Китайский автомобильный рынок довольно быстро сменил чечевичную похлебку на первородство. Путь из феодализма в совершенство современных технологий Поднебесная пролетела без задержки, словно «курьеры мимо станции, на которой плохо кормят». И сегодня мы имеем то, что имеем. Где громко шумевшая многие годы автомобильная выставка в Женеве? Нет ее. А Шанхайский автосалон цветет и жиреет, и он, с небольшими оговорками, возможно, сильнейший на планете. Так что, прищуримся, господа.
Иностранные автопроизводители сильно недооценили развитие китайского автопрома, особенно в электрической его части, а также инновационную мощь китайских автопроизводителей. Сила местных брендов заключается не только в привлекательных продуктах, но и в их способности быстро внедрять в автомобили ноу-хау, и ориентировать их на потребности своих же клиентов. Соответственно, доля немецких, японских и корейских автогигантов на рынке КНР снижается год от года.
Одних только мировых премьер на Auto Shahghai 2025 – как бобов на тарелке. Смотришь на все это автообилие глазами сомлевшей щуки и плакать хочется. То ли от счастья, то ли от горя. Поди – разберись в нахлынувших чувствах. Жаль, что подавляющее большинство местных автопроизводителей пока что не удосужились обеспечить экспонаты сопроводительной информацией на английском языке. Ведь читать иероглифы с такой же легкостью, с какой хаггардовский епископ читал «Таймс», увы, мы еще не научены. Тот же Volkswagen, например, молодец, постарался угодить и нашим (европейцам), и вашим (китайцам), его таблички отличались дублированием ТТХ на двух языках.

Подход VW к информированию посетителей выставки едва ли не уникален
***
Народонаселение, по всей видимости, уже приучено к этой выставке. О чем дал знать самый первый день, на который пускали только прессу. То, как местные журналисты и блогеры умеют работать – урок нашему и всему европейскому брату. На освещение автосалона прибыла тьма тьмущая стримеров, вооруженных смартфонами на штативах, микрофонами и прочими записывающими устройствами. «Молодые да ранние» парни и девчата, явно с миллионами подписчиков, вещают в прямой эфир с натиском и упорством «лошади, запряжённой в молотильную машину». Пауз между словами — ноль, гонят правду-матку, что называется, с чистого листа, не остановишь. От их беспрерывного речитатива павильоны в прямом смысле слова гудели. К счастью, этот шум-гам заметно охладел на второй день выставки. Даже показалось, что по причине отсутствия стримеров «народопоток» уменьшился чуть ли не вдвое.

Такая картина стала обычной для автосалонов, проводимых в Китае
Но и на этом шумном фоне в какой-то момент один из павильонов взорвался ревом Кинг-Конга. Толпа молодых китайцев резко рванула к экспозиции Cadillac. Я не поленился, отправился следом. Пробиться к эпицентру всеобщего интереса оказалось задачей невыполнимой, поэтому за происходящим наблюдал слегка поодаль. По всей видимости, толпе явил себя некий китайский идол – то ли блогер, то ли актер. В любом случае человек на родине Конфуция явно знаменитый, потому как местные девицы кричали, ревели, пускали слезу и падали в экстазе, точь-в-точь как их бабушки при виде «Битлз».

Толпы китайцев бросили все дела на автосалоне ради подобного кадра
С неменьшим фанатизмом специально обученные люди натирали карамельные бока лимузинов и спорткаров. И делали это с таким усердием, словно им посулили оплату не в юанях, а золотыми слитками. Иной раз ждешь, когда человек закончит бороться с пылью, чтобы сделать более-менее «чистый» снимок, а он орудует пушистым «ершиком», ничего и никого не замечая вокруг, – того и смотри, затрет кузов до дыр. Однажды стал свидетелем ситуации, когда на полупустом стенде Bentley группа одетых в дорогие костюмы европейцев пыталась сделать групповой снимок на фоне машин, и им пришлось долго объяснять «стаффу», чтобы он сдвинулся на пару-тройку метров в сторону и не портил им экспозицию. Убедить добросовестного китайца, как я понял, удалось далеко не с третьей попытки.

Оттащить китайских работников от вверенных их машин было практически невозможно
***
Про скромное количество посетителей на стенде британского люкс-производителя – отнюдь не антиреклама бренда. Просто бросилось в глаза, что одни подиумы были, скажем так, «перенаселены», а другие явно страдали от нехватки пытливых глаз. Местная публика, безусловно, проявляла интерес к иностранцам, но то, что творилось на стендах родных автогигантов, какое-то сумасшествие. Того и гляди, экспонат в считанные секунды будет разобран по гайкам, точно жертва, обглоданная пираньями. Молодых китайцев, как мне показалось, интересует все то, что связано с электроникой и работой гаджетов – они то и дело тыкали пальцами в монитор, пытались подключить к машинам свои смартфоны и т.п. Китайцы действительно «засосаны в дырку айфона», как образно спел Паша Кашин. Прогуляйтесь по улицам и паркам Шанхая, и вы сами в этом убедитесь.

Китайские журналисты и блогеры и их рабочие инструменты
Впечатлило обилие девчат на выставке. Я даже не про манекенщиц, стримерш и сотрудниц автокомпаний, это само собой. Я вообще про посетительниц. Про внешние данные говорить не стану, тут уж сами, пожалуйста, оцените. Всех их интересуют красивые яркие машины, особенно из числа дорогих. Не зря, как писали «Китайские автомобили», специально для богатых китаянок Porsche изменила цвета кузова и отделки салона электрического Taycan. Где женщины, там и «няшки».

На выставке было большое количество женщин — особенно в павильонах с дорогими авто
Нам было стремно увидеть на автосалоне машины, «одетые» в «меха» и «шерсть», но для Китая, по всей видимости, это норма. Наверное, действительно забавно потрогать плюшевый Wuling или i-Car, что многие, включая европейцев, и делали.

Такие ми-ми-мобили привлекали внимание, в первую очередь, женской аудитории
***
А вот серьезные автопроизводители старались визуально донести до зевак идею безопасности своих автомобилей. Та же Volvo, наполовину шведская, наполовину китайская, козырнула внедорожником в разрезе . Нате, мол, убедитесь сами, что кузов прочный, если что, проблем больших не будет. Идея, конечно же, не самая свежая, но, видимо, до сих пор работающая.

Кроссовер Volvo и его анатомия
Свежесть – это больше про всевозможных роботов и летающие машины. Кто-то скажет, что китайцам не хватает фантазии и новаторства — в то время как в Европе один аналогичный проект за другим терпит крах, на стендах Шанхайского автосалона было выставлено полдюжины новых летающих автомобилей, в том числе от знакомых нам брендов Hongqi и Chery. Хотя это все еще концепты, и даже большинство прототипов и носителей технологий еще не запущены в производство, но в Китае мало кто сомневается в том, что в ближайшее время количество «самолетов» увеличится и новые бизнес-модели в буквальном смысле слова будут летать. Не зря правительство страны запустило многомиллиардную программу поддержки данной отрасли.

А им летать охота!
А тем, кто все еще сомневается в сказанном, рекомендую прислушаться к некоему пекинскому автожурналисту Генри Ю, который напомнил о китайских автосалонах 10-20-летней давности: «В то время никто и не думал, что электромобили когда-нибудь будут запущены в серийное производство. Но сегодня у нас все меньше людей ездят на автомобилях с ДВС».
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina), Шанхай, фото автора
Оставьте комментарий