История китайских автомобилей: от СССР до стран Запада. Как в Тяньцзине и Шанхае Пекин копировали

Китайские внедорожники
На фото chinacarhistory.com: Tianjin TJ210E в музее.

Китайские внедорожники в свое время стали основой автомобилизации Китая. Возможно, именно этот факт, который стал частью ДНК китайского автомобилестроения, и повлиял на повальную популярность кроссоверов в современной КНР. И сегодня речь пойдет о предшественниках внедорожника Beijing BJ212, которые выпускались на других заводах. Попробуем разобраться в этой запутанной истории.

BJ212 породил на свет десятки своих «клонов» в самом Китае, и в этот раз мы затронем две модели – Tianjin TJ210 и Shanghai SH211. И если первый внедорожник, что называется «широко известен в узких кругах», то второй остаётся белым пятном истории китайского автопрома. О нем почти нет информации и фотографий, а завод изготовитель, весьма известный своими легковыми автомобилями Shanghai SH760, будто бы забыл о своей истории.

***

Однако ситуация куда запутанней, чем кажется. В конце 1950-х годов армия КНР использовала советские ГАЗ-67 и ГАЗ-69. Но национальному автопрому требовалось найти качественную замену этим внедорожникам. ТТХ перспективного автомобиля получил Пекинский завод в 1961 году, и тогда же был разработан открытый внедорожник без дверей BJ210. Производство развернули только в 1963 году, правда по разным причинам удалось сделать только 300 экземпляров. В это же время был готов прототип BJ211, который отличался от BJ210 наличием четырех полноценных дверей.

Beijing bj212

На фото chinacarhistory.com: прототип Beijing BJ210.

Оба автомобиля оснащались двигателем 492Q, представляющим из себя агрегат ЗМЗ-21А от ГАЗ-21 «Волга», который перекочевал на уже известную у нас модель BJ212 фактически без изменений. Его характеристики не изменились, с 4-цилиндрового двигателя объемом 2,4 литра снимали 75 лошадиных сил.

Однако военные практически поставили крест на обоих прототипах. Они хотели китайские внедорожники куда больших размеров, а у модели BJ210 в качестве весомого минуса отметили отсутствие дверей, поэтому Пекинский автозавод и приступил к разработке модели BJ212

Впрочем, история этих внедорожников отнюдь не завершилась, ибо по неизвестным причинам в 1965 году 210-й внедорожник освоили на Тяньцзиньском автозаводе. Там машина получила индекс TJ210 и ее различные версии производились до 1978 года, общий тираж составил 14 000 экземпляров.

Двухдверная версия (с мягкими дверями) была точной копией BJ210 и называлась Tianjin TJ210C. Весил этот автомобиль 1300 кг, длина составляла 3427 мм, колесная база 2050 мм. Максимально достижимая скорость 103 км/ч. Это несколько меньше, чем у советского УАЗ-469, что можно объяснить устаревшей агрегатной базой. Расход топлива составлял 15 литров на 100 км в смешанном режиме.

Tianjin TJ210C

На фото chinacarhistory.com: Tianjin TJ210C.

Tianjin TJ210C

На фото chinacarhistory.com: Tianjin TJ210C позднего выпуска с металлическими дверями.

***

Тем не менее возможности для модернизации лежали на поверхности, и тогда Тяньцзиньский завод путем небольшой модернизации конструкции предложил четырехдверную версию, которая получила индекс TJ210E. И самое интересно, что агрегатная база не увеличилась, лишь вес возрос на 40 килограммов.

Tianjin TJ210E

На фото chinacarhistory.com: Tianjin TJ210E.

BJ212

TJ210E

На фото chinacarhistory.com: основные отличия между TJ210E (сверху) и BJ212 – длина колесной базы и двери уникальной формы.

От TJ210C новая модификация отличалась внешне указателями поворотов, расположенными не на решетке радиатора, а на брызговиках. Также важным отличием являлись полноценные двери, но они получили весьма необычную степень кривизны, тем самым обеспечив неудобную посадку в автомобиль. Плюс ко всему все четыре двери были вполне взаимозаменяемы, и до оконной линии были, по сути, абсолютно одинаковые.

Tianjin TJ210E

На фото chinacarhistory.com: Tianjin TJ210E в музее, на нем новый бампер и противотуманные фары.

***

Как известно, прототипы BJ210 и BJ211 стали предками знаменитого BJ212, и если первый прототип все таки стал выпускаться на заводе в Тяньцзине, то второй осел в Шанхае, и стал выпускаться под индексом SH211. Однако мы можем только предполагать о годах выпуска и общем тираже. В Сети почти нет информации и фото по этому автомобилю. Смею предположить, что машина все-таки была выпущена куда меньшим тиражом, чем TJ210, что и объясняет отсутствие фото этого автомобиля.

Единственная фотография, которая гуляет в интернет, по сути, лишь частично показывает, как выглядят эти китайские внедорожники. Вероятно, он сохранил размеры своего прототипа BJ211 и отличается от него только решеткой радиатора, а квадратные формочки позволяют сделать вывод, что на этот автомобиль, возможно, планировались квадратные фары, но решено было оставить более дешёвые круглые.

По двигателю – всё гораздо проще. Судя по другим моделям китайских внедорожников, почти однозначно можно сказать, что SH211 оснащался двигателем 492Q мощностью 75 лошадиных сил.

прототип Beijing BJ211

На фото chinacarhistory.com: прототип Beijing BJ211.

Shanghai SH211

На фото chinacarhistory.com: возможно, единственное изображение Shanghai SH211 (на заднем плане).

В свое время эти автомобили не просто стали основой автомобилизации Китая, но и послужили развитию небольших заводов по всей стране. Бывшие ремонтные заводы начинали полноценные производства внедорожников, которые так нужны были как армии, так и народному хозяйству. И машины из Тяньцзиня и Шанхая – это крупная, но всего лишь часть огромного множества самых разных «клонов» BJ212 и его предшественников. И на рассказе об этих клонах ещё очень рано ставить точку. Продолжение следует!

Андрей ТРУБИН (vk.com)