В июне 2024 года доля китайских автомобилей в массовом сегменте составила 59%. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», озвученным в ходе ежемесячной «Оперативки», в премиальном секторе цифра значительно выше – 80%. Точно такие же показатели были зафиксированы месяцем ранее. О росте можно говорить, лишь сравнивая с результатами июня 2023 года – тогда мы имели 48% и 60% соответственно.
Lada и Китай
Лидерство отечественного бренда Lada пока что оспорить некому: 34 199 реализованных в июне малолитражек – это тот уровень, к которому стремится «большая китайская тройка», но актуальные показатели пока что в 2-3 раза слабее. Так, например, бренд Haval продал в первый летний месяц 15 210 своих машин, что на 8,5% выше мая 2024-го, и на 83,7% превзошло итог работы в июне прошлого года. Результат Chery — 13 577 автомобилей. Здесь также увеличение показателей (+4,3% и +34,7% соответственно). Далее хорошо знакомые нам имена: Geely (11 088 ед.), Changan (10 071 ед.), Omoda (5 096 ед.), Belgee (3 246 ед.), Jetour (3 161 ед.), Jaecoo (2 415 ед.), GAC (1 478 ед.).
Из перечисленных марок отрицательную динамику в июне продемонстрировала лишь компания Belgee (-9,8%). Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат», объяснил это тем, что в начале минувшего месяца произошел отказ от субсидированного кредитования и «разного рода движения по ценам», которые, кстати, ударили и по динамике продаж российского лидера Lada (без малого минус 15% к маю).
В рейтинге 15 сильнейших масс-брендов мы видим еще несколько компаний из Китая или с ними связанных «родственными узами». Это BAIC с результатом 1 090 проданных автомобилей, «Москвич» (1 041 ед.) и JAC (966 ед.). Столичный автозавод, выпускающий свои модели, донором которых является JAC, по непонятным Сергею Удалову причинам, отработал июнь хуже, чем май: снижение объемов реализации достигло 36,6%. Да и по отношению к июню 2023-го эксперты «Автостата» разглядели минус в размере 15,5%.
Exeed и Tank рулят по-прежнему
80-процентную, повторимся, долю «китайцев» в российском сегменте «премиум» эксперт объяснил тем, что в последние пару-тройку месяцев заметно снизились поставки машин по линии параллельного импорта. И этот факт подтверждается приведенным рейтингом, где в топ-15 позиции традиционно сильных «европейцев» и «японцев», мягко скажем, нейтральны.
Фаворитом в «списке богатых и дорогих» выступает Exeed – на его счету 3 542 проданных в прошлом месяце вседорожника. Да, по отношению к маю зафиксировано снижение (-8,5%), зато к аналогичному периоду прошлого года уверенный плюс (+15,6%). А вот дилеры бренда Tank явно не били баклуши и смогли нарастить объемы продаж своих внедорожников в 2,2 раза (год к году) до 2 295 ед. Так родилось в июне 2 место среди «премиалов». Но еще больший процент прироста за минувший год (в 10,2 раза) в активе не имеющего своего официального дистрибьютора бренда Lixiang (1 042 ед.). Другой момент, что к маю увеличение составило всего 0,7%. И на это обратил внимание Сергей Удалов: «Этих машин много ввозили, но сейчас мы видим, что продажи «сдуваются». Проследим тенденцию дальше».
Прямой конкурент Lixiang – бренд Aito продал в июне 150 последовательных гибридов. Это в 10 раз меньше соперника, но тут важен показатель динамики. А он говорит о том, что прирост к маю составил 23%, и это хороший задел на будущее. Тем более что нынче машины Aito продаются у нас под маркой Seres и обеспечены всеми преимуществами, которые способен поддержать официальный импортер.
***
Июньский результат Voyah – 511 автомобилей (+0,4% к маю и +27,1% к АППГ), Hongqi – 437 ед. (-29% к маю и в 4 раза больше, чем в июне 2023-го), Zeekr – 424 ед. (+5,8% к маю и в 3,4 раза рост к АППГ). Седьмая позиция «электрического» суббренда Geely в июньском рейтинге, скорее, неплохо, чем плохо. Это все те машины, что были ввезены ранее, они сегодня и продаются, отметил Сергей Удалов. Сам же рынок «электричек» в минувшем месяце не продемонстрировал прорыва. Продано менее 1000 машин, и это всего 0,9% суммарного рынка новых легковых автомобилей в стране.
Каких машин привезли больше всего?
Динамика импорта новых автомобилей в июне говорит нам о том, что по отношению к последнему месяцу весны рынок остался на своих позициях (порядка 69 тыс. машин). Это заметно ниже показателя марта 2024-го (87 тыс. ед.), когда дистрибьюторы и «параллельщики» пытались привезти в РФ как можно больше машин, успев до апрельских изменений в законодательстве.
Лидеры ввоза в июне суть хорошо знакомые нам модели — Chery Tiggo 7 Pro Max, Changan CS55 Plus, Omoda C5, Chery Tiggo 4 Pro, Haval M6. В 93,7% случаев новые автомобили привозились из Китая, сегодня это главный поставщик легковушек в нашу страну. На второй позиции Казахстан — 1,9%, далее — Беларусь (1,7%), Киргизия (0,6%), Япония (0,6%) и т.п. В сегменте ввозимых автомобилей с пробегом у Китая доля пока что мизерная — всего 2,7%. Здесь всем заведуют Япония – 66,1% и Южная Корея (13,7%).
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Закрепились в Российском Премиуме? Это для поржать, чтоли? Поркажите мне китайский премиум!!! Может я слепой, но ни какого китайского премиума пока в мире нет.