История для тех, кто долго сторонился автомобилей из Поднебесной, но сейчас искоса начинает на них поглядывать.
От своих знакомых все чаще слышу одни и те же вопросы. Что такое китайский автомобиль? Чем он отличается от привычных нам европейских, корейских и японских? Чем лучше? Чем хуже? На что обратить внимание при выборе?
Попробую создать собирательный образ китайских авто на примере самых массовых в России среднеразмерных кроссоверов. Но для начала коротенько расскажу о том, как живут китайцы, как используют автомобили и как на них ездят. Все-таки их в Поднебесной создают в первую очередь для своих жителей.
Особенности китайского автопрома
Напомню, что китайцы мельче нас, русских, мы на их фоне выглядим богатырями. Потому и места для них в машине нужно не так много, значит крупные сиденья им ни к чему.
Жители Поднебесной используют автомобили, в основном, для езды на работу и обратно в пределах одного населенного пункта. Потому эксплуатируют их, как правило, в городской черте. Для таких условий машины и создают.
Большой запас хода по топливу здесь не нужен – зачем по каменным джунглям возить лишний бензин? Потому емкость бака 50 литров (плюс-минус 3-5) можно считать местным «стандартом».
Багажника хватит скромного, поскольку мешки с урожаем с дачи китайцы не возят, а купленную бытовую технику из магазина и в ремонт доставляют специальным транспортом. Отсюда и невысокие требования к грузоподъемности, 300-340 кг – обычное дело.
Хорошая управляемость и мощные тормоза, способные быстро остановить машину с высокой скорости? Зачем все это для города? Отсюда на китайских авто скромные тормоза и не самое четкое рулевое управление.
Движение вверх
Тем не менее нынешние китайские авто далеко ушли от первых неуклюжих, быстро ржавеющих машин. Сегодня выглядят вполне злободневно, иногда даже космически, и уж точно не отстают от европейцев. Хотя собственную ментальность в дизайне сохраняют.
В современном мире все перемешалось. Дизайнеры и конструкторы мигрируют из одного автомобильного концерна в другой. Одни туда, где больше платят. Другие – где больше свободы для творчества и самовыражения. Потому сегодняшние автомобили в своем большинстве становятся интернациональными. А китайскими остаются лишь по месту расположения головного офиса производителя. Geely, например, кооперируется с хорошо известной шведской компанией Volvo.
Кузова большинства авто изготовлены из оцинкованного металла, обеспечивающего надежную защиту от ржавчины. Оптика светодиодная. Небольшой минус лишь в том, что противотуманные фары для них – редкость, а фароомыватели – неизвестная опция.
Пассивная безопасность сегодня для китайцев – особый пунктик. Они хорошо помнят, как в свое время обожглись на пренебрежении к этой теме. Потому современные машины «держат удар» не хуже европейцев. За примером далеко ходить не надо – автомобили Haval Jolion, F7 и H6 имеют пять звезд из пяти по результатам разномастных краш-тестов.
Моторы – современные, турбированные. Многие компании переводят блоки двигателей с чугуна на алюминий. Непосредственный впрыск и цикл Аткинсона/Миллера становится обыденным делом. Экологический класс – 5-й или 6-й. Непонятно лишь, почему на таких продвинутых моторах допускают применение бензина с октановым числом 92.
И самый важный момент, который позволяет «китайцам» интенсивно расти. Они постоянно улучшают машины, устраняя замечания пользователей буквально на ходу.
Не хватает емкости бачка омывателя? Пожалуйста, сделаем его пятилитровым. Отсутствует обогрев спинки сиденья? Добавим!
Матрица
Немного давит налезающая на «лоб» крыша, поскольку верхняя кромка ветрового стекла ниже привычного уровня. Потому водительское сиденье приходится опускать чуть ниже, чем мы привыкли. Благо, вертикальная регулировка на большинстве китайских машин предусмотрена.
Салон чуть уже, чем у «европейца», в передней части в среднем на 5-7 см (135-137 см у китайцев против тигуановских 142). Не ахти как много, но первое время место водителя кажется чуток тесноватым. И к двери сидишь чуть ближе, и к соседу. Впрочем, со временем к этому привыкаешь. И даже чувствуешь себя уютнее и защищеннее.
На заднем диване разница не столь критична – по ширине места меньше примерно на 5 см. Объем задней части салона компенсируется за счет увеличения длины — пространство для ног свободнее в среднем на 10 см, а то и больше. Как это достигается при схожей колесной базе и длине автомобиля? Очень просто – сиденье в кузове слегка сдвинуто назад.
Потому багажник, как правило, более скромного объема. Дилемму может решить сдвижное заднее сиденье – позволит менять приоритеты в зависимости от задачи, но пока китайцы на такой шаг не решились. Но, полагаю, ждать не долго.
Практически все кроссоверы в топовых комплектациях имеют панорамную крышу – огромное стекло, с приоткрывающимся и даже сдвигающимся люком в передней части. От яркого солнца защищает шторка с электроприводом. Исключение составляет малыш Chery Tiggo 4 Pro общей длиной 4,3 метра, у которого длины крыши хватает лишь на люк.
Китайский квартал
Присутствие на дверных обивках, приборной панели, элементов из кожи «молодого дерматина» – уже привычное решение. Не говоря уже о сиденьях. Все изготовлено красиво и качественно. Электропривод в регулировке передних сидений встречается очень часто.
Классические физические клавиши не в почете. Предпочтение отдано сенсорному управлению через экран мультимедиа. Оно и понятно – так и дешевле, и модернизировать конфигурацию проще. Изменить расположение, форму, количество и даже цвет «клавиш» или «кнопок» программным методом гораздо быстрее.
Для этого используют центральный планшет, без которого ни один современный автомобиль просто немыслим. Минусов у подобного решения несколько. Реагирует экран только на пальцы, перчатки приходится снимать – в итоге управление климатом и подогревом сидений в холодное время не самая приятная процедура. Отпечатки пальцев остаются на экране, что для перфекционистов – острый нож в горло. И самый неприятный момент – блики на экране, мешающие водителю. Во время пробной поездки, прицениваясь к машине обязательно проверьте, не досаждают ли вам эти самые «зайчики».
Будьте готовы к тому, что аналоговых клавиш в китайских машинах минимум. Хорошо еще, что на руле таких довольно много и их можно нажимать руками в перчатках. Зато площадка для беспроводной зарядки телефона есть практически в каждом китайском авто.
Драйва не будет
Активная безопасность тоже в почете. ABS, антипробуксовочная система, стабилизация курсовой устойчивости и мониторинг давления (и даже температуры!) воздуха в шинах – обязательная «нулевая отметка» для китайских авто. К тому же целый комплекс электронных ассистентов поможет удержать автомобиль в пределах полосы и выдерживать заданную скорость, притормаживая при необходимости. Они умеют мониторить слепые зоны, показывать дорожную остановку на 360 градусов вокруг машины с помощью камер, а также парковаться вместо водителя. Побалуют электроприводом двери багажника и автоматическим выбором режима света фар (ближний-дальний).
Практически все автомобили имеют слегка недостаточную поворачиваемость (активная безопасность!) и удовлетворительную управляемость, не рассчитанную на любителей драйва. Гурманам, знающим толк в драйверском кайфе, ожидать от китайцев возможности ездить активно и, тем более, агрессивно, не стоит. Исключение составляют лишь машины марки Geely.
Тормоза у большинства автомобилей скромные, рассчитанные на служебное (мягкое) снижение скорости. Не надейтесь, что с большой скорости машину можно остановить как вкопанную. И дело не в китайских шинах со скромным зацепом. Переход на топовые «Мишлены» либо «Конти» лишь усугубит ситуацию. Высокие сцепные свойства покрышек летом заставят перегреваться тормозные диски и колодки посредственного качества еще сильнее, что приведет к увеличению тормозного пути.
Полный привод в Китае не в почете. Однако конструктивные решения в «закромах» производителей есть. И потому они могут почти любую машину для российского рынка легко обратить в полноприводную, обеспечив интеллектуальное подключение задней оси.
Скромные перевозчики
По российским меркам грузоподъемность китайских авто непривычно мала. Что особенно неприятно для дачников, привыкших видеть в своих автомобилях вьючных животных, порой перегруженных так, что они задними фартуками скребут по асфальту.
Например, малыши Chery Tiggo 4 и Geely Coolray, поднимают лишь 300 кг. Тогда как главный их конкурент Hyundai Creta берет на борт 345. Напомним, что выпускавшаяся у нас в свое время малышка ВАЗ-1111 Ока при длине 3,2 метра и снаряженной массе 650 кг, могла увезти 340 кг, то есть больше половины собственного веса.
Возьмем машины покрупнее. Точка отсчета – грузоподъемность популярного у нас «Тигуана» почти полтонны (450 кг). Соперничать с ним может лишь Haval F7/F7х, способный поднять 435.
Три «одноклассника» — Chery Tiggo 7, Exeed LX и Haval Dargo — имеют право везти на центнер меньше, лишь 340 кг.
А следующая троица — Exeed LX AWD, Geely Atlas Pro и Geely Tugella – и того меньше, всего-то 300 кг.
Пример самого непонятного в этом плане автомобиля – Exeed TXL. При длине кузова 4 780 мм и снаряженной массе под две тонны он способен увезти лишь 300 кг.
Рейлинги на крыше большинства автомобилей – вполне рабочие, способные выдержать 50 кг. Но есть и странные исключения – у Geely Atlas Pro и Coolray эти полоски на крыше лишь декорация, не способная нести хоть какую-то нагрузку. А автомобили Geely Atlas Pro, Geely Coolray, Geely Tugella и Haval F7/F7x недостойны таскать прицеп.
Что делать?
Как мы выяснили, китайские автомобили сегодня вполне современны. Правда, со своими собственными, не совсем привычными нам «тараканами». Так что ездить на них можно. Однако при выборе не стоит забывать, что они созданы в первую очередь для китайского рынка с его особенностями. А посему во время обязательного перед покупкой тест-драйва обратите особое внимание на следующие моменты.
- Удалось ли принять привычную вам (удобную) позу за рулем? Посадка – дело сугубо индивидуальное.
- Оцените реакцию автомобиля на ваши действия педалью тормоза, «баранкой» и акселератором.
- Найдите органы управления климатом, подогревом сидений и «баранки». Они могут быть упрятаны в меню с доступом в несколько шагов. Не забудьте уточнить, как управлять «музыкой».
- Обязательно проверьте центральный мультимедийный планшет на наличие бликов от солнечного света. Легче всего они ловятся утром либо вечером, когда солнце не в зените.
- Выясните грузоподъемность автомобиля, его рейлингов, а также способность таскать прицеп.
- Уточните емкость бензобака и запас хода.
Разумного выбора и хорошей покупки!
Текст, фото: Сергей МИШИН (Protector-Team)
Ранее в этой рубрике:
- Раз Haval, два Haval, кто кого переиграл? Сравниваем кроссоверы F7 и Dargo
- Geely Atlas Pro или Haval Jolion? Тройка, четверка… семерка
- Haval F7 под микроскопом. Глава первая: покупка и установка трех степеней защиты
Автор, вы похоже давно не жили в Китае…
Что бы вы понимали — это страна рекордсмен, ей принадлежат абсолютные рекорды по массовому перемещению людей, а в новогодние праздники в поездках одновременно находится половина населения, это миллиарды людей, миллиарды автомобилей, потому что несмотря на полную доступность скоростных поездов, авиарейсов — многим нравится сидеть за баранкой авто, особенно если речь о поездке в сторону китайского алтая, куда цивилизация не сильно добралась.
Поэтому когда я, человек знающий, читаю про странные причины маленького бака, пустого руля и т.д… вначале я не понимаю о каких авто идет речь — т.к. 50 литров сейчас почти у каждого второго авто, не только у китайцев, а потом удивляюсь от того, что китацы оказывается покупают авто для города… а это абсолютно, на все 100% не так, хотя бы по причине особенностей получения номеров и расписанию использования авто в некоторых районах Китая, если это не электричка.
Что бы понимание было еще более лучшим — за время китайского нового года Китай сжирает топлива (включая авиационное) сколько в РФ за весь год.
А то что в РФ тащат в основном ширпотреб — это желание отечественных перекупов (да, дилер — это тоже перекуп) заработать больше, покупая дешман и продавая с маржой в 300%.
При этом если вы были в северном Китае — там в массе своей выбирают одни авто, в южном — другие, т.к. между ними климатическая бездна.
И если дилер пытается впарить авто с фиговой печкой — значит он затарился машинами из партии отправляющейся на юг, где важен кондей, а зима длится в виде пары месяцев дождей и ветров. Поэтому Чанганы гниют еще сильней УАЗа, ну не заморачиваются они антикором, т.к. нет в Чунцине зимы и соли. Зато в нем есть более 30 миллионов человек, которым надо на чем-то ездить. А это только один город…
Про нагрузку… Вы средний вес китайца знаете? Вообще много видели китайцев? Вот…
А про мешки картошки -китайцы как раз фанаты забивать авто, если речь не о центральных городах провинций.
Если сами не были, ну хоть вебкамеры откройте, посмотрите )
Соглашусь с вами на 100%… особенно рассмешило рассуждение про объем бензобака… как раз в Китае одно из основных требований к авто, что бы оно на одной полной заправке бензобака проезжало 700км иначе его не сертифицируют.. .т.к. в Китае полно малонаселенных регионов где заправки больше 500 км друг от друга
Кстати, а что вам мешает завести у нас блог и самому стать автором?)
Подумываю купить Хавал F7, и смутила грузоподъемность всего в 435кг.
Для сравнения, сейчас у меня вектра Ц лифтбек 1,8 — и даже у нее 492кг.
Попалась эта статья. И оказалось что F7 еще и РЕКОРДСМЕН!
Остальные еще хуже.
Дайте ДВА! )))
ПС, наверное, можно улучшить грузоподъемность пружинами, но будет и жестче.