Одна из особенностей китайских автопроизводителей – необычайно плотный и разнообразный модельный ряд.
Ведь как было у европейцев, японцев и корейцев? Линейка более-менее четко разбита по общепринятым сегментам. Если выходили какие-то внеклассовые машины, они обычно получали «нишевые» кузова: четырехдверное купе, шутинг-брейк и т.п. Но в последние годы таких становится всё меньше. Да что там – и более традиционные купе и кабриолеты исчезают один за другим даже в премиуме.
А у китайцев?
Необычные для нас примеры найдутся у всех брендов. Changan предлагает максимально близкие по размерам Uni-V, Eado Plus и Lamore. Geely между В-кроссовером Coolray и С-кроссовером Atlas впихнул Cityray, взявший понемногу у обоих «соседей». Плюс устаревшие Х50 и Х70 под маркой Belgee. Haval продает обычные кроссоверы Jolion и F7, брутальные Н3 и Dargo, рамные Н5 и Н9. Габариты зачастую отличаются на 5-15 см, ценовые диапазоны пересекаются. Причин такому явлению несколько.
Первая – могут себе позволить. Мировой автопром прекращает эксперименты с нишевыми моделями по финансовым соображениям. Разработка каждой новинки стоит дорого, небольшими продажами ее не отбить. Бездонный (пока еще) китайский рынок и специфическая экономика процессов позволяет эксперименты. Как только это станет невыгодным, линейки начнут оптимизировать.
Вторая – желание занять все прибыльные сегменты. Обратите внимание: пресловутые имиджевые модели у китайских марок практически отсутствуют. Зато кроссоверы и внедорожники делают на любой вкус и кошелек. И седаны с лифтбеками не игнорируют. Появятся иные перспективные направления — в КНР, будьте уверены, быстро переключатся на них.
Третья – им пока неведома оптимизация. Я сейчас не столько о финансовой стороне, сколько о технической. Китайцы только начинают приходить к унификации и широкому использованию модульных платформ и общих агрегатов. Например, три года назад на Haval F7, передне- и полноприводном «Джолионе» стояли три разных турбомотора 1.5. А теперь у «семерки» младший мотор общий с Jolion, старший – с Dargo. Да и платформа L.E.M.O.N. применяется на нашем рынке уже на четырех моделях. У концерна Chery унификация широкая и применяется достаточно давно. Но и моделей столько, что даже в России в них путаешься. А на домашнем рынке даже не сосчитаешь.
Хорошо нам от такого подхода или плохо?
На первый взгляд, явление позитивное – создает ассортимент. И выбирать покупателям под свой кошелек и потребности проще.
Однако есть и минусы. В Китае ценность имени (по крайней мере, в автомобильном сегменте) ничтожна. Отсюда бесконечное количество суббрендов. Для России вдобавок придумывают новые, чтобы снизить санкционные риски. Нам же покупать машину-ноунейм непривычно. Хотя это момент психологический, со временем пройдет. Ведь в отношении других товаров из Китая предубеждений уже нет.
Кроме того, если отдельная марка «не взлетит», ее легко и просто закроют, будто такой и не было. Опять же, китайская специфика: поддерживать владельцев много лет после окончания выпуска закон Поднебесной не требует. Не исключено, что такой подход укоренится и в России. Но пока у нас в ходу цивилизованная модель с гарантией продолжительной поддержки сервисом и запчастями. Если китайцы ее не переймут, автомобилисты столкнутся с нюансами эксплуатации в будущем.
***
Получается красивая внешне картинка с потенциально проблемной изнанкой. Однако иного выбора у тех, кто присматривается к новому автомобилю, нет. Берем, что дают, и надеемся на лучшее.
Кирилл МИЛЕШКИН
Ранее в этом блоге:
- Китай почувствовал безальтернативность и способен неприятно удивить. Колонка Кирилла Милешкина
- Это раздражает: еще 8 странностей китайских автомобилей. Колонка Кирилла Милешкина
- Китайские шины: брать или нет? Колонка Кирилла Милешкина
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.