«Если вы хотите увидеть будущее – приезжайте в Японию», — так говорили раньше. Но если вы хотите увидеть автомобильное будущее сейчас, то приезжайте в Китай. Японцы и Япония уже давно не те. И вот почему.
Кто бывал в китайских мегаполисах лет 10 назад, помнит, что дышать на улицах было практически невозможно. Из-за плохого качества воздуха власти закрывали детские сады и прочие учебные заведения. Но с введением в Поднебесной экостандарта China-6 (что фактически соответствует Евро-6), а также с субсидированием продаж электрокаров, ситуация с экологией в стране начала кардинально меняться. Воздух стал значительно чище в городах, шум от машин — на порядок меньше.
Однажды поздно вечером на окраине Шанхая, после очередных утомительных китайских переговоров, мы с товарищем переходили дорогу по «зебре» и не заметили, как к нам подкрался электробус. Настолько он бесшумно двигался в темноте, этот автобус-ниндзя, что мы опешили, когда он резко затормозил перед нашими носами.
На улицах не стало меньше скутеров и мотоциклов, и до сих пор можно встретить трёхколёсные пикапы с моторчиком от мотокультиватора, но процентов на 98 все двухколёсные ТС — электрические. Представьте: перекрёсток, загорается зелёный сигнал светофора, все машины и скутеры стартуют с места и… тишина. Только слышен характерный шелест шин по асфальту. Ни рёва моторов, ни выхлопов, ни даже сигналов клаксонов, столь обычных, например, для Ближнего Востока.
***
Электрокары заметно выделяются в потоке на китайских автобанах. Их легко идентифицировать не только по стильным формам, особенно премиальные – NIO, Hongqi, Aito, HiPhi, те же «Теслы», многие из которых ещё не доехали до РФ, но и по зелёным госномерам. У нас, кстати, такой цветовой идентификации для «электричек» нет. А зря. Идея неплохая. Сразу удобно выделять электрические машины из потока и не разбираться с ЦОДД по поводу преференций для EV в спорных случаях.
Обычные номерные знаки в Китае – синего цвета. Есть ещё и жёлтые – для муниципальных машин, хотя они, как правило, ещё чадят ДВСами, но и их уже постепенно меняют на электротранспорт. Радует и то, что кроме электрических легковушек на дорогах в Китае заметен и комтранс на электротяге, в первую очередь LCV для развоза товара на последнем плече и сервисмобили. Для себя, например, мы отметили огромное количество электрофургонов интернет-компаний. Видимо, IT-фирмы и разные коммуникационные корпорации быстрее прочих поняли выгоду использования «зелёных» машин для своего бизнеса.
А вот местные таксисты по старинке пытаются выжимать из своих старых бензиновых «коней» по максимуму. Да, в китайских городах уже бегают электроседаны с шашечками, на некоторых из них мы даже сами прокатились, заказав в сервисе DiDi электрический седан BYD, например. Но пока значительный перевес в таксопарках Китая по-прежнему на стороне старых добрых бензиновых «ВАГов», «Роверов» и «САИКов». Это вы поймёте сразу же, как только выйдете на парковку такси в аэропорту или возле ЖД-станции. Пока стоишь в очереди ожидания посадки (а это может занять 10-15 минут), невольно изучаешь, какие модели седанов и вэнов подъезжают забирать пассажиров. Электрических «зеленоглазиков» в этом потоке пока немного. А мы-то, наивные, полагали, что универсал BYD 1, седан AION S и Evolute i-Pro… (Ой! Чур меня!) DongFeng Aeolus E70 заполонили все таксопарки КНР.
***
Как мне кажется, в отличие от Китая, легковые электрокары в России как массовое явление имеют шансы распространиться больше именно как ТС для такси и каршеринговых компаний. У частных лиц по-прежнему слишком много предубеждений в отношении EV. И несмотря на тот факт, что на Россию обрушилось цунами из автомобильных брендов, суббрендов и даже суббрендов суббрендов, сотни новых моделей машин и соответственно новостей китайского автопрома, осмелюсь предположить, что целые сегменты автомобилей, а особенно электрокаров, некоторые представители которых являются лидерами рынка у себя в КНР, никогда не появятся на нашем рынке. По крайней мере по официальным каналам.
Речь идёт, во-первых, про «малышей» масс-маркета: Wuling Mini EV, Changan Lumin, LEAP 03 и прочих малоросликов. Какие же они милахи, когда их встречаешь на улицах Китая, особенно в боевой раскраске а-ля Hello Kitty и подобных! К сожалению, эти мимикары не для наших суровых условий эксплуатации.
Я бы выделил три причины, почему мы не увидим этих мимишных «электричек» ни на МКАДе, ни в Сочи, ни на Дальнем Востоке, ни тем более в городах Сибири.
Во-первых, и в главных – в целом сегмент автокрошек невелик в РФ. У нас предпочитают машины побольше. Во-вторых, в маленькой машине есть место только для маленькой тяговой батареи, которая в зимних условиях не проедет и 50 км. И в-третьих, закон авторетейла (большие автомобили – большая прибыль) никто не отменял. Дилерам у нас интересны товары побольше и подороже, ведь их маржа соответственно будет потолще. Ничего личного – только бизнес, как говорится.
***
Вряд ли в России появятся и «горячие тачки» китайских производителей. С моей точки зрения, эти машины также не сильно годятся для бизнеса у нас. Ибо, согласитесь, что отечественные ценители итальянских и немецких суперкаров вряд ли ещё созрели пересаживаться на новых «китайцев». Но автоконцерны Поднебесной, видимо, считают своим долгом добавлять в свою линейку продуктов быстрые машины. Из последних можно отметить и электрические Aion Hyper SSR от GAC Motor, и iCar GT от Chery, и Yangwang U9 от BYD, показанные только что на автосалоне в Шанхае. Все жутко стильные, равно как и непрактичные для ежедневного передвижения в северной стране под названием Россия. Кстати, в Китае на дорогах я тоже особо не замечал местных суперкаров.
И, наконец, немного шансов отличится на бескрайних просторах нашей Родины и у стильных китайских минивэнов. Этот сегмент также маловат на нашем авторынке. А вот в Китае все без исключения производители хотят играть и на этом поле. Очевидно, яркий GAC Trumpchi GM8 нового поколения, электрический Zeekr 009 и концептуальный JAC Refine (все три также блистали в свете софитов на прошедшей выставке в Шанхае), отожмут долю у Toyota Alphard и MB V-Class на домашнем рынке. Но не в России. Откровенный фальстарт официальных продаж электровэна Voyah Dream, да и скромные регистрации GAC GN8 в РФ лишний раз доказывают, что россияне пока не готовы ещё голосовать рублём за китайские MPV, как бензиновые, так и электрические.
***
А в Китае продавцы машин, в частности электрокаров, готовы выстраивать свою бизнес-модель для EV самых разных сегментов. И делают это уже немного по-другому. Во-первых, шоурумы EV брендов — от Tesla и VW ID (кстати, ID, похоже, немцы вывели уже в отдельный бренд) до Hongqi и HiPhi — активно захватывают первые этажи крупных торговых центров. Нет, классические 3S-дилерские центры (Sales-Service-Spare parts) никуда не исчезли. Только теперь непременным атрибутом на парковках перед автосалонами являются зарядные терминалы для «электричек». А шоурумы в моллах, куда традиционно любят приходить китайские шопперы, лишь дополнили аналоговые ДЦ.
Примечательно, что новичок в автобизнесе — знаковый производитель электроники Huawei — настолько обнаглел, что влез в калашный ряд автодилеров со своими стильными электричками AITO прямо в свою сеть одноимённой электроники, там же в тех же ТРЦ. И непонятно, зачем теперь приходят покупатели в фирменную торговую сеть Huawei – за смартфоном или автомобилем? Ведь это откровенный «чёрный лебедь» для ветеранов автоиндустрии. Не удивимся, если такой же стратегии продаж, как у Huawei, последуют другие игроки бытовой электроники Xiaomi, OPPO и Vivo. Им ведь по большому счёту всё равно, что выставлять в своих шоурумах: телефоны, телевизоры, пылесосы, гироскутеры или автомобили, которые тоже стали фактически электрогаджетами, но на четырёх колёсах. Кроссовер Tefal? Седан Rowenta? Минивэн Nokia? Не, пока не слышали.
Кстати, перефразируя классику рекламы йогурта, можно сказать, что не все EV-бренды одинаково успешны. В одном из ТРЦ мы обратили внимание на пустующий шоурум марки Weltmeister, в котором остались только логотипы на стенах, да следы на полу от образцов товара. Наши китайские партнёры утверждают, что у WM наступили непростые времена, закончились деньги даже на выплату зарплат, и бизнес потихоньку сворачивается. Но не будем торопиться с выводами. Может, их ожидает перезагрузка как c Lifan (Livan)? А может, топ-менеджеры Welmeister скорректируют свою маркетинговую стратегию, и продажи снова взлетят? Время всё расставит по своим местам.
***
Собственно, несмотря на огромный рынок КНР конкуренция здесь бешеная. Каждый бренд, особенно новый, не на жизнь, а на смерть, борется за внимание потребителей, а значит и продажи. Любыми доступными средствами. Одно из которых – это соцсети и мессенджеры, которые в Китае давно уже больше, чем просто средство коммуникации, как вы наверняка знаете.
На заметку маркетологам. Пиарщики дилеров и автопроизводителей привлекают молодых блогеров вести прямые трансляции (!) в TikTok или WeChat о своих автомобилях. И это другой отличительный тренд в автобизнесе. Поколение Z подросло и активно участвует в продвижении товаров, включая автомобили, для своих подписчиков. Причём, онлайн-вещание организуют и дилеры в шоурумах, и автопроизводители – на стендах крупных форумов. Автошоу «Шанхай 2023» – яркое тому подтверждение. Особенно, с моей точки зрения, на этой выставке отличились маркетологи GAC Motor. Им удалось собрать на День Прессы без малого сотню молодых блогерш, которые одновременно вели трансляции со своих смартфонов на всю страну про автомобили из Гуанчжоу.
И это, безусловно для нас новый подход в продвижении автомобилей, на который ставят буквально все китайские бренды. Только представьте, ежедневно в каждом шоуруме страны известный или не очень тиктокер, а зачастую по совместительству и продавец автосалона ведёт трансляцию для своих фоловеров. Вы можете такое представить у нас? А вот в Китае это уже работает повсеместно и, по-видимому, небезрезультатно.
***
В завершение хочу отдельно написать пару слов про Шанхайский автосалон 2023, который я посетил в Пресс-день. Такое знаковое событие, да после 3 лет пандемии и закрытия Китая – это, конечно, кульминация всей деятельности инженеров-разработчиков, дизайнеров и маркетологов автокорпораций. Это настоящий театральный бенефис автомобилей и долгожданный триумф производителей, в первую очередь китайских, конечно же.
Восемь двухэтажных просторных павильонов Shanghai Expo поражают не только своим размахом, но и организацией события. Каждый стенд автобренда – это настоящий отдельный павильон для съёмок ТВ-шоу или сериала. Декорации – сопоставимы с самыми яркими оперными постановками. Один только стенд битлоподобных ORA Cat в цветах и свадебных платьях чего стоит! Или взять к примеру экспозицию европейского «родственника» Geely — Polestar, на которой высадили целое поле живых (!) тюльпанов. Бесподобно! Свет, звук, зрительный зал, режиссура презентаций – всё выше похвал на этом празднике автопроизводителей.
***
Конечно же, на автосалоне в Шанхае выставлялись и западные бренды, и у них было что показать. KIA, и Toyota выкатили стильные образцы концепт-каров. Honda и BMW активно продвигали уже серийные «электрички», VW весьма неплохо выступил на Экспо со своей линейкой электрокаров, а MB показал преимущественно заряженные V-классы. Но… все именитые глобальные автокорпорации выглядят догоняющими в гонке за потребителями на фоне суперстильных и высокотехнологичных «китайцев», которые уже выпускаются серийно, да к тому же ещё и обновляются с бешеной скоростью.
Со слов моего европейского знакомого, главы российского офиса одного из импортёров, западные автоконцерны лет на 10 отстают от китайских производителей в разработке электрокаров. А топы VW открыто заявляют, что перевозят свой офис разработки в КНР, чтобы научиться работать по-китайски. Существующая бюрократическая машина западных брендов требует пересмотра модели администрирования, если они не хотят остаться на обочине истории, как пластиковые бейджи.
Кстати, производителям пропусков-бейджей наступил конец. В Китае их тотально сменили электронные Face ID. Вас везде распознают и ни с кем не спутают. Это и безопасно, и удобно. И согласитесь, верёвка с куском пластика на шее – уже анахронизм. К тому же она портит персональный лук.
***
Чтобы понять, анахроничны мы ещё или уже встали на путь модернизации, обязательно приезжайте в Китай – на выставки, к своим поставщикам или просто окунуться в местную культуру и заглянуть в наше с вами автомобильное будущее. Перезагрузка сознания вам гарантирована!
Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии
Ранее в этом блоге:
- Проблема 2022 – возможность 2023: чего ждать России от автопрома Китая. Колонка Андрея Дорофеева
- Три конфликта на авторынке РФ, которые неизбежно произойдут в 2023 году. Колонка Андрея Дорофеева
- Где спрятались армады китайских производителей электрокаров? Колонка Андрея Дорофеева
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.
всех в Китай не отправишь, до наших граждан еще не скоро дойдет осознание факта, что Китай это авангард в мировом автопроме