Сегодняшнюю ежемесячную «Оперативку», в которой подвели итоги марта 2025 года на российском авторынке, генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков начал с интересных цифр.
Оказывается, средневзвешенная стоимость китайского премиального автомобиля вдвое ниже европейского аналога (15 млн рублей). При этом богатые россияне, располагающие такой (и выше) суммой, редко смотрят в сторону продукции Li Auto и т.п. Другими словами, если человек решил побаловать себя, родного хорошим западным автомобилем, то он возьмет премиальный автомобиль верхней ценовой линейки, например, Mercedes-Benz G-Class, BMW X7 и иже с ними, но никак не «китайца».
Полоса везения LiXiang закончилась?

Топ-15 марок по продажам легковых автомобилей в России в марте 2025 года / инфографика «Автостат»
Упомянутые автомобили LiXiang, о которых в последнее время было много разговоров на предмет их скорого появления в России на официальных основаниях, потихоньку сдают свои позиции. Об этом, собственно говоря, было заявлено в онлайн-обзоре агентства. По словам исполнительного директора АА «Автостат» Сергея Удалова, по итогам мартовских продаж LiXiang выпал из топ-15 самых успешных брендов в России.
Оно и понятно: в первый месяц весны бренд сумел найти покупателей на 679 своих дорогих гибридов. Для сравнения: два других китайских автопроизводителя – Exeed и Tank, с которыми LiXiang еще недавно соревновался за пальму первенства в «премиуме», отработали март 2025-го куда активнее – 1,4 тыс. и 1,2 тыс. ед. соответственно. Таким образом, Exeed и Tank разместились в топ-15 на 11-й и 12-й позициях. Благодаря, прежде всего, усилиям этих компаний, сегмент «премиум» в минувшем месяце сумел отвевать 8% доли рынка в России. Не самая, вроде как, большая цифра (в лучшее время она достигала 10%), но и ситуация на рынке непростая.

Топ-15 марок по продажам легковых автомобилей в России в первом квартале 2025 года / инфографика «Автостат»
Не показал себя во всей красе другой премиальный бренд – Zeekr. Мы уже привыкли к его лидерству в линейке электрических моделей, но мартовский результат в 225 машин совсем не рекордный. «Электричкам», в принципе, не удается сдвинуться с мертвой точки в России. По итогам марта 2025-го, их вклад в общую копилку рынка – всего 0,8%. PHEV продаются веселее (доля – 2,4%).
Основной импорт по-прежнему из Китая
Выбывшего из топ-15 LiXiang в марте «подсидел» бюджетный BAIC. Да, объем его продаж можно назвать более чем скромным (0,9 тыс. ед.). И даже год назад результат был на 17% сильнее. Однако рост к февралю 2025-го составил 2,9 раза – так гордо первый месяц весны не провел в России ни один автопроизводитель. Эксперты в один голос говорят о слагаемых успеха BAIC – это огромные (до 500 тыс. рублей) скидки и разного рода бонусы на модельную линейку. Но, по словам Сергея Удалова, почему бы нет, при накопленных гигантских стоках это здравая практика, который не грех последовать всем другим «китайцам».

Объем импорта легковых автомобилей и структура по странам в марте 2025 года / инфографика «Автостат»
Импортерские и дилерские склады, по оценке Сергея Целикова, на сегодняшний день могут составлять 350 000 автомобилей, преимущественно 2024 года выпуска. На начало этого года, напомнил эксперт, они составляли 500 000 машин. Доля машин, ввозимых по линии параллельного импорта, невелика: если раньше она составляла порядка 20% и даже чуть выше, то на конец марта упала до отметки менее 10%.
У Китая по-прежнему львиная доля импортируемых в Россию новых машин – 79,8% (из ввезенных 23,8 тыс. ед.). Чаще других в марте 2025-го в Россию импортировались автомобили Changan, лидером стал кроссовер Uni-S. Этот же бренд не сдает позиции по итогам первых трех месяцев 2025-го, однако в модельном рейтинге квартальный фаворит другой – Omoda C5. По данным «Автостата», Китай наращивает долю рынка и по автомобилям с пробегом. На конец марта она достигла 10% (из 29,9 тыс. ед.).
Лучшее время для покупки авто?
Средневзвешенная стоимость нового автомобиля в России на конец февраля 2025 года (данных по марту пока нет) составила 3,12 млн рублей – это на 7% ниже, чем год назад. Эксперты агентства говорят, что налицо тренд к снижению этой планки по итогам перового весеннего месяца, поскольку кампания по предоставлению разного рода выгод и обеспечению покупателей/дилеров субсидированными кредитами в самом разгаре. «Сегодня лучшее время для выгодного приобретения автомобиля», — заметил Сергей Удалов.

Итоги продаж автомобилей в России в марте 2025 года / инфографика «Автостат»
Эксперт, в принципе, прав. Однако цифры продаж за минувший месяц не самые радужные. Сообща дилерам удалось реализовать в марте 2025 года 79,8 тыс. новых автомобилей. Страшно сказать, но это на 46% меньше, чем в марте прошлого года (оценка АЕБ – минус 45%). Лидеры рынка суть те же – Lada (25,2 тыс. ед., -37% к АППГ), Haval (9,8 тыс. ед.; -39%), Chery (8,4 тыс. ед.; -36%), Geely (5,1 тыс. ед.; -66%), Changan (3,8 тыс. ед.; -59%). В таком же порядке лидеры разместились по итогам первого квартала этого года, разве что цифры продаж иные: 77,3 тыс. ед. – Lada, 31,2 тыс. ед. – Haval, 25,8 тыс. ед. – Chery, 16,5 тыс. ед. – Geely и 13,3 тыс. ед. – Changan. Скорее всего, по мнению экспертов, данная цепочка останется неделимой до конца текущего года.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
«Страшно сказать, но это на 46% меньше, чем в марте прошлого года»
Ну ничего, надо только утильсбор ещё пять раз поднять, и будет уже ничего не страшно. Да и вообще ничего. Просто ничего.
если бы только утильсбор, то ВАЗ бы не падал, тут все гораздо глубже — все вкупе и утиль и ожидание возврата корейцев (надежда на их дешевизну, что абсолютно не логично) и неадекватность процентной ставки на кредиты….а с падением продаж, покупатель еще ожидает скидки и коррекцию цен — тоже не покупает… Уход во вторичку тоже будет значительный!