Железная логистика. Как китайские автомобили попадают в Россию и другие страны

как перевозят автомобили
На фото: процесс перевозки автомобилей

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как китайские автомобили перевозят по миру и как они попадают в Россию? Процесс этот, хоть и достаточно скрыт от посторонних глаз, по-своему весьма интересен, и китайские автопроизводители в последнее время стали достаточно сильно влиять и на него. А так как ваш покорный слуга логист, то я с удовольствием немного рассажу о том, как это происходит.

Блог Михаила Урбановского китайские автомобили в Эмиратах ОАЭ

Начнем с глобальных новостей — в 2022 году рынок морских перевозок автомобилей вышел на небывалые величины. Всему виной стали отложенный спрос на автомобили в мире, изменение логистических цепочек (машины стали возить на более далекие расстояния), нехватка мощностей и, наконец, восстановление различных производств, как самих автомобилей, так и их комплектующих — наподобие тех же полупроводников, без которых вы современный автомобиль не сделаете. Ставки на перевозку автомобиля на специальных судах-автомобилевозах класса PCTC (Pure car and truck carrier) пробили потолок, и многие автопроизводители задумались о том, как снизить свои издержки на логистику. Шутка ли, на данный момент сутки фрахта, то есть аренды одного крупного автомобилевоза на 6500 автомобилей оцениваются в 100 000 долларов — это абсолютный рекорд за всю историю индустрии.

В тоже время китайские автопроизводители стали вторыми в мире по выпуску машин и обошли Германию. Рост в 2022 году по отношению к 2021-му составил ошеломительные 55%. А это значит, что огромное количество машин, более 2 миллионов штук, направлено на внешние рынки и их как-то надо доставить до конечного потребителя, желательно с наименьшими издержками. А есть ведь еще и огромный внутренний рынок самого Китая, с развитым речным и морским судоходством. Один из самых действенных способов — контролировать весь процесс транспортировки от и до самостоятельно, чтобы не зависеть от рыночных потрясений.

Зачем автокомпаниям собственный флот

как перевозят автомобили кораблевоз

На фото: рынок морских перевозок автомобилей испытывает подъем

Поэтому неудивительно, что логистические подразделения самых крупных производителей стали заказывать новые суда и расширять свой флот. Так, например, SAIC в партнерстве с крупнейшей китайской судоходной компанией Сosco и фирмой SIPG Logistics, принадлежащей управляющей компании порта Шанхая, создали новое отдельное подразделение для перевозки автомобилей и активно фрахтуют суда исключительно под перевозку автомобилей, выпускаемых концерном SAIC. Помимо этого, они уже объявили тендер на производство 7 специализированных судов вместимостью 8900 автомобилей. Неофициальная стоимость только одного судна в контракте, по словам независимых брокеров, свыше 100 миллионов долларов США. Помимо этого, в 2021 году уже было сдано 5 автомобилевозов исключительно под нужды SAIC. Суммарно же флот будет насчитывать около 40 судов различных размеров и классов.

Конкуренты также не дремлют — BYD, известный своей экспансией на внешние рынки, уже разместил заказы на двух китайских судоверфях на производство 6 автомобилевозов по 7700 автомобилей. Nio, Chery и JAC также разрабатывают подобный план.

как перевозят автомобили автомобилевозы корабли SAIC

На фото: один из кораблей, принадлежащих автокомпании SAIC

Отдельно отмечу, что китайские автомобильные гиганты ворвались в элитный клуб автопроизводителей с собственным морским флотом. Например, как японская Toyota или корейский Hyundai.

Доставка из Китая: сгодится и щеповоз

как перевозят автомобили

На фото: такими флэт-рэками можно загружать трюмы грузовых судов

Помимо этого, логисты также переосмысливают другие способы перевозки машин — опять же во всем виновата нехватка мощностей и небывалые потрясения на логистическом рынке в 2022 году. Уже упомянутый гигант Сosco решил приспособить свой щеповоз — судно для перевозки древесной щепы, которая крайне важна для целлюлозно-бумажной промышленности, под перевозку автомобилей. Машины решили перевозить в несколько измененных платформах флэт-рэках. Это платформа, по длине и ширине одинаковая с обыкновенным контейнером, но без бортов и крыши, и грузить их можно на любом контейнерном терминале. В данном же случае, их немного модернизировали, и получилась возможность перевозить автомобили в своего рода ячейках, которые идеально вписываются в большие грузовые трюма сухогруза. Таким образом, в Южную Африку на одном судне отправили 1100 автомобилей, а обратно в Китай сухогруз уже загрузили уже основным грузом, щепой.

Соответственно, отпадают все вопросы на тему того, насколько амбициозны планы китайских производителей по покорению мировых рынков. Это уже и не планы вовсе, а запущенный процесс.

Как ввозят в РФ машины китайские бренды

Перевозки в Россию осуществляются всеми возможными видами транспорта. Начнем с основного, морского.

производство Omoda

На фото: кроссоверы Omoda C5 рядом со сборочным цехом компании «Соллерс» во Владивостоке

Главные ворота страны для ввоза китайских автомобилей морем — это мой родной и любимый Владивосток. Суда, хоть и значительно меньшие по размеру, регулярно заходят на два морских терминала — автомобильный ВМТП (Владивостокский Морской Торговый Порт) и в порт Пасифик-Лоджистик, в свое время построенный для осуществления регулярной доставки комплектующих из Японии и Кореи для нужд автозавода «Соллерс». Тот самый, где ранее отверточным методом собирали «Мазды», «Тойоты» и совсем давно корейские Ssangyong, а теперь ожидается сборка еще не названной китайской марки. Логистическая цепочка здесь выстроена идеально для подобной крупноузловой сборки — контейнеры с комплектующими выгружаются буквально в шаговой доступности от сборочного цеха, а за ним есть достаточно большая накопительная площадка и железнодорожная станция для дальнейшей отправки машин на запад.

Главным образом на оба терминала привозят продукцию Chery, в том числе и суббрендов Exeed и Omoda, что, в общем, понятно. Сборочных производств в России у компании нет, и привозить готовые машины морем из Китая на Дальний Восток наиболее логично. Далее автомобили, пройдя таможенную очистку отгружаются на железнодорожный или автомобильный транспорт и поступают в дилерскую сеть по всей стране. Но отдельно попадаются и интересные экземпляры, ввезенные в частном порядке. Как, например, этот электрический Nissan Sylphy EV, привезенный из китайского города Ляньюньгань.

как перевозят автомобили из Китая из Японии Nissan

На фото: этот электрический седан Nissan Sylphy EV привезли во Владивосток из Китая

***

Что же до других брендов, у которых есть свои сборочные предприятия, то комплектующие также попадают в Россию через дальневосточные порты. Регулярно отправляются контейнеры в Тульскую область на завод Haval — сварка и окраска проходят на месте, а все остальное привозится морем. Ритмичность производства держит в тонусе весь отдел логистики Great Wall в России — портовые мощности в Приморье уже который год работают на пределе, суда стоят в очередях на выгрузку, поезда отправляются с большими задержками, но завод должен работать по своему графику. Поэтому в 2021 году контейнеры с китайскими комплектующими добавили работы порту Ванино в Хабаровском крае — спустя практически 20 лет там снова стали обрабатывать контейнеровозы, и поезда оттуда шли прямиком в Тулу, чтобы избежать задержек во Владивостоке и Восточном.

как перевозят автомобили Chery Владивосток порт

На фото: автомобили Chery нередко ввозят в Россию через порт Владивостока

Ты на суше, я на море

Разумеется, при наличии сухопутной границы с Китаем грех было бы ей не воспользоваться — поезда с китайскими автомобилями регулярно пересекают российско-китайскую границу на станции Забайкальск и казахско-китайскую границу Хоргос/Алтынколь. Таким образом достигается действительно бесшовная перевозка — машины грузят в контейнеры в Китае и в том же самом контейнере они прибывают, например, в Москву.

как перевозят автомобили MG поезд

На фото: автомобили перевозят и специальными поездами

Особенность ушедшего 2022 года — китайские автомобили начали ввозить из Китая через автомобильные погранпереходы, причем как новые, так и пробежные. Поток этот незначительный и все машины оформляются на физические лица в частном порядке. Примечательно, что помимо востребованных и достаточно выгодных при покупке из Китая китайских же кроссоверов и внедорожников на досках объявлений попадаются и необычные экземпляры, как этот пикап Isuzu D-Max для внутреннего китайского рынка. Машина продается в городе Уссурийске, который расположен очень близко к российско-китайской границе. Доказательством служит, помимо китайских иероглифов на панели приборов еще и первые буквы VIN-кода, LET — Jiangling-Isuzu Motors.

Нельзя сказать, что это абсолютно новое явление — через разнообразные сухопутные погранпереходы последние 20 лет в Россию шел поток китайских крупнотоннажных грузовиков и автобусов. Что удивительно, многие потом до конечного покупатели перегонялись своим ходом через всю страну. Проходили обкатку, скажем так.

как перевозят автомобили из Китая из Японии Isuzu

На фото: пикап Isuzu D-Max, предназначенный для внутреннего китайского рынка

Примерно так, в общих чертах, и устроена логистика по доставке китайских автомобилей. Процесс ритмичный, отлаженный и по-своему интересный.

Михаил УРБАНОВСКИЙ, Дубай.

Фото автора, с сайта splash247.com, drom.ru и пресс-службы ПАО ВМТП.

Блог Михаила Урбановского китайские автомобили в Эмиратах ОАЭ

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Наш бот в Telegram: @Autochina24Bot. Номер для сообщений в Whatsapp: +79009260175.

баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

3.5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
123
123
1 год назад

«Поток этот незначительный» — весь серый импорт как бы…Казахстан будто ограничение на пребывание россиян и открытие ими счетов просто так ввел — все пункты таможни до самой Монголии были завалены выше крыши оформлением авто, какой Владик, вы чего? что бы потом еще переплачивать за логистику в три раза? Это же не Япония/Корея.))
О каком Isuzu D-Max для внутреннего китайского рынка идет речь, если их собирают в Тайланде и, несмотря на то, что официально внедорожники не поставлялись в РФ, пикапы официально(!) здесь продавалаись дилерами Исузу за смешные деньги (около 2 миллионов в 2020, если память не изменяет), Исузу даже думала локализовать крупноузловую сборку во Владике, т.к. продажи были около 400-500 автомобилей в год.
Даже у Ильи с КС было несколько обзоров в свое время на тему «зачем уаз, если можно купить исузу», при этом и старого и нового поколения.
Ребят, вы же не про политику пишете, тут автотематика — материал нужно проверять )

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: