Президент РК Касым-Жомарт Токаев в ходе первого Саммита «Центральная Азия – Китай» предложил компаниям из КНР создавать в Казахстане автомобильные кластеры. По мнению главы государства, этому способствуют успешные примеры сотрудничества двух стран в автопроме.
«Приглашаем китайские компании». Что сказал президент РК Токаев
— С большим удовлетворением хочу отметить, что взаимодействие Казахстана и Китая в [автомобилестроении] выходит на качественно новый уровень. Налажено производство легковых и грузовых автомобилей (JAC), реализованы проекты по выпуску электромобилей (JAC iEV7s, электроавтобусов YUTONG и электроавтобусов Golden Dragon). Вчера [18 мая] были подписаны соглашения о запуске в нашей стране мелкоузловой сборки ведущих китайских автомобилей. Ведется работа над соответствующей инфраструктурой электрозарядных станций в Казахстане, — сказал Касым-Жомарт Токаев
Он добавил, что Казахстан располагает большими запасами лития, кобальта, никеля и других важных редких и редкоземельных элементов, поэтому готов к широкомасштабному сотрудничеству в данной отрасли.
— Приглашаем китайские компании к созданию автомобильных кластеров на территории Казахстана, в тех областях, где уже есть успешные примеры производства крупных китайских брендов, – заключил президент
«Впервые в мире». Казахстан объединит трех лидеров автопрома КНР
Напомним, один из подобных кластеров в Казахстане уже работает. На заводе «СарыаркаАвтопром» недавно началось производство автомобилей уже второго китайского бренда – к JAC здесь добавился Jetour. Но в этом случае речь идет о крупноузловой сборке. Между тем, соглашение, которое упомянул президент, предусматривает полный цикл производства. Речь идет о создании к 2024 году мультибрендового завода в индустриальной зоне Алматы. Соответствующий технико-лицензионный договор в Сиане 18 мая подписали руководители Chery, Great Wall Motors, Changan и казахстанской Astana Motors.
— Впервые в мире на одном заводе будут производиться автомобили трех лидеров китайского автопрома. Это феноменально, нигде в мире такого нет, — подчеркнул на церемонии вице-президент Great Wall Motors Чжан Цзюньсюэ. — Мы считаем, что необходимо поддерживать производителей, взявших на себя обязательства осваивать мелкоузловое производство. Как крупнейшие автопроизводители Китая, мы понимаем, что крупноузловая сборка не приведёт страну к настоящему автопрому. Поэтому мы приветствуем уверенные шаги «Астана Моторс» на пути развития автомобильной индустрии Казахстана
Глава Astana Motors Нурлан Смагулов, в свою очередь, отметил, что договоренности с китайскими автокомпаниями предусматривают 100%-ное мелкоузловое производство. Но при выходе на заявленный объем производства в 90 000 автомобилей, завод сможет перейти и к штамповке кузовных панелей, и к производству автокомпонентов с локализацией не менее 50%. По большому счету, речь идет о создании того самого автомобильного кластера, о которых в Китае говорил президент.
Exeed начнет производство в Алматы. Без Geely?
Еще одним таким объединением мог бы стать еще один китайский завод в индустриальной зоне Алматы, на котором выпускать автомобили с 2025 года будет бренд Exeed. Соответствующее соглашение было подписано 18 мая в Сиане между компанией Orbis Manufacturing (дочернее предприятие Orbis Kazakhstan) и Exeed International.
Как сообщили в казахстанской компании, общий объем инвестиций в проект составит 72 млрд тенге. При этом уже на первом этапе открытие заводского комплекса позволит создать 1500 рабочих мест. Объем производства должен достичь 80 тысяч машин в год. При этом сейчас речь идет о выпуске по технологии полного цикла со сваркой и окраской кузова только трех моделей Exeed – компактного LX, среднеразмерного TXL и флагманского VX.
— Мы инвестируем в высокотехнологичное производство по стандартам лидеров автомобильной индустрии КНР, которое будет способствовать трансферту современных технологий, росту налоговых платежей, а также созданию высокооплачиваемых рабочих мест. Мы убеждены, что наш проект поможет укрепить экономические связи между Казахстаном и КНР, а также будет способствовать развитию автомобильной индустрии в Казахстане, — заявил председатель совета директоров Orbis Kazakhstan Фаррух Махмудов
Напомним, ранее сообщалось, что партнером Exeed по заводу в Алматы может стать компания Geely, которую в Казахстане также дистрибутирует Orbis Kazakhstan. Тогда и в этом случае речь могла идти о настоящем автокластере. Однако в заключенном в Сиане соглашении Geely не участвует.
В пресс-службе группы Orbis «Китайским автомобилям» напомнили, что никаких официальных заявлений на этот счет компании не делали. Участие Geely в проекте отрицает и наш источник, знакомый с планами компании в РК
Тем не менее мощности будущего завода Exeed говорят о том, что тремя моделями тут точно не ограничатся. А уж какие это будут бренды и возникнет ли здесь еще один кластер – покажет время.
Михаил НАДЕЖДИН (@AutochinaKz)