Шанхайский автосалон – главная автомобильная выставка Азии в 2019 году – подходит к концу. «Китайские автомобили» обобщили увиденное в Шанхае и сделали 10 главных выводов о том, что показал нынешний AutoShanghai.
1. Игра в гаджеты
Те, кому китайский автопром кажется критически недооцененным, указывают обычно на рынок гаджетов. Дескать, если россияне не гнушаются покупать Honor, Xiaomi и Huawei, отдавая им предпочтение перед корейскими и японскими смартфонами, того же успеха следует ожидать и от Changan с Brilliance. Это, безусловно, большая натяжка, учитывая несопоставимые стартовые условия на этих двух рынках и стоимость самой продукции.
Однако в самом Китае автопром действительно можно сравнить с гаджетами. Во-первых, потому, что модели автомобилей здесь обновляются столь же часто, как и программное обеспечение или приложение в мобильнике. Во-вторых, потому что сами современные китайские машины все больше напоминают компьютеры на колесах. Кажется, главная задача местных инженеров – засунуть в салон десяток сенсорных панелей, чтобы пассажиры (да и водитель) мог привычно просидеть всю дорогу в соцсети или любимой электронной игрушке.
В итоге некоторые модели, которые вот-вот готовы выйти на рынок, получили до четырех экранов на передней панели и два-три места для зарядки смартфонов. Ну а концептах и говорить нечего. Особенно отличились стилисты бренда Wey, вмонтировавшие гнутые тачскрины в спинки сидений первого ряда и предусмотревшие штатные места для телефонов в дверных подлокотниках.
2. Сила тока
Другой важный тренд – электрификация автомобилей. Главной характеристикой многих выставочных образцов стал пробег на одном заряде. Китайцы способны удивить европейцев цифрами, но последние снисходительно напоминают: система расчета запаса хода в Поднебесной нуждается в серьезной доработке. Впрочем, пока идут эти споры, «электрички» появляются даже у никому не известных брендов. А некоторые и вовсе продемонстрировали автомобили на водородном топливе.
И еще один показательный момент: именно в Шанхае компания Renault представила городской электрокар City K-ZE. Он должен стать самым доступным в своем сегменте, поскольку построен на базе ультрабюджетного хэтчбека Kwid. Французы прекрасно понимают: если не занять эту нишу сейчас — ее не занять уже никогда.
3. Без руля и ветрил
Этот момент я буду вспоминать как журналистскую неудачу. Во время презентации электромобиля Ora (еще один суббренд Great Wall) в павильоне заиграла задорная музыка, напомнившая русскую народную. Пока я вслушивался в мелодию и пытался понять, какие инструменты задействованы, на сцену выехал небольшой хэтчбек. За рулем было пусто, а на заднем сиденье находилась девушка, чье восторженное лицо показывали на большом экране. И когда я наконец опомнился и взялся за камеру, чтобы сделать небольшой ролик о столь знаменательном перформансе, музыка перестала играть, а машина остановилась.
Впрочем, беспилотные автомобили ездили во время автосалона и по другим стендам. Правда, совсем медленно, словно стесняясь сотни обычных автомобилей, расположившихся в залах Шанхайского экспоцентра. А еще на AutoShanghai показали прототип автономного грузовика. К счастью, он простоял всю неделю без движения.
4. Начали за здравие
Шанхайский автосалон – это еще и своего рода «смотр молодых талантов». В том смысле, что в рамках моторшоу было представлено немало стартапов, чьи названия даже не перевели на английский и не писали латинскими буквами. Тут, пожалуй, главное – чтобы у инвестора не закончились деньги или не пропал интерес. Тогда есть шанс, что некоторые стенды мы увидим и через год в Пекине.
5. Даже слишком концептуально
Китайские компании почувствовали в себе силы демонстрировать не только обновленные модели и новые генерации, но и многочисленные концепт-кары. Почти на каждом стенде можно было увидеть некий прототип, призванный показать, куда движется инженерная и дизайнерская мысль. Основные идеи, впрочем, повторялись: в салоне много гаджетов, а сиденье водителя способно разворачиваться в салон. В отсутствие руля, впрочем, называть кого-то водителем, пожалуй, неверно.
На этом фоне некоторые концепт-кары смотрелись довольно прозаично. Например, седаны Geely под собственным брендом и маркой Geometry или кроссовер Haval Vision 2025. С последним вообще не очень ясно, чем же будут заниматься в компании до 2025 года, если такого рода машина появится лишь через 6 лет.
6. Перезагрузка для седанов
Шанхайский автосалон станет отправной точкой для довольно удивительной тенденции. Популярные марки вновь обратили внимание на седаны и намерены совершить в этом сегменте своего рода перезагрузку.
Geely выкатила сразу две концептуальные четырехдверки, Chery представила Arrizo GT и сразу же решила привезти эту модель в Россию, обновленный седан с самой современной начинкой показал GAC Motor. Во всех этих случаях абсолютно очевидно желание производителей усадить за руль такой машины молодежь, которая по какой-то причине не захотела ездить в кроссовере или на худой конец хэтчбеке.
7. Вход в купе
Еще один тип кузова, который оказался неожиданно популярным, — купеобразные кроссоверы. Такое впечатление, что до сих пор выпускать такие машины китайским компаниям запрещали, а теперь табу снято – и они бросились соревноваться друг с другом в том, у кого купе-SUV получится лучше. Haval F7x, Changan CS85, Geely FY11, Zotye A16 – этот список можно продолжать. А на подходе еще и «пятерка» Lynk & Co. В общем, скучно в этом сегменте явно не будет.
8. «Клоны» вышли из моды
Конечно, автосалон не обошелся без образцов традиционного китайского искусства – клонирования лучших западных моделей. Однако в этом смысле на AutoShanghai было весьма скучно. Журналисты развлекались разве что попыткой назвать любой дизайн с двух- или трехуровневой оптикой копией Hyundai Santa Fe.
А всему виной – главные чемпионы Китая по «клонированию», марки Land Wind и Zotye. В Шанхае обе удивили вполне самобытными новинками. А Zotye даже явил миру собственный корпоративный стиль.
9. Чтобы никто не обознался
Удивительное самолюбие продемонстрировали многие китайские бренды, попытавшись лепить свой логотип буквально на каждом свободном месте. Это действительно выглядит странно, когда никому не известная компания маркирует, например, фары – выбрав для написания бренда огромные буквы. Некоторые логотипы можно было найти на автомагнитолах или тачскринах мультимедийной системы – будто автопроизводители занимались выпуском этих гаджетов.
Но победителем в этом своеобразном состязании стоит признать вышеупомянутый Land Wind. Его дизайнерам удалось нанести наименование бренда даже на маленькие ручки дефлекторов на передней панели. Уж если получилось разработать что-то уникальное, это надо закрепить «клеймом», видимо, посчитали в компании.
10. Ну а девушки – потом
На каждом моторшоу фотографы автомобильных изданий соревнуются друг с другом, кто быстрее и полнее успеет передать в редакцию снимки с длинноногими стендистками, чтобы редакторы составили традиционную подборку «самых красивых моделей». В Шанхае с этим оказалось довольно туго. Стендистки вели себя крайне скромно, одевались строго, улыбались скупо. Особенно на стендах китайских компаний, потому что в павильонах Hyundai и Skoda какой-никакой выбор у фоторепортеров был.
Впрочем, по многим СМИ разошелся снимок некой модели, отметившейся у седана Geely Preface. Девушка появилась на стенде буквально на 10 минут, затем сбросила туфли на шпильке, натянула что-то вроде валенок и убежала. Но запомнилась. Как раз потому, что на стендах AutoShanghai оказалась вне конкуренции.
P.S. Этот текст накануне появился в нашем журнале в «Яндекс.Дзен». Предлагаем на него подписаться, чтобы не пропускать обновления!