В рунете прогремело громкое заявление: председатель Законодательного собрания Запорожской области Виктор Емельяненко заявил, что в регионе нужно возродить производство автомобилей «Запорожец» или же машин под другим названием.
Как отметил депутат, на ныне простаивающем ЗАЗе находится современное оборудование, на котором можно делать широкую линейку моделей – от легковушек до микроавтобусов. Спойлер: ЗАЗ и сейчас выпускает в гомеопатических дозах автобусы I-Van на индийском шасси Tata, но это скорее побочное направление, чем основное.
История легендарного предприятия
Но прежде чем следовать по таймлайну, необходимо вспомнить, а что вообще из себя представлял ЗАЗ. Годом основания принято считать 1863-й. Далеким предком ЗАЗа стала кузница соломорезок и других металлических деталей.
Позже, в 1923 году, его переформатировали в производителя тракторов, уборочных комбайнов и другой сельхозтехники. Сменилось и название – на «Коммунар».
Уже в 1950-е появилась идея создать сверхкомпактный автомобиль, который можно назвать «народным». За образец для подражания был выбран популярный Fiat 600 (к слову, эта модель с минимальными изменениями легла в основу югославской Zastava 750), то есть машину предлагалось сделать заднемоторной. Первые прототипы разрабатывал МЗМА под названием «Москвич-444». В процессе подготовки к производству модель получила множество изменений и в итоге попала в производство под названием ЗАЗ-965.
При этом ЗАЗ сразу дал огромный толчок к развитию автомобильного производства на территории УССР. Так, Мелитопольский завод МеМЗ стал поставщиком двигателей нетипичной конфигурации V4 воздушного охлаждения, а из проекта ЗАЗ-969 вышла целая серия различных малогабаритных внедорожников и транспортеров под маркой ЛуАЗ, которые собирали в Луцке.
Заднемоторную конструкцию ЗАЗ использовал и на последующих моделях, а последний ЗАЗ-968М с такой компоновкой сошел с конвейера предприятия в 1994 году.
В дальнейшем ЗАЗ развивал переднеприводную конструкцию с двигателями жидкостного охлаждения. Так, советская «Таврия», запущенная еще в 1987 году, обзавелась версией универсал в лице ЗАЗ-1105 «Дана» (правда, она выпускалась всего три года), лифтбеком ЗАЗ-1103 «Славута» и пикапом ЗАЗ-110550 Pick-Up. Последний представитель семейства сошел с конвейера завода в 2011 году.
***
Увы, но на этом оригинальные конструкции ЗАЗа закончились. Еще с 1998 года на предприятии началось производство Daewoo Lanos, который вскоре переименовали в ZAZ Lanos. В последующие годы модель модернизировалась, в нее устанавливались новые двигатели МеМЗ и оригинальная трансмиссия, а название поменялось на Sens, и, в конечном итоге, на Chance. Обрастал автомобиль и оригинальными версиями. Например, исполнением пикап. Именно Lanos/Sens/Chance стал настоящим народным автомобилем, который выпускался аж до 2017 года, а машинокомплекты для, внезапно, сборки в Египте ЗАЗ делал вплоть до 2020-го.
В 2010-м ЗАЗ отчитался о запуске новой модели – лифтбека и хетчбека ZAZ Forza. Модель тоже не оригинальная и представляет собой ребрендинговые китайские Chery Bonus и Chery Very. Их выпуск остановился в 2017 году.
Финальной точкой развития предприятия стал ZAZ Vida, который дебютировал в 2012-м. Им оказался ребрендинговый Chevrolet Aveo первого поколения, выпускавшийся с 2002 года. На ЗАЗе модель собиралась примерно до 2016-2017 гг. Однако создание оригинальных исполнений на базе Vida подзадержалось. И коммерческая Vida Cargo появилась на свет только в 2016 году.
В том же 2016-м ЗАЗ предпринял попытку развить легковую линейку. Тогда были представлены рестайлинговые Vida и Forza, а также совершенно новая Slavuta Nova (ребрендинговый Chery Riich G2). Но они в производство так и не пошли.
При этом коммерческие ZAZ, наряду с автобусами, стали единственной продукцией завода после 2017 года. Производство легковушек сошло на нет, а общий выпуск серьезно упал. В 2018-м было произведено только 118 транспортных средств (из них 85 ед. пришлось на коммерческие автомобили), а в 2019-м и вовсе 85 ед. (только 15 — комтранс). В том же 2019-м начата процедура банкротства, а имущество завода выставлено на торги.
***
В 2020-м ситуация начала резко меняться. Так, по итогам года выпустили 885 транспортных средств, и на этот раз на комтранс пришлось 816 ед., а на автобусы – 69 ед.
Причем с 2020 года завод с подачи альянса Renault-Nissan начал производство автомобилей Lada Vesta, Xray, Largus и Renault Arkana. Отметим, что выпуск иномарок на предприятии и ранее не был чем-то экстраординарным. В предыдущие десятилетия на площадке собирали Lada Samara, некоторые модели Kia и даже Opel.
…С 2021 года про судьбу завода практически ничего неизвестно. Тогда в Сети всплыл откровенный фейк. Якобы предприятие запустит производство кроссовера ЗАЗ «Одесса» на базе китайского FAW Bestune T77 (ничего не напоминает?), но эта информация оказалась «уткой».
Возрождение ЗАЗа: возможные варианты
Как вы можете заметить, ЗАЗ выпускал и оригинальные конструкции, и заимствованные, поэтому мы подготовили сразу несколько сценариев, каким мог бы стать возрожденный «Запорожец».
Сценарий первый. Невероятный
Потенциально, при сохранении инженерной школы ЗАЗа в нулевые, можно было бы заняться разработкой оригинальных моделей или же попробовать подтянуть к работе тот же НАМИ. Но это дорого и долго. А в наших реалиях почти неосуществимо.
Сценарий второй. Очень маловероятный
Разработка оригинальных моделей на базе существующих российских или китайских платформ. В этом случае ходовой частью и силовой установкой мог бы поделиться, например, АвтоВАЗ, или же любой восточный партнер. Однако это все еще долго и дорого.
Сценарий третий. Оптимистичный
Выпуск перелицованных или слегка измененных отечественных моделей под маркой ЗАЗ. В этом случае моделью по-прежнему мог бы поделиться АвтоВАЗ, или условно «наш» «Москвич».
Однако такой сценарий сильно осложняется тем, что сам ВАЗ работает сразу на несколько заводов, и ему катастрофически не хватает комплектующих. Поэтому поделиться машинокомплектами с еще одним предприятием почти нереально. А «Москвич» и сам целиком и полностью зависим от поставок китайского JAC.
Сценарий четвертый. Самый реалистичный
Крупноузловой выпуск китайской модели. На данный момент это самый вероятный сценарий. К тому же российская автопромышленность уже «собаку съела» на выпуске ребрендинговых моделей из КНР. И вот здесь мы постараемся погадать «на кофейной гуще», кто смог бы достойно носить легендарное название ЗАЗ.
Какие марки могли бы помочь «Запорожцу»
Wuling
Знаменитый на весь мир производитель ультрадешевых компактных моделей чуть ли не идеально подходит для возрожденного ЗАЗа. Безусловно, лучше всего для этой роли годятся «крохи» Hongguang Mini EV и Binguo. В общем-то в эту категорию можно вписать любые микрокары с электромоторами, которых в Китае воз и маленькая тележка.
Однако стоит отметить, что это электрокары, а значит, и их стоимость будет сопоставима или вовсе превышать бензиновые машины более высокого класса. Есть у Wuling и более крупные кроссоверы и седаны, но они в основном оснащены гибридными установками и быть дешевыми тоже не могут. А главным препятствием на пути может стать руководство бренда, так как его контролирует СП SAIC-GM. И американская сторона наверняка наложит запрет на поставку машинокомплектов в РФ.
Livan
Ну а почему бы и нет? Кроссовер Livan X3 Pro продается на рынке РФ мизерными тиражами, но легендарная марка и высокая локализация могли бы серьезно изменить отношение к этому компактному автомобилю.
А ведь в его основе лежит зарекомендовавший себя в Китае Geely Yuanjing X3, построенный на базе старого Geely Englon SC5-RV аж 2011 года. Здесь и проверенная ходовая часть, неплохая эргономика и любимый россиянами атмосферный мотор объемом 1,5 литра. Его мощность – 103 л.с. и 142 Нм крутящего момента.
Есть у Livan и другие модели на базе старых Geely, поэтому в случае надобности расширить модельный ряд вполне реально. Можно добавить в линейку перспективного ЗАЗа и седан (S6 Pro), и большой кроссовер (X6 Pro).
JAC
Вечный спутник российского автопрома в лице JAC может в очередной раз выручить одной из своих моделей. И на роль ЗАЗа неплохо бы подошел JAC Refine S2 (он же JS2).
Эта машинка довольно компактная и выделяется весьма сдержанным дизайном, а также простой и кондовой начинкой. Выпускается JS2 с 2015 года без заметных изменений. Под капотом расположен атмосферный двигатель объемом 1,5 литра. Его мощность составляет 111 л.с. и 146 Нм крутящего момента.
***
Безусловно, в будущем шильдик ЗАЗа на себя может примерить совершенно случайный автомобиль, если бренд вообще возродится. А учитывая, что в Китае несколько сотен производителей автомобильной техники, то донором модели теоретически может выступить чуть ли не любой бренд, крупный или наоборот – очень локальный. Впрочем, пока о возрождении ЗАЗ говорить более чем преждевременно.
Андрей ТРУБИН (@chinamashina)
так Запорожье у Украины же…