Кроссовер Geely Monjaro произвел в 2023 году на российском рынке настоящий фурор. В общей сложности было реализовано более 20 000 единиц. Причем, более половины из этого объема – вклад параллельного импорта. Об этом в рамках форума автобизнеса «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», организованного агентством «Автостат», заявил Валерий Тараканов, директор по операционным вопросам ООО «Джили Моторс».
«Китайские автомобили» внимательно изучили прозвучавшие на мероприятии доклады участников и выбрали из них самое интересное.
— Это произошло без нашего участия, — уточнил Валерий Тараканов. — Что говорит о народном признании флагмана модельного ряда Geely и намекает на то, что нам нужно более активно вести поставки бестселлера по официальным каналам, полностью взять дело в свои руки. Потенциал Monjaro никуда не делся, а вот история с параллельным импортом в 2024 году, похоже, ждёт своего ограничения
По словам Валерия Тараканова, в 2023 году компания успешно справились с тремя задачами, которые перед ней поставила штаб-квартира в Китае. Более чем в 3 раза были увеличены продажи, вдвое расширена дилерская сеть (сегодня работает 180 ДЦ в 90 городах), выведены на рынок 3 новых модели, включая упомянутый Monjaro. «С оптимизмом смотрим в 2024-й», – резюмировал Валерий Тараканов.
Товар пошёл – продажи будут!
Аналогичные настроения царят в стане GAC Motor Rus. По информации заместителя генерального директора компании Константина Байшева, в текущем году стоит задача попасть в топ-10 самых успешных брендов в России. Для этого необходимо продать не менее 25 000 машин. Сделать это будет непросто, поскольку итог работы в 2023 году – всего 4233 ед. (львиная доля продаж пришлась на ноябрь и декабрь).
— Нам зачастую не хватало автомобилей, особенно 7-местных внедорожников GS8 (от 3,8 до 4,4 млн рублей), — уточнил Константин Байшев. – Некоторый дефицит сохраняется, но мы работаем над этим вопросом. Каждый день разгружаются автомобили, приходящие по железной дороге и паромом в Санкт-Петербург. Поставки большие, и скоро недостатка в машинах у нас не будет
GS8, продающийся в России с июля прошлого года, по словам эксперта, — локомотив модельного ряда GAC. Но ему компанию вскоре составят новинки.
— Неделю назад мы получили ОТТС на минивэн M8, — отметил Константин Байшев. – Сегмент ещё пустой, и мы собираемся поиграть в нём, громко заявить о себе. 2-литровый мотор и 8АКПП у вэна те же, что устанавливаются на GS8, внутри фантастический комфорт: 2 капитанских кресла сзади, с массажем, оттоманкой и кнопкой спа. Сюрпризом станет цена. Отмечу, что на M8 уже собрано много заявок
Большие надежды, по словам представителя компании, возлагаются на компактный кроссовер GS3. Это классика современного жанра: двигатель 1,5 литра и 7DCT в придачу. Автомобиль следует ожидать в конце марта. А в октябре начнутся продажи нового среднеразмерного кроссовера Emkoo. Он будет доступен в 2 вариантах: с передним приводом, мотором 1,5 литра и «роботом», а также 2-литровым двигателем и 8АКПП на полном приводе. Второй вариант, по словам эксперта, создан специально для России.
Вернуть долю премиума удастся через 5 лет
В дилерском сообществе марку GAC подчас позиционируют как премиальную. А по версии Дмитрия Трофимова, директора по продажам «МБ Рус» (в недавнем прошлом «Мерседес-Бенц Рус»), к таковым на российском рынке следует отнести лишь три имени — Voyah, Hongqi и Seres. К последней «МБ Рус» с января 2024 года имеет непосредственное отношение, став её эксклюзивным дистрибьютором.
Машины, производимые компанией Seres, продаются под маркой Aito. В этом году в России будет официально представлено 3 модели – Aito M5, M7, а во второй половине года к ним добавится M9. Это всё электрические автомобили в гибридном исполнении.
— Мы убеждены, что именно в данном направлении будет развиваться премиальный сегмент в ближайшие 5-10 лет, — заявил Дмитрий Трофимов. – Сегодня доля премиума в стране невелика: по итогам 2023-го было реализовано порядка 43 000 машин. Для сравнения: в 2021-м – 150 000 ед. А в 2019-м доля дорогих и роскошных моделей составляла 10%. Вернуть эти позиции удастся не раньше, чем через 4-5 лет. По итогам 2024 года, думаю, достигнем 5-6%, восстановление утраченных позиций будет идти медленно, в том числе за счёт законодательства, которое принимает российское правительство
По словам эксперта, 80% продаж в премиуме сегодня приходится на внедорожные модели, и бренд Seres намерен работать именно в этом ключе. Однако компания уже строит планы на 2025-2026 годы, и там, помимо автомобиля SUV-C, фигурирует и седан D-класса.
Главное – навести порядок в работе с дилерами
Калининградскому «Автотору» летать в высших автомобильных сферах пока что не с руки. Задача на этот год – выстроить грамотную дистрибуцию. Об этом заявил представитель компании Кирилл Лучкин, работающий под знаменами «Автотора» всего две недели. По его словам, на данный момент у предприятия 4 импортёрских направления: Kaiyi, BAIC, SWM плюс коммерческие автомобили. Прошлый год посвятили производственному циклу плюс открыли дилерские сети Kaiyi, BAIC, в процессе развития сетка SWM.
И если с производством у «Автотора» исторически всё складывается неплохо, то в плане организации продаж предстоит еще многому научиться. Кирилл Лучкин так прямо и говорит:
— Планы на 2024 год – выстраивание дистрибьюторской сети вместе с дилерами и налаживание всех сопутствующих процессов. Мы понимаем, что производство и продажа – совершенно разные вещи. На данный момент основной фокус – в построении дистрибьюторской структуры по классическому сценарию. В каждой марке будет своя структура, автосейлс, поддержка гарантии, работа с ДЦ, логистика и т.п. В рамках импортёрской структуры создается отдельный отдел маркетинга каждой марки
Ставка будет делаться на седаны, которые, по словам эксперта, востребованы в среде корпоративных клиентов, такси и каршеринге – это, по его уточнению, дополнительный канал продвижения продуктов: «Нужно, чтобы о наших марках узнало как можно больше людей и чтобы в полную мощность заработали дилеры. На рынок смотрим осторожно и в то же время с оптимизмом. Самым тяжёлым этапом будет первое полугодие 2024-го – все мы видим, какая ситуация на рынке: склады затоварены, уровень скидок беспрецедентный. Поддержка на уровне 25-30% от цены автомобиля – такого бизнес давно не видел».
Просто прикрутить колёса – не наш метод
Автозаводу «Москвич» удалось реализовать в прошлом году всего 15 313 автомобилей, преимущественно кроссоверов. Максим Златокрылец, коммерческий директор АЗ «Москвич», понимает, что это немного. Но при такой конкуренции и, по большому счёту, всего с одной моделью, заметил он, всё не так печально.
— В сегменте, в котором мы работаем, в прошлом году заняли 4 место, — отметил представитель предприятия. — Я его называю «братская могила», потому как в нём представлено всё, что можно. Китайский автомобиль сегодня – это, как правило, компактный SUV с передним приводом, 1,5-литровым мотором и вариатором. Это безальтернативные машины, отличающиеся между собой лишь количеством экранов и их яркостью. Выйти в этот сегмент нам было непросто, плюс постоянные дискуссии: «Москвич» это или не «Москвич»? Говорить о каком-то долгосрочном стратегическом планировании не получается, многое меняется быстро (те же блокировки платежей). Какой должна быть стратегия — понятно, а как она будет осуществляться – не ясно
По его словам, «Москвич» востребован и молодой, и возрастной аудиториями. Где-то заводчане искусственно снижают объёмы производства, потому как понимают — просто привезти разобранный автомобиль из Китая и прикрутить к нему колёса, недостаточно.
— Необходимо каждый агрегат перепроверять и пересобирать, наделять его дополнительным уровнем качества, потому что российские условия эксплуатации – совсем другая история. Многие машины из Китая на такую долгую жизнь и не рассчитаны изначально, — заявил Максим Златокрылец
В 2024-м, по мнению эксперта, как минимум можно будет порадоваться за потребителя: «Это будет год покупателя. В 2023-м все бегали, искали, что купить, а сегодня ситуация кардинально меняется. Конкуренция усилится ещё больше».
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
ГАКу в первую очередь надо своих дилеров в чувство привести. Именно они «потушили» продажи, когда к РРЦ на GAC GS8 II они дописывали 1-1,5 млн. руб. сверху. Причем еще и ссали покупателям в уши про гарантию — типа покупаете страховку и в ее рамках будете чиниться. Ну и нафик этот авто нужен за 5-5,5 млн., да еще и с кривой гарантией?