На этой неделе стала известна судьба бренда Lifan. С одной стороны, частный производитель из города Чунцин больше не будет производить легковушки, которые известны по всему миру даже больше, чем в самом Китае. С другой – реструктуризация бизнеса в ходе процедуры банкротства привела к появлению новой марки – Lifan Technology. Какой будет ее история, нам еще предстоит узнать. А пока предлагаем вспомнить историю самого бренда Lifan. В 1990-е и «нулевые» он, кажется, вспыхнул слишком ярко, из-за чего ему и пришлось быстро погаснуть.
***
Все началось в 1992 году, когда некий Инь Миншань основал в городе Чунцин мастерскую по ремонту мотоциклов. Позже компания занялась выпуском мототехники, а к 2003 году начала уже производство автобусов.
Сам Инь — бывший диссидент, который имел определенные проблемы с властью. Однако довольно быстро он понял: чтобы иметь стабильный бизнес, ему нужно заручиться поддержкой КПК. Благодаря хорошим отношениям с компартией Китая уже ближе к концу ХХ века мощности заметно увеличились — у компании стало десять заводов. И постепенно, к 1997 году, она получила статус пятого по величине китайского производителя мотоциклов.
***
Изначально компания называлась Chongqing Hongda Auto Fittings Research Centre. И вы наверняка уже заметили странное слово Hongda, созвучное с известным японским производителем. Естественно подобное наименование было выбрано не случайно. И не удивительно, что в 2004 году Honda обратилась к компании Миншаня с требованием прекратить продажу мотоциклов под торговой маркой Hongda. В том же году Honda инициировала подачу иска — на этот раз за использование на мотоциклах значков, подобных логотипу Honda. Так и появилось привычное нам имя Lifan. В переводе с китайского оно обозначает целый тезис — «Идти на всех парусах».
Сама же компания получила название Lifan Industry Group еще в 1997 году. По всей видимости, Инь Миншань мечтал о собственной индустриальной империи. И вскоре он начал семимильными шагами двигаться к освоению новых сегментов рынка. Так, в начале нулевых началось переоборудование головного завода в Чунцине для будущего производства легковых автомобилей — оно получило собственную закрытую покрасочную линию, четыре сборочных цеха (два — полностью автоматизированных) и две упаковочные линии. Все это с успехом разместилось на шести гектарах площади и помогло примерно десяти тысячам людей с рабочими местами.
***
Один из первых автобусов компании Lifan — LF6592 — появился в 2004 году. К сожалению, информация о платформе отсутствует, но нет сомнений, что она импортная. То же относится и к двигателю. Хотя он имеет собственный индекс 4100QBZL, почти с полной уверенностью можно сказать, что он заимствованный. Это дизельный агрегат объемом 3,6 литра, обладающий мощностью в 110 л.с.
Переломным для компании стал 2005 год. Именно тогда началось производство первых моделей компании — минивэна LF6361 и пикапа LF1010, созданных на основе Daihatsu Atrai 1999 года. К сожалению, по старой доброй китайской традиции фотографий данных автомобилей не сохранилось. Да и, откровенно говоря, эти модели не стали хитами рынка, хотя и послужили основой для небольших грузовичков.
***
Следующая же модель, которая была представлена в апреле того же года, вам наверняка хорошо известна — Lifan Breez, также известный как Lifan 520. Седан построили на платформе Citroen ZX 1991 года. Автомобиль оснащался бразильским двигателем Tritec, который выпускали в Китае. Четырехцилиндровый агрегат объемом 1,6 литра развивал мощность 116 л.с.
Дальнейшие модели вам тоже наверняка знакомы. Это Lifan 320, более известный как Smily — калька с Mini Cooper, модель 620 — Solano, кроссовер X60 и даже автомобиль класса люкс — модель 720, известная как Cebrium. Без малейшей доли иронии можно сказать, что конец нулевых — начало десятых стали для компании настоящим расцветом. Тут и освоение большого модельного ряда, разработка целой линейки ДВС, пусть и основанной на том самом двигателе Tritec, а также масштабная экспортная программа с созданием сборочных площадок в таких странах как Вьетнам, Эфиопия, Иран, Египет и, разумеется, Россия.
Середина десятых продолжила тенденцию на рост бренда, на конвейере осваиваются новые поколения Smily, Solano, 530, дополняется модельный ряд кроссоверов в лице Х50, Х70 и Myway, осваивается производство минивэна М7, на рынок выходит новый флагман бренда — модель 820, известная нам как Murman, а также Magnum Opus бренда — Lifan X80 с двухлитровым турбоагрегатом LF483ZLQ мощностью в 192 л.с., который также ведет свою родословную от того самого Tritec.
***
Однако в какой-то момент все пошло наперекосяк. Сейчас уже трудно сказать, что стало главной причиной, по которой Lifan начал неуклонное движение на дно рынка, однако можно сказать с уверенностью: в Китае бренд не был особо популярным. Статистика показывает, что в КНР Lifan редко продавал более 50 тысяч автомобилей в год — по-настоящему смехотворный показатель. Доходило до абсурда: за границей Lifan был куда более успешным, чем у себя на родине, на некоторое время получив статус наиболее экспортирующего за границу автомобильного бренда Китая. Например, в России за 2016 год было продано более 17 000 автомобилей Lifan.
Но уже с начала десятых годов на экспортных рынках в спину стали дышать конкуренты, в первую очередь Geely и Chery. И если конкуренты делали ставку на новые технологии, сотрудничество с иностранными брендами, привлечение известных дизайнеров, то Lifan решил пойти по пути наименьшего сопротивления — продавать машины дешевле конкурентов. Данная тактика была выгоднее только на короткой дистанции, но, как показала практика, в дальней перспективе это оказалось провальным решением.
***
Судя по всему, прежний Lifan со своими моделями с автомобильного рынка ушел навсегда. Под брендом Lifan Technology в сотрудничестве с Geely и с новым логотипом это будет уже совсем другая компания. Но нам интересно, что станет с еще одним направлением бизнеса, который до последнего держался на плаву.
Речь идет о Lifan Trucks. В начале статьи мы пообещали затронуть тему небольших грузовичков, которые выросли из самой первой модели бренда — LF6361. Это семейство заднеприводных грузовичков объединено общим названием Foison. Оно состоит из двухместного Т11 и пятиместного Т21. Автомобили оснащаются тремя четырёхцилиндровыми силовыми агрегатами собственной разработки — LF465Q5A объемом 1,0 и мощность в 50 л.с., LF66Q объемом 1,0 и мощностью в 68 л.с., а также LF479Q5-1 объемом 1,3 и мощностью в 90 л.с.
А начиналось грузовое отделение Lifan с некой торговой компании Junma, которая производила трактора в городе Дали до 2000 года. Вскоре компания решила, что следует увеличить перечень производимой продукции, и начала выпуск грузовиков (правда история умалчивает, каких именно). В 2004 году Lifan Group, еще не начавшая заниматься легковушками, связалась с Junma и открыла совместное производство в Дали. Общие инвестиции составили 690 млн юаней.
***
Сейчас это весьма крупное предприятие, у которого есть уже два завода в провинции Юньнань и площадка в Гуйчжоу. Всего производится 120 различных типов грузовиков, сельскохозяйственных транспортных средств и тракторов. Компания имеет обширную сеть продаж в Китае, Южной и Юго-Восточной Азии и Африке.
С 2008 года автомобильный завод Lifan Junma входит в десятку крупнейших автомобильных компаний Китая. По производству и продаже тракторов он занимает пятое место в стране и первое в Юньнани. Объемы производства составляют примерно 200 000 грузовиков и тракторов в год. Причем, не только под маркой Lifan – предприятие также владеет брендами Skat, Geaolei, Projen, Sojen и Kaiwoda. Стоит отметить один интересный факт — все эти грузовики имеют индексы, которые начинаются с LF. Это является индикатором того, что эти бренды принадлежат Lifan.
Мы постараемся рассмотреть хотя бы несколько интересных грузовиков от нескольких представленных брендов, поскольку общее число моделей не позволяет осветить весь ассортимент.
Lifan LFJ3033F3
Данный автомобиль является разновидностью капотных грузовиков, которые выпускаются под великим множеством брендов по всему Китаю. Уже трудно сказать, кто первым разработал эту модель, но, как и легендарный внедорожник BJ212, этот грузовик прописался на многих заводах по всей стране. Грузовик оснащается четырёхцилиндровыми турбодизельными двигателями YN33CRE2 и YC4FA115-50, объемами 3,3 и 3,0 л., которые выдают 102 и 116 л.с. соответственно. Грузовик может оснащаться как задним, так и полным приводом.
Skat LFJ5021XXYSCG1
Этот необычный грузовичок появился благодаря спросу на компактные городские фургоны. Он оснащается небольшим четырёхцилиндровым бензиновым двигателем Wuling LJ465Q-2AE6 объемом 1,1л. мощностью 62 л.с., с которым грузовик может разогнаться до 120 км/ч.
Sojen LFJ3044SCG2
Среднеразмерный самосвал, который является самой продаваемой моделью бренда и имеет тяговитый турбодизельный двигатель Weichai Power. Четырёхцилиндровый силовой агрегат объемом 4,5 л. развивает 165 л.с.
***
Будем надеяться, что история Lifan Technology тоже будет яркой. Тем более что за ее развитием мы сможем наблюдать вместе с вами.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
самые дерьмовые автопроизводители должны умереть…
Тем не менее Лифан жив, и будет дальше производить авто. Китаю невыгодна смерть даже плохих производителей.