Мишин и машины

Подвески внедорожного короля. Разбираемся в конструкции нового Haval H9

В материалах о новом внедорожнике Haval H9 промелькнула информация о том, что его задняя подвеска имеет пять рычагов. И завертелось…

Некоторые читатели просят нас пояснить, что такое «пятирычажная» подвеска. А кое-кто откровенно радуется появившейся «многорычажке» – ведь иметь такую на внедорожнике круто! Сергей МИШИН разобрался в этой непростой ситуации.

И все-таки она «зависимая»

Задняя подвеска нового Haval H9

Первым делом поспешил к дилеру, чтобы собственными глазами посмотреть на заднюю подвеску нового H9. Она оказалась точно такой же, что была на H9 первой генерации, а также как существующая по сей день на Tank 300 и Tank 500 – с «неразрезными мостами».

Такую подвеску называют «зависимой». Смысл названия в том, что левое и правое колеса соединены между собой «жесткой балкой» в роли которой выступает ведущий мост. По этой причине, когда одно из колес подпрыгивает на кочке, противоположное наклоняется. Из-за чего на неровностях шины работают не на оптимальных углах. Этот же негативный эффект проявляется, когда автомобиль кренится в повороте.

Схемы работы зависимой и независимой подвесок

Существует еще и «независимая» подвеска, в которой колеса одной оси не связаны друг с другом жестко. Но о ней чуть позже.

Про мосты

Изначально на внедорожниках зависимые подвески стояли впереди и сзади. В качестве упругого элемента применялись рессоры, которые помогали удержать мосты от перемещения вперед-назад и в стороны под действием тяговых, тормозных и боковых сил.

Простая, недорогая и прочная конструкция. Такую до сих пор используют в задней подвеске отечественных внедорожников УАЗ «Хантер» и «Патриот».

Основной ее минус – управляемость машины с подобной подвеской на твердом покрытии оставляет желать лучшего. К тому же рессоры не обеспечивают достаточную плавность хода.

Со временем впереди стали применять независимую подвеску. А вот сзади мосты еще кое-где остались, но рессоры все чаще уступают место пружинам с амортизаторами.

Про реактивные тяги

Однако пружины не способны удержать мост от смещения вперед-назад и в стороны. Потому при переходе на витые упругие элементы пришлось оснастить балку «моста» комплектом «штанг», которые назвали «реактивными тягами». Поскольку они в состоянии противостоять реактивным силам и избавить балку моста от перемещения в продольном направлении и закручивания при разгоне и торможении. На концах всех «тяг» имеются резиновые сайлент-блоки, обеспечивающие мягкость и бесшумность работы всей конструкции.

Комплект реактивных тяг (штанг) образует «направляющий аппарат» подвески, ограничивающий возможность перемещения заднего моста в определенных пределах

Четыре продольные тяги противодействуют тяговым и тормозным силам. Пятая, диагональная, в повороте не позволяет балке сместиться в сторону. Одним концом крепится к левому краю «моста», а другим – к кронштейну, приваренному к кузову или раме в правой части автомобиля.

Последнюю называют «тягой Панара», в честь ее изобретателя, французского инженера Рене Панара. С такой схемой хорошо знакомы те, кто сталкивался с «классическими» «Жигулями» и любой «Нивой». На этих машинах подвеска той же самой конструкции.

Вспомним «Жигули»

Задняя подвеска «классических Жигулей» и всех «Нив» конструктивно очень напоминает ту, что стоит на Haval H9

Более солидные и длинные «реактивные тяги» или «штанги» (№3 на рисунке) прикреплены к нижней части моста. Те, что покороче и потоньше (№17) – к верхней. Поперечная «тяга Панара» (№22) расположена позади моста.

Подобная конструкция до сих пор применяется в задней подвеске большинства рамных (и не только) пикапов и внедорожников. Поскольку это – компромисс прочной и вместе с тем простой и недорогой конструкции. Основной ее минус – «тяга Панара» при ходе моста вверх-низ, позволяет ему слегка смещаться влево-вправо, что не лучшим образом сказывается на управляемости.

Итак, вернемся к задней подвеске нового Haval H9. Напомню, по факту она «зависимая» (то есть с «неразрезным мостом»), на пружинах, с пятью «штангами» или «реактивными тягами». Но никак не «рычагами». Почему? Сейчас расскажу.

Независимая подвеска

Теперь самое время вернуться к независимой подвеске. Здесь каждое колесо одной оси перемещается вверх-вниз самостоятельно, независимо от другого. Редуктор задней оси «вынут» из моста, и закреплен на кузове или подрамнике.

Теперь о рычагах. В любом учебнике по теории и конструкции автомобиля вы найдете пояснение, что такое «рычаг» в подвеске автомобиля. Это элемент, связывающий колесо с кузовом, рамой или подрамником.

Из этого определения вытекает, что «рычаги» существуют только в независимых подвесках. То есть слова «рычаг» или «рычаги» применительно к подвеске, однозначно говорят, что она «независимая».

Левый рычаг двухрычажной подвески автомобиля «Запорожец»

Одна из самых простых независимых задних подвесок была на заднемоторном «Запорожце». По одному рычагу для каждого колеса, так что в автомобиле их было два. Кстати, выясняя количество рычагов в подвеске автомобиля, не забудьте уточнить – это на всю подвеску одной оси или на каждое колесо.

«Многорычажки»

Рычаги независимой подвески могут иметь различные причудливые формы

Многорычажными подвесками, которые народ называет «многорычажками», допустимо называть те, число рычагов в которых варьируется от трех до пяти для каждого колеса.

Рычаги независимой подвески могут иметь различные причудливые формы

В самых крутых и дорогих (как при покупке, так и в обслуживании) подвесках число рычагов может достигать пяти. И до двенадцати сайлент-блоков для одного колеса.

Конек многорычажных подвесок – комфорт и управляемость, минусы – сложность и дороговизна, в том числе и в обслуживании. Причем, чем больше рычагов, тем сложнее.

Пятирычажная подвеска (для одного колеса) – очень сложная конструкция

Задние независимые подвески кроссоверов марки Haval

Напоследок давайте посмотрим, какими задними подвесками могут похвастать кроссоверы Haval.

Элементы задней подвески Haval F7/F7x

Haval F7 – задняя подвеска представлена как независимая двухрычажная, а по факту трехрычажная (для каждого колеса). То есть имеет право называться многорычажной.

Элементы задней подвески Haval Jolion

Haval Jolion 4WD – «многорычажка» (по три рычага с каждой стороны). Хотя на переднеприводной версии задняя подвеска гораздо проще по конструкции — полузависимая. Конструктивно схожа с балкой задней подвески, что применяется на переднеприводных «Ладах».

Элементы задней подвески Haval Dargo

Haval Dargo 4WD – задняя подвеска многорычажная, хотя производителем скромно заявлена двухрычажной.

Элементы задней подвески Haval M6 очень схожи с теми, что стоят на Haval F7

Haval M6 – «многорычажка», несмотря на передний привод.

Задняя подвеска Haval H3 выглядит копией с Haval Jolion

Haval H3 – представлена независимой, многорычажной, как и на Haval Jolion.

Как видим, практически на всех кроссоверах Haval сзади применена современная многорычажная подвеска. Этот факт говорит о том, что все они ориентированы главным образом на управляемость и комфорт.

Казнить нельзя помиловать

Неверно установленная запятая в этой коварной фразе приведет к непоправимым последствиям. В нашем случае неудачно использованное слово к катастрофе не привело, но смысл исказило и ввело в заблуждение.

Вопрос с пятирычажной подвеской Haval H9 закрываем не в ее пользу. Поскольку на этом внедорожнике сзади подвеска зависимая. А это означает, что рычагов в ней нет и быть не может – лишь реактивные тяги или штанги.

А путаница «реактивных тяг» с «рычагами» случилась, вероятнее всего, при не самом удачном переводе с китайского языка на русский.

Сергей МИШИН (Protector-Team), фото автора и из открытых источников

Ранее в этой рубрике:

Последние тексты

В Казахстане могут начать сборку электромобилей JuneYao Air от китайской авиакомпании. Что за модель

В Казахстане могут начать собирать электромобили JuneYao Air под новым местным брендом. Об этом сообщили…

07.10.2024

Ожидания и реальность: тест-драйв Jetour T2. Подкаст Александра Андреева #14

«Когда я начал планировать отпуск, сомнений по поводу того, на каком автомобиле ехать, не было.…

07.10.2024

Электрошик Voyah Free EV. Тест-драйв Сергея Мишина

Для начала напомню, что китайский бренд Voyah – дочернее подразделение корпорации Dongfeng, образованное в 2018…

06.10.2024

К себе – от себя. Топ-6 самых доступных китайских автомобилей с регулировкой руля по вылету

Такая опция, как регулировка рулевого колеса по вылету, вещь не такая уже и новомодная, как…

06.10.2024

Что дает доплата за электромобиль? Тестируем Evolute i-Joy и сравниваем с бензиновым DFSK 500

В текущем году линейка российского бренда Evolute разрослась до пяти моделей. Основу по-прежнему составляют чистые…

05.10.2024

Массовое подорожание началось, скидок становится меньше. Как изменились цены к началу октября

Повышение утильсбора с октября текущего года неизбежно обеспечит подорожание новых автомобилей. Само собой, произойдет это…

05.10.2024

This website uses cookies.