Батарея в порядке – спасибо домашней зарядке. Сергей Мишин о запасе хода и «электрических» нюансах Ora 03 GT

Ora 03 GT зарядка от сети зимой

Сейчас на одометре Ora уже более трех с половиной тысяч километров, накатанных в режиме город-пригород как в летний период, так и в зимнее время. К сожалению, эта зима выдалась необычно теплой, потому достаточного опыта использования машины на морозе получить не довелось – пока лишь первые впечатления.

мишин и машины рубрика

Лучше меньше

Однажды обратил внимание, что при полностью заряженной батарее режим рекуперация практически не работает. Машина при сбросе газа отказывается тормозить электродвигателем, а просто катится, будто на нейтрали.

Ora 03 GT мишин спереди зимой капот в снегу

Более-менее притормаживать при отпущенной педали акселератора «Ора» начинает лишь когда емкость тягового аккумулятора составляет не более 90%. А прилично тормозит машина «сбросом газа» в случае, если в батарее осталось 80-85%. И уже если заряд менее половины емкости – достаточно эффективно.

Проанализировав эти эффекты, пришел к выводу, что если батарейка полная, то ей зарядку принимать некуда. А потому и рекуперация как таковая не работает.

Потому сейчас заряжаю батарею не на всю катушку, а до 90%. Кстати, производитель электромобиля настоятельно рекомендует ограничивать степень зарядки этой цифрой для уменьшения интенсивности деградации (снижения емкости в ходе жизненного цикла) батареи. Так что такое ограничение позитивно со всех сторон.

Ora 03 GT медиасистема мультимедиа ограничения зарядки

Ограничить заряд батареи «Оры» можно в широких пределах

Благо, в интерфейсе предусмотрено ограничение зарядки. И цифра «90» есть, достаточно в нужном месте поставить «галочку». При такой емкости машина обещает проехать 450 км.

Обещанный пробег

На Ora 03 GT установлена тяговая литий-никель-марганец-кобальт-оксидная батарея производства CATL (Contemporary Amperex Technology Company Limited) емкостью 63,1 кВт⋅час. К слову, это китайская компания, основанная в 2011 году, но уже в 2023-м превратившаяся в мирового лидера по производству аккумуляторов для электромобилей с долей мирового рынка более одной трети.

По заявлению производителя электромобиля этот аккумулятор способен обеспечить 500 км пробега по циклу WLTP (Worldwide harmonised Light duty Test Procedure — Всемирная гармонизированная Процедура Испытаний Легких автомобилей). Это современный европейский тест на запас хода, который считается наиболее близким к реальности с коэффициентом приближения к жизни 1,12.

Ora 03 GT медиасистема мультимедиа расход заряда батареи

Все «электрические» показатели «Оры» можно оценивать в движении в реальном времени

Испытания проводятся на стенде с беговыми барабанами и на дорогах общего пользования. Автомобиль при температуре окружающего воздуха 23 градуса Цельсия в течение 30 минут преодолевает дистанцию около 23-х километров, разделённую на четыре блока с разными скоростями: низкой (до 60 км/ч), средней (80 км/ч), высокой (100 км/ч) и сверхвысокой (130 км/ч).

Реальные километры

Сразу после покупки автомобиля батарея «высаживалась» в полтора раза быстрее обещанного, а то и больше. Судя по всему, на доставку машины из Китая и продажу ушло примерно полгода. За такое долгое время бездействия батареи ее емкость немного снизилась. А после нескольких циклов разряд-заряд приблизилась к норме.

В теплую погоду поправочный коэффициент пробега лежит в пределах 1,1-1,5. Зависит он от режима движения (равномерный или с троганиями и разгонами), темпа разгона и скорости движения. Так что за удовольствие от быстрого разгона (значительного ускорения) и движение со скоростью свыше 80-90 км/ч приходится платить километрами пробега. Это еще жары не было, так что кондиционер включал лишь изредка.

Ora 03 GT мишин сбоку сзади летом

Ora 03 GT на летних городских улицах

В холодное время года коэффициент «правды» колеблется от 1,7 до 2,3. Минимальные значения поправки получены, когда температура воздуха не опускалась ниже нуля или перед поездкой батарея прогрета зарядкой от сети. Когда же стартуешь на холодной, то коэффициент будет не ниже двух. А если во время поездки была длительная остановка на несколько часов, позволяющих батарее остыть, то корректировка переваливает двухкратный рубикон.

Обнаружился еще один очень интересный нюанс. За полчаса стоянки в холодное время с включенным отоплением тяговая батарея теряет около 10 км «обещанного» запаса хода. Путем нехитрых подсчетов выясняем, что потребление отоплением «обещанного» пробега в час составляет 20 км. Ровно такими же темпами происходит зарядка тяговой батареи от домашнего зарядного устройства.

Ora 03 GT мишин спереди зимой капот в снегу

Ora 03 GT на зимней парковке выглядит замороженной

Получается, что в холодное время подключенная перед выездом зарядка от бытовой сети 220 вольт в лучшем случае поможет лишь прогреть батарею и салон. А на восстановление заряда тяговой батареи, если она «подсевшая», при включенном отоплении ее не хватит.

Холодовая аллергия

На морозе, начиная с «минуса» от 5-10 градусов, электромобиль (а на деле, тяговая батарея) проявляет явную нелюбовь к отрицательным температурам.

Самое неприятное явление, пугающее водителя электромобиля – просадка «обещанного» пробега до 30 километров за время ночной стоянки при морозе минус 10-20 градусов (более низкую температуру поймать пока не удалось).

Вечером ставишь на парковку машину с разогретой батареей – она «обещает» пробег 350 км. Пришел утром, а остывший аккумулятор подсказывает, что больше, чем на 320-325 километров его не хватит. Но на этом холодовая аллергия батареи не заканчивается.

Ora 03 GT медиасистема мультимедиа расход заряда батареи зимой

В морозы емкость тяговой батареи «Оры» снижается в два-три раза

После морозной парковки первые 10-15 километров практически не работает режим рекуперации – снижать скорость можно лишь за счет тормозов. Видимо потому, что холодная батарея зарядку не принимает, пока не прогреется до рабочей температуры. А весь ток, который туда попадает при рекуперации, первое время расходуется на прогрев аккумулятора.

По мере использования АКБ начинает приходить в кондицию – режим рекуперации с каждым пройденным километром, начиная примерно с десятого-пятнадцатого, функционирует лучше и лучше. Машина начинает эффективно «тормозить двигателем» примерно через 20 километров.

Вспоминаю, как несколько лет назад при первом знакомстве с Audi e-tron, состоявшемся в зимней Финляндии, сталкивался с похожим эффектом. За время ночной стоянки без подключения зарядки к сети емкость батареи падала примерно в этих же пределах. И режим рекуперации на промерзшей машине практически не работал.

Электрический кроссовер Audi e-tron сзади

Электрический кроссовер Audi e-tron

Во время движения, после прогрева батареи, все приходило в норму, а «обещанный» пробег приходил в соответствие тому, который e-tron показывал вечером, накануне ночного промерзания. Естественно, с учетом километров, «потраченных» на прогрев батареи.

Зарядка «Оры»

Личный опыт автора этих строк, основанный на контроле состояния батареи в процессе ее зарядки подсказывает следующее.

Батарея заряжается практически линейно. Темп домашней зарядки (ее мощность 2,5-3,0 кВт ограничена возможностью зарядного устройства) от бытовой сети 220 вольт – примерно 4 процента емкости или 20 километров «обещанного» пробега в час.

Ora 03 GT зарядка от сети зимой зарядные порты

Зарядные порты «Оры» расположены в левом переднем крыле

То есть за восемь часов заряд батареи пополняется на 32% от общей емкости или на 160 километров «обещанного пробега». Если батарея будет совсем пуста, то на ее полную зарядку потребуется 25 часов. Если решите ограничиться 90% емкости, то на это уйдет чуть больше 22 часов.

Жизненные реалии

Итак, летний поправочный коэффициент запаса хода Ora 03 лежит в пределах 1,1-1,5, превращая обещанные производителем 500 км по циклу WLTP в фактические 450-330 км.

Напомню, что этот тестовый цикл считается одним из наиболее точных и предлагает поправочный коэффициент 1,12, который на деле оказался сравнимым с минимальной поправкой, полученной автором в жизненных реалиях.

В холодное время года заявленный запас хода уменьшается в 1,7-2,3 раза, что в реальных километрах на «Оре» составляет 300-220 км. А при коротких суточных пробегах вкупе с замерзаниями батареи во время ночных стоянок на морозе может упасть в три раза. Полагаю, что все зависит от температуры окружающей среды.

В целом «обещанный пробег» на электромобиле – понятие условное и нестабильное, значительно меняющееся в процессе езды. В отличие от более-менее прогнозируемого запаса хода на авто с ДВС.

Ora 03 GT на зимней дороге сбоку

Ora 03 GT на зимней дороге

Самое верное решение для холодной зимы – даже при коротких пробегах взбадривать зарядкой машину каждую ночь либо через ночь. И обязательно утром, перед выездом, чтобы подогреть батарею. Это значит, розетку для «электрички» необходимо иметь в непосредственной близости от дома. Либо рядом с местом дневной парковки. Благоприятно повлияет на ситуацию теплый гараж.

Примечательно, что увеличить пробег в зимнее время реально за счет отказа от отопления или его минимизации. Хочешь проехать больше – мерзни в холодной машине.

Полагаю, что электромобили других марок, равно как и гибриды в «зеленом» режиме, имеют описанные выше нюансы и сложности. Естественно, что гибриды в подобных ситуациях легко нивелируют проблемы, подзаряжая батарею на ходу, на что закономерно требуют бензин, дискредитируя этим суть «электрички». Но это уже совсем другая история.

Сергей МИШИН (Protector-Team)

Сергей Мишин

Ранее в этой рубрике:
баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анатолий
Анатолий
1 час назад

Спасибо за информацию

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: