Таганрог – город с интересной историей, родина Чехова и Фаины Раневской. Но в силу некоторой профдеформации у меня он ассоциируется прежде всего с Таганрогским автозаводом (ТагАЗ). И его судьба тоже связана с китайскими автомобилями.
История предприятия, созданного на базе Таганрогского комбайнового завода, началась в 1997 году. Окончание строительства завода совпало с финансовым кризисом 1998 года, поэтому вначале мелкими партиями выпускались автомобили Daewoo (под брендом «Донинвест») и Citroen.
Российским покупателям ТагАЗ прежде всего известен по успешным корейским моделям – Accent, Elantra XD, Santa Fe Classic, Sonata. Эти автомобили до сих пор можно встретить, что называется, в каждом дворе. Но следующий кризис 2008 года сильно ударил по заводу. Выпуск значительно сократился, а основной партнёр Hyundai запустил собственную площадку в Санкт-Петербурге. Государство помогло заводу остаться на плаву, но модельная линейка состояла уже совсем из других автомобилей. В их числе были и несколько китайских моделей под разными брендами.
ТагАЗ С10 – это компактный седан JAC J3, стоивший на тот момент менее 400 тысяч рублей. Несколько лет назад мне даже удалось посидеть в салоне этого автомобиля.
ТагАЗ С190 – кроссовер JAC Rein с другими шильдиками. Что интересно, это была перелицованная копия Santa Fe первого поколения. И какое-то время Santa Fe Classic и ТагАЗ С190 продавались параллельно. Причем разница в цене была минимальна, китаец был чуть дешевле, и стоил 700 тысяч.
Интересный момент: на кузове этих автомобилей были шильдики ТагАЗ, а на руле – эмблема JAC. Для этих моделей было заявлено, что по сравнению с оригинальными JAC улучшена антикоррозионная стойкость и увеличено количество точек сварки. Здесь было бы интересно услышать комментарии от владельцев этих автомобилей.
***
Вторая китайская линейка ТагАЗа – автомобили Chery под собственным брендом Vortex. Это были три слегка перелицованные модели: Corda (Chery Amulet), Estina (Chery Fora) и Tingo (первый Chery Tiggo). Несмотря на привлекательные цены, продажи этих автомобилей нельзя назвать значительными. Сегодня встретить на улице Vortex – большая удача.
Ещё один китайский автомобиль, собиравшийся на ТагАЗе – BYD F3. И, наверное, самый редкий «китаец» – ТагАЗ С30. Это перелицованный седан Great Wall Voleex C30.
Все эти модели начали собирать после кризиса, на рубеже 2010-х. Завод явно пытался найти свою нишу после успешного производства корейских машин. И это вполне могли быть китайские автомобили.
Только представьте, с единственного в мире вертикального конвейера ТагАЗа сходили бы новенькие Chery Tiggo… Но, не срослось. В 2014 году завод был признан банкротом, и в дальнейшем имущество было распродано.
В 2021 году мы можем посмотреть только на остатки уникального предприятия: проходную, операционную кассу и автосалон. На окнах последнего до сих пор плакаты с «новинкой» – TAGAZ C10…
Роман ЯРОВОЙ, блогер, ведущий YouTube-канала #rvr50
Ранее в этом блоге:
- Haval Jolion: большая новинка в классе компактных кроссоверов. Видеообзор
- «Седан своего времени». Первый обзор электрического BAIC EU5 в России
- Крепче «Джина». Что понравилось и что озадачило в кроссовере FAW X40
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.