Вы помните первый минивэн, который выпустил АвтоВАЗ? А именно ВАЗ-2120 «Надежда»? Думаю, что вспомнят многие, хоть он производился недолго и тираж составил не более 8000 экземпляров. Тем не менее этот автомобиль оставил заметный след в истории отечественного автопрома. И у китайцев есть схожий автомобиль, который, как водится, не мог создаваться без оглядки на японскую модель, поскольку в Японии подобного рода минивэны были всегда популярны. Но самое удивительное — платформа этого MPV.
Однако обо всем по порядку.
***
Бренд Anda’er (да, именно так пишется его название) — весьма малоизвестный, который, как и многие подобные марки, появился в 90-е. Под ним выпускали широкий ассортимент автомобилей с начала 1990-х и до начала 00-х годов. И, сразу же скажем, что «Андаер» пережил действительно богатую историю, однако не только моделями, но и банкротствами…
Anda’er являлся брендом автомобильного завода Anhui Anqing. Компания была основана в 1991 году в городе Аньцин, что находится в провинции Аньхой. Изначально завод использовал индекс AQ, а позже перешёл на AAQ. Завод начал с производства совершенно тривиальной серии автомобилей на базе BAW BJ212 и BAW BJ2032C, включая универсал и пикап-седан (к сожалению, название последнего найти не удалось).
Кстати, пикап-седаны выпускались и другими заводами Китая. Однако, надо понимать, что пикап и седан — это оксюмороны. И под этим образным названием скрывается обычный пикап, чей кузов настолько гармонично продолжает линии кузова в грузовой части, что изначально его можно принять за седан.
Познакомимся же с известными на сегодняшний день моделями бренда «Андаер».
AQ 6460
AQ 6460 был одним из тех универсалов, которые довольно хорошо и стильно смотрелись в те годы. Однако подобных моделей у таких маленьких автопроизводителей был воз и маленькая тележка, и вы, дорогие читатели, наверняка уже заметили, насколько этот универсал похож на машины других малых брендов, о которых мы уже писали. Он был оснащен двигателем BAW 492QA2, широко используемым в те дни среди небольших китайских автопроизводителей. Мощность составляла 84 л.с. Коробка передач — пятиступенчатая механика.
К сожалению, какой автомобиль использовался в качестве донора шасси, а также, какой привод у этой машины, распознать не удалось. Можно сделать поверхностные выводы насчёт шасси, если посмотреть на фотографии тех лет. Этот автомобиль имеет весьма высокий клиренс, что позволяет предположить, что использовано классическое шасси BAW BJ212. При этом, если внимательно приглядеться, то можно рассмотреть отсутствие привода на передние колеса. Следовательно, логичным становится предположение о том, что использовалось заднеприводный вариант шасси BAW BJ212.
AQ1020S
Продолжая знакомство с модельным рядом бренда, мы сразу же можем заметить классический грузопассажирский пикап. Здесь используется традиционный индекс 1020. Почему именно этот цифровой код взяли китайские автопроизводители для обозначения пикапов, мы рассказывали в статье про бренд Zhengtian. Этот автомобиль был основан на пикапе FAW Jiefang CA1020PLF, который, в свою очередь, был клоном пятого поколения пикапа Toyota HiLux. Этот Jiefang также широко использовался в качестве образца для создания клонов небольшими китайскими автопроизводителями под своими брендами.
AAQ 6370
В 1995 году произошел ребрендинг — компания сменила название на Anhui Anqing Anda’er Auto Factory, включив в нее название бренда Anda’er. Это отразилось и на индексах – как мы уже упоминали, теперь использовался код ААQ. И первой моделью после ребрендинга стал удивительно модный минивэн, о котором мы писали в начале статьи. «Андаер» AAQ 6370 начал выпускаться в 1996 году и с точки зрения дизайна был абсолютно оригинальным! Однако «внутренности», естественно, были взяты от уже существующих моделей.
Вы удивитесь, но мы опять вспомним про уже набивший оскомину Xiali TJ 7100. Ведь AAQ 6370 был основан на хэтчбеке Xiali TJ 7100! И как вы знаете из нашего рассказа про первый автомобиль Geely, завод в Тяньцзине имел лицензию на производство автомобилей и двигателей для китайского рынка. Однако, несмотря на это, Xiali также продавал платформу и двигатели другим китайским автопроизводителям, включая Anda’er. Поразительно как «Андаер» смог на такой маленькой платформе сделать целый минивэн, учитывая, что Geely испытывал аналогичные проблемы со своими пикапами на этой платформе!
В западных источниках утверждается, что AAQ 6370 был оснащен 3-цилиндровым бензиновым двигателем Xiali TJ 376QB объемом 0,993 литра и мощностью 47 л.с. Однако на самом деле двигателя такой мощности не существовало. Возможно, имеет место банальная невнимательность западных автоисториков. В действительности этот агрегат выдавал 52 лошадиных силы и 77 Нм крутящего момента. Мотор был сопряжен с четырехступенчатой механической коробкой, привод естественно передний. Размеры: 3750/1580/1770мм, колесная база 2300мм, а снаряженная масса 950 кг.
***
Также существовал второй вариант модели. Он назывался AAQ 6380. Этот минивэн был оснащен 1,0-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 48 л.с. Этот двигатель «Андаер» получал от китайской компании Dongnan Engine Works. Данный агрегат, по всей видимости, представлял собой оригинальную китайскую разработку, что очень похвально. Коробка передач также была четырехступенчатой.
Кузов этого минивэна — полностью оригинальная разработка «Андаера». Однако для удешевления производства модель пала жертвой унификации. Как и в случае с двигателем и ходовой частью, задние фонари также взяты от Xiali. У Xiali заимствована и приборная панель, но Anda’er разработал оригинальный руль из искусственного дерева. Вокруг вентиляционных отверстий и дверных ручек также имеются декоративные «деревянные» панели. Салон вмещает пятерых, хотя большие окна создают иллюзию того, что автомобиль куда вместительнее заявленных пяти мест.
***
«Андаер» несколько раз проводил фейслифтинг своего минивэна. Так, в 2001 году дебютировала модель с полностью переработанными световыми приборами. И что еще более важно, у нее была совершенно новая приборная панель. Черты Xiali полностью исчезли, их заменили оригинальным дизайном Anda’er. Больше всего выделялась огромная панель из искусственного дерева в верхней части центрального стека с двумя встроенными динамиками. А спустя некоторое время «Андаер» выпустил еще одну версию с новыми фарами, которые больше не заходили на переднее крыло, а также другим передним бампером и очень большими зеркалами.
И, наконец, последней версией стала эта. Это прототип очередного фейслифтинга AAQ 6370. Он имеет новую блестящую решетку радиатора, иной передний бампер с большим количеством воздухозаборников, другие фары, которые снова заходят на переднее крыло, и вертикальные зеркала. Этот автомобиль был показан в 2003 году, как раз перед первым банкротством компании (подробнее об этом позже). Был выпущен один опытный образец.
Кроме того, в 1999 году в университете города Хэфэй, расположенном в провинции Аньхой, была построена электрическая версия AAQ 6370. Транспортное средство использовалось в течение нескольких лет для испытаний. Был произведен только один автомобиль, его характеристики неизвестны.
AAQ 1010D
В то время Anda’er был занят не только своим минивэном. Прибыльная ниша пикапов не теряла актуальности, поэтому компания сделала два небольших пикапа, основанных снова на Xiali TJ 7100. Однако дизайн был уже более элегантным, ибо передок решили сделать в стиле пикапов Volkswagen. AAQ 1010D был двухместным двухдверным пикапом, который оснащался тем же двигателем, что и TJ 376QB, а также AAQ 6370.
AAQ 1010S
AAQ 1010S — это четырехдверный пикап. На самом деле автомобиль представлял из себя Xiali с грузовой платформой. Дизайн передка слегка похож на тот, который устанавливается на AAQ 1010D. Размеры: 3940/1620/1450, а колесная база — 2320.
Неизвестный седан
К сожалению, не каждый автомобиль поддается идентификации, так как не каждый китайский автопроизводитель заинтересован в сохранении собственной истории. К сожалению, «Андаер», по всей видимости, как раз из числа таких брендов. У него был маленький седан, который не упоминается ни в одной исторической книге либо каталоге.
Дизайн передней части аналогичен пикапам и имеет те же зеркала, что и последний вариант AAQ 6370. Иначе и быть не могло, без унификации деталей среди модельного ряда такие маленькие производители обычно не могут выжить. Вполне вероятно, что автомобиль основан на седане Xiali TJ 7100U, о котором мы уже писали. Однако колесная база здесь несколько больше, а кузов полностью оригинален и не повторяет черты седана из Тяньцзиня. В целом можно предположить, что гамма двигателей совершенно не поменялась.
AAQ 6480
Очередной минивэн AAQ 6480 (не путать с AAQ 6380). Вы можете подумать, что это Toyota Previa первого поколения, которых в 1990-е годы было много в Китае. Этот минивэн, по неподтвержденной информации, официально не продавался в КНР, однако поставлялся контрабандным путем. Из-за чего в Китае было достаточно много таких минивэнов, а в Гуандуне проводились полулегальные операции с продажей этих автомобилей. Также существовало несколько компаний, делающих копии «Превиа», включая «Андаер».
В автомобиле легко узнаются линии Previa, но пропорции несколько изменены. Естественно виной тому стало использование другой платформы. AAQ 6480 был несколько длиннее, однако имел более короткую колесную базу, чем у Previa. К сожалению, идентифицировать донора колёсной базы не удалось, но, судя по размерам, был выбран куда более крупный автомобиль, а таковых в линейке Xiali никогда не водилось. Силовая установка состояла из 2,2-литрового четырехцилиндрового бензинового двигателя 491Q-2, который посылал свою тягу на задние колеса через механическую коробку передач с четырьмя скоростями. Мощность двигателя составляла 91 л.с. при крутящем моменте в 175 Нм. По всей видимости, этот двигатель является некой производной легендарного 492Q производства BAW, однако, несмотря на рост мощности, крутящий момент вырос весьма номинально. Мы постараемся узнать больше об этом двигателе в будущем. Производился мотор китайской компанией Shenyang Xinguang Huachen Engine Factory. AAQ 6480 выпускался примерно с 1992 по 1996 год.
Послесловие, которое стало прологом
К сожалению, как упоминалось ранее, Anda’er отметился в истории китайского автомобилестроения частыми банкротствами, и одно из крупных случилось в 2003 году. В тот момент компания выпускала только минивэн AAQ 6370. Завод просто не мог продавать их в таком количестве, чтобы выходить в плюс и, что называется, счета множились.
Но в 2006 году компания была воскрешена неожиданным партнером в лице нескольких местных органов власти, зоны развития бизнеса и частных инвесторов, объединенных в одну финансовую структуру. Новый владелец основал новый завод в зоне экономического развития «Аньхой Ванцзян», расположенной в округе Ванцзян, что в Аньхое.
AAQ 600
Удивительно, но в итоге завод смог создать AAQ 600, небольшой электрический автомобиль, предназначенный для использования в качестве такси. Тогда ещё не было масштабной гонки за экологичность, и на самом деле поражает воображение тот факт, что слабоизвестный производитель отважился на такую авантюру, которая, справедливости ради, не оправдала своих надежд.
К слову, AAQ 600 очень похож на Suzuki Alto. Alto является еще одним автомобилем, который наряду с Daihatsu Charade имеет богатую и очень грязную историю в Китае. Этот автомобиль официально производился на совместном предприятии Changan-Suzuki, и Suzuki не брезговала продавать лицензию на автомобиль многим другим китайским компаниям, которые создавали свои модели на основе Alto. Однако вскоре, как и в случае с Charade, китайские автопроизводители начали беспорядочно копировать Alto без всякого на то разрешения со стороны производителя оригинальной модели. Почти каждый китайский производитель автомобилей, маленький или крупный, продавал вариант Alto в 1990-х годах. Двигатель обладал мощностью в 10 (десять) л.с. и использовал свинцово-кислотную батарею в 96 В. Максимальная скорость при этом составляла 80 км/ч. Размеры: 3405/1420/1459мм, а колесная база была равна 2175мм.
Anda’er построил 20 единиц, которые были введены в опытную эксплуатацию на улицах округа Ванцзян. А затем производство остановилось, потому что у компании вновь начались финансовые трудности. Различные инвесторы пытались спасти компанию, но безрезультатно — в 2010 году Anda’er был объявлен банкротом еще раз.
AAQ 6660
Однако в 2016 году все радикально изменилось, когда остатки компании, в том числе заводской цех в Ваньцзяне, были куплены Yudea, крупным производителем небольших электромобилей. Затем Yudea снова вернул к жизни бренд Anda’er и теперь использует его для серии электрических автобусов среднего размера. Первым из них был AAQ 6660, 23-местный автобус с электродвигателем мощностью 147 л.с.
На сегодняшний момент «Андаер» еще жив, и пусть он не добился хоть какой-то известности в КНР и тем более за его пределами, тем не менее стал весьма интересной вехой в круговороте событий китайского автопрома.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»