Завод «Моторинвест» начал выпуск электромобилей Evolute под Липецком, но пока вокруг этого проекта остается много вопросов. «Китайские автомобили» побывали на предприятии и рассказывают, что там происходит на самом деле.
«Моторинвест» — это же не новый завод?
Строить завод «Моторинвест» в Краснинском районе Липецкой области начали еще в 2011 году, а в 2014-м здесь открыли первую очередь – цех окраски. Тут сначала просто красили (в сложной производственно-логистической цепочке) внедорожники Great Wall Hover, затем собирали эти машины и кроссоверы Changan. Всего, как утверждают сейчас предприятии, из его цехов до 2019 года вышло около 20 тысяч машин.
Затем была консервация завода – и вот новый этап в его истории, импульс которому дало подписание «Моторинвестом» специнвестконтракта с минпромторгом в марте 2022 года. И уже спустя полгода тут собрали первые электрокары.
Забавно, но, изучая историю «Моторинвеста», мы нашли старые публикации в автомобильных СМИ с торжественного запуска цеха окраски. И испытали чувство дежавю. «Штат сотрудников увеличится с нынешних 300 до полутора тысяч человек, общая сумма инвестиций составит 10 миллиардов рублей. Плановая мощность завода — до 100 тысяч машин в год», — писали коллеги в 2014 году. Сейчас этот текст можно поправить лишь в деталях. Все те же планы, те же перспективы. Расчетный объем производства совпадает полностью, объем вложений за 8 лет вырос лишь на 3 млрд рублей. Похожая ситуация и с персоналом. Для сборки первых «Эволютов» хватает 150 человек. В будущем же штат вырастет до 1900-2300 человек.
Как сейчас устроено производство электромобилей Evolute?
Сейчас на заводе происходит банальная крупноузловая сборка. Машинокомплекты из Китая (вы же помните, что Evolute – это Dongfeng и Seres?) поступают в Москву, где идет их растаможка. Затем в контейнерах эти разобранные кузова привозят на «Моторинвест». Рядом есть железная дорога, но пока доставка проводится автовозами.
На заводе нет автоматических роботов-доставщиков, не увидели мы и обычных погрузчиков. Машинокомплекты вручную, по проложенным рельсам, подтягивают к линии сборки. По меркам, например, завода Haval в Тульской области, эти линии – а их тут пять – кажутся очень короткими. Но и работа на них шла более чем спокойная.
По словам Михаила Михеева, так называемый такт составляет 8 минут. Столько машинокомплект проводит на каждом посту с рабочими, где они должны провести какие-либо манипуляции. Навесить подвески, батарею, электромотор, колеса, прикрепить бампер, подсоединить медиасистему. В итоге за час, по расчетам, завод способен выпустить 7 машин. За смену – 50-60. За год выходит около 10 тысяч, если загрузить все 5 линий. Чтобы получилось 100 тысяч, работать придется в несколько смен и значительно быстрее. Но пока это только планы.
Забавно, что о китайском происхождении Evolute на церемонии запуска производства ничего не говорилось. Да и компанию Dongfeng в своих речах спикеры не называли. Однако глава представительства бренда Ван Пэн завод посетил и даже сделал с управляющим партнером «Моторинвеста» Андреем Резниковым фото для прессы.
А будет ли здесь мелкоузловая сборка?
Журналистам показали цеха окраски и сварки, предупредив, что «никакой переналадки не производилось». Помыли, почистили, покрасили – и все почти как новое. В окрасочном цехе площадью 30 тысяч квадратных метров процесс предполагает три этапа. Первый слой грунта будет наноситься методом катафореза – полностью погружая кузов в специальные ванны. Второй — распылением. А затем на машину в особых камерах наложат финишное покрытие и лак. Предназначенные для этого роботы стоят сейчас зачехленными, напоминая спящих слонов с опущенными хоботами. Эта линия предполагает быструю смену цветов – их может быть шесть, а на изменение колера потребуется минута-две.
Экскурсия по сварочному цеху особых впечатлений не добавила. Здесь нет привычных манипуляторов, «танцы» которых производят впечатляющее зрелище. Стоят только небольшие сварочные аппараты. «Роботов нет, но планируются», — сказал Михаил Михеев. Но ближайшие планы другие – нанять 900-1000 сварщиков, которых в сельской местности еще поискать.
В любом случае, если «Моторинвест» будет выполнять условия СПИКа, ему придется заняться локализацией производства. Пять тысяч баллов – не шутка, столько нет и у Lada с Haval. Придется и красить, и сварить, и ставить отечественные аккумуляторы с моторами. Якобы договоренности с их будущими производителями уже есть. Говорится даже о кузове из липецкого металла – но для этого нужен еще и цех штамповки. А о нем журналистам ничего не сказали. Интересно, что и на данном этапе уже есть небольшая локализация – российская телематика от МТС и колеса Pirelli.
Какие модели в итоге будут производить под Липецком?
По планам на 2022 год никаких сюрпризов не ожидается. Но они могут произойти в любой момент. Судите сами: на заводе нам сообщили, что после седана i-PRO уже совсем скоро начнется выпуск кроссоверов i-JOY, а после них, в ноябре, минивэнов I-VAN. Однако на обновленном сайте Evolute информации об «Иванах» нет – зато есть о гибридных кроссоверах i-JET. Хотя на «Моторинвесте» их планируют вроде бы только на 2023 год.
Ну а о главной «звезде» модельного ряда «Китайские автомобили» уже писали. На церемонии запуска производства i-FREE или просто Free журналистам не показали. Кроме стоявшего на улице Voyah Free, на котором ездит руководитель предприятия. Конкретно о выпуске таких машин тоже пока не заявляли, хотя по-прежнему настаивают на появлении в производственной линейке еще двух моделей в 2023 году. Единственное, что пока ясно, — эта машина должна появиться в продаже уже в этом году. И, пожалуй, на данном этапе развития завода поставки премиальной модели из Китая — не худший вариант.
Фоторепортаж: как работает автозавод «Моторинвест»
Текст, фото: Андрей ПОЛУХИН (@chinamashina)
Be the first to comment on "Теория Evolute. Как сейчас выглядит завод «Моторинвест» и что там происходит"