Топ-10 наиболее успешных марок в России в январе 2024 года закрыт с полным преимуществом китайских автокомпаний. Они застолбили за собой места со 2-го по 9-е включительно, уступив лидерство «Ладе» и отдав почётное право закрыть «десятку» сильнейших бренду Kia. Таковы данные аналитического агентства «Автостат», озвученные сегодня, 5 февраля.
Лидеры в три эшелона
В целом, первый месяц текущего года добавил отечественному рынку 80 212 новых автомобилей. По словам Сергея Удалова, исполнительного директора «Автостата», такого оптимистичного результата мало кто ожидал, поскольку рост к январю прошлого года составил гигантские 77,3%. В то же время активность российских покупателей в минувшем месяце оказалась на 32,9% слабее, чем в декабре 2023-го. Но это, что называется, естественно и не выходит за рамки устоявшегося годами тренда.
АвтоВАЗ, как и следовало ожидать, пока что вне конкуренции – в январе этого года было реализовано 22 289 новеньких Lada. Таким образом, доля российского концерна хоть и снизилась (27,8%), но по-прежнему высока.
Далее сплошным строем идут китайские компании. Локомотив всё тот же – Haval (9620 ед.; доля – 12%), Geely (8998 ед.; 11,2%), Chery (8801 ед.; 11%). Как видно, разрыв между азиатскими лидерами небольшой. При этом, по словам Сергея Удалова, от месяца к месяцу занимаемые этими игроками места в российском рейтинге часто меняются между собой. Так называемый «второй эшелон» производителей из Поднебесной представлен также устоявшимися именами: Changan (4893 ед.; 6,1%), Exeed (2758 ед.; 3,4%) и Omoda (2668 ед.; 3,3%).
И, наконец, два бренда, которые требуют особого упоминания: Lixiang (1741 ед.; 2,2%; 8 место) и Tank (1733 ед.; 2,2%; 9 место). Первый, по мнению генерального директора «Автостата» Сергея Целикова, «выстрелил» как черт из табакерки, причём сделал этого ещё в конце 2023 года и, видимо, ещё будет нас удивлять. Притом, что продукция Lixiang – далеко не дешёвая, премиальная. С брендом Tank история почти такая же (внедорожники «500-й» серии откровенно дорогие), только со знаком «минус». По убеждению Сергея Целикова, Tank должен располагаться на более высоких позициях, потому как недооценен.
Zeekr, похоже, настроен решительно
Вновь отличился Zeekr – это уже из сегмента электромобилей. В январе бренд расположился на всё том же 1 месте, что и месяцем ранее. Его результат – 695 проданных экземпляров, что равносильно росту в 63,2 раза к январю 2023-го.
В первой «электрической» пятёрке «китайцев» больше нет, если, конечно, не считать таковыми собираемые в России и под российскими именами компании «Москвич» и Evolute. Они, на удивление экспертов «Автостата», смогли занять 2 и 3 места в январском рейтинге. Первый увеличил свои продажи в 89 раз (до 267 машин), второй продал 111 «электричек» (+79%), и сегодня «Эволюты» всё чаще можно встретить в качестве такси на улицах крупных российских городов.
Замыкают топ-5 сегмента EV бренды Volkswagen (85 ед.) и Tesla (45 ед.). И если немецкая компания смогла на 3% увеличить свои продажи, то американской марке остаётся лишь проливать слёзы, поскольку первый месяц наступившего года она отработала в России с отрицательным результатом (-27%). Отметим, что общее количество реализованных в стране электрокаров составило 1485 ед. Таким образом, налицо увеличение продаж в 4,1 раза, доля сегмента EV на российском рынке впервые вплотную подобралась к 2% (1,9%).
Эксперты недоумевают, почему до сих пор на отечественном рынке слабы позиции компании BYD. Хорошо известно, что на родине, в Китае, марка является №1 по продажам среди всех «электричек», да и европейскому потребителю BYD известен, пожалуй, больше других «китайцев».
Кто-то обязательно выскочит
Есть мнение, что в самое ближайшее время может громко заявить о себе марка Aito — премиальное подразделение Huawei, с декабря 2021 года специализирующаяся на выпуске гибридных и аккумуляторных моделей. На данный момент Aito, по меткому выражению Сергея Целикова, работает в России «почти официально», то есть заходит путём дистрибуции через один известный дилерский холдинг. Если компания обзаведётся официальным представительством, у неё есть все шансы значительно нарастить объёмы продаж в нашей стране.
Вообще же, полагает руководитель аналитического агентства, в 2024 году следует ожидать массового прихода в страну новых игроков из Китая, возможно, кто-то из них даже войдёт в топ-10. А вот с лидерскими амбициями новичкам, по всей видимости, придётся распрощаться. Дело это непростое, основной костяк фаворитов уже сформировался и впредь будет лишь крепнуть.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
на фото вверху не Лисянг, а ЛинкКо 09