововведение коснулось Турции. Если автомобильные компании захотят инвестировать в эту страну, им будет необходимо предварительно уведомить местное посольство и китайский минпром. Напомним, что у КНР и Турции также натянутые отношения по геополитическим причинам.
Интересно, что информационное агентство Reuters, ссылаясь на свои источники, в качестве нежелательных для инвестиций стран с точки зрения китайского министерства выделило и Россию. Однако Bloomberg подобную информацию не привёл. Поэтому судить сложно, то ли одно СМИ убрало РФ из списка, то ли другое намеренно добавило. Впрочем, активная деятельность китайских марок в России частично опровергает эту информацию. Вряд ли местные компании, в особенности государственные, пошли вразрез с намеченным «сверху» курсом.
Кроме того, представители министерства настоятельно попросили автомобильные компании экспортировать на зарубежные заводы преимущественно машинокомплекты. А производить ключевые компоненты автомобилей лучше внутри страны для избегания утечки технологий. В первую очередь это касается сферы электромобилей, где за Китаем уже закрепилось лидерство.
Воля государства противоречит бизнесу?
Здесь нельзя не отметить, что намеченный государством курс пока что не совпадает с намерениями китайских компаний. Так, крупнейший производитель электромобилей BYD уже открыл заводы в Таиланде и Узбекистане. Автомобили на этих фабриках собирают по методу мелкоузловой сборки со сваркой и окрашиванием кузова. В будущем планируется дальнейшее углубление локализации.
А ещё BYD развивает проекты по производству «легковушек» в Бразилии, Венгрии и Турции. В частности, страна Латинской Америки рассчитывает развить локализацию компонентов машин BYD до 50%. В таком случае завод в Бразилии сможет отгружать автомобили по всему континенту без дополнительных тарифов. Аналогичную возможность всерьёз рассматривает и Great Wall Motor.
Что касается России, то к локальному производству автомобилей у нас приступили многие китайские компании. И у некоторых из них, например Haval, локализация достигла высоких значений. Ведь в России ведётся даже сборка двигателей для моделей упомянутого бренда. А ещё у нас есть завод «Моторинвест», который планирует в скором времени приступить к установке отечественных моторов и тяговых батарей на электромобили Evolute, основанные на машинах компании Dongfeng.
Другими словами, на данный момент компании, по сути, не соблюдают рекомендации китайского министерства, если таковые имели место в действительности. Впрочем, с июля прошло не так много времени, и в будущем ситуация может измениться.
Денис БОБЫЛЕВ (YouTube)