В материалах о новом внедорожнике Haval H9 промелькнула информация о том, что его задняя подвеска имеет пять рычагов. И завертелось…
Некоторые читатели просят нас пояснить, что такое «пятирычажная» подвеска. А кое-кто откровенно радуется появившейся «многорычажке» – ведь иметь такую на внедорожнике круто! Сергей МИШИН разобрался в этой непростой ситуации.
Задняя подвеска нового Haval H9
Первым делом поспешил к дилеру, чтобы собственными глазами посмотреть на заднюю подвеску нового H9. Она оказалась точно такой же, что была на H9 первой генерации, а также как существующая по сей день на Tank 300 и Tank 500 – с «неразрезными мостами».
Такую подвеску называют «зависимой». Смысл названия в том, что левое и правое колеса соединены между собой «жесткой балкой» в роли которой выступает ведущий мост. По этой причине, когда одно из колес подпрыгивает на кочке, противоположное наклоняется. Из-за чего на неровностях шины работают не на оптимальных углах. Этот же негативный эффект проявляется, когда автомобиль кренится в повороте.
Схемы работы зависимой и независимой подвесок
Существует еще и «независимая» подвеска, в которой колеса одной оси не связаны друг с другом жестко. Но о ней чуть позже.
Изначально на внедорожниках зависимые подвески стояли впереди и сзади. В качестве упругого элемента применялись рессоры, которые помогали удержать мосты от перемещения вперед-назад и в стороны под действием тяговых, тормозных и боковых сил.
Простая, недорогая и прочная конструкция. Такую до сих пор используют в задней подвеске отечественных внедорожников УАЗ «Хантер» и «Патриот».
Основной ее минус – управляемость машины с подобной подвеской на твердом покрытии оставляет желать лучшего. К тому же рессоры не обеспечивают достаточную плавность хода.
Со временем впереди стали применять независимую подвеску. А вот сзади мосты еще кое-где остались, но рессоры все чаще уступают место пружинам с амортизаторами.
Однако пружины не способны удержать мост от смещения вперед-назад и в стороны. Потому при переходе на витые упругие элементы пришлось оснастить балку «моста» комплектом «штанг», которые назвали «реактивными тягами». Поскольку они в состоянии противостоять реактивным силам и избавить балку моста от перемещения в продольном направлении и закручивания при разгоне и торможении. На концах всех «тяг» имеются резиновые сайлент-блоки, обеспечивающие мягкость и бесшумность работы всей конструкции.
Комплект реактивных тяг (штанг) образует «направляющий аппарат» подвески, ограничивающий возможность перемещения заднего моста в определенных пределах
Четыре продольные тяги противодействуют тяговым и тормозным силам. Пятая, диагональная, в повороте не позволяет балке сместиться в сторону. Одним концом крепится к левому краю «моста», а другим – к кронштейну, приваренному к кузову или раме в правой части автомобиля.
Последнюю называют «тягой Панара», в честь ее изобретателя, французского инженера Рене Панара. С такой схемой хорошо знакомы те, кто сталкивался с «классическими» «Жигулями» и любой «Нивой». На этих машинах подвеска той же самой конструкции.
Задняя подвеска «классических Жигулей» и всех «Нив» конструктивно очень напоминает ту, что стоит на Haval H9
Более солидные и длинные «реактивные тяги» или «штанги» (№3 на рисунке) прикреплены к нижней части моста. Те, что покороче и потоньше (№17) – к верхней. Поперечная «тяга Панара» (№22) расположена позади моста.
Подобная конструкция до сих пор применяется в задней подвеске большинства рамных (и не только) пикапов и внедорожников. Поскольку это – компромисс прочной и вместе с тем простой и недорогой конструкции. Основной ее минус – «тяга Панара» при ходе моста вверх-низ, позволяет ему слегка смещаться влево-вправо, что не лучшим образом сказывается на управляемости.
Итак, вернемся к задней подвеске нового Haval H9. Напомню, по факту она «зависимая» (то есть с «неразрезным мостом»), на пружинах, с пятью «штангами» или «реактивными тягами». Но никак не «рычагами». Почему? Сейчас расскажу.
Теперь самое время вернуться к независимой подвеске. Здесь каждое колесо одной оси перемещается вверх-вниз самостоятельно, независимо от другого. Редуктор задней оси «вынут» из моста, и закреплен на кузове или подрамнике.
Теперь о рычагах. В любом учебнике по теории и конструкции автомобиля вы найдете пояснение, что такое «рычаг» в подвеске автомобиля. Это элемент, связывающий колесо с кузовом, рамой или подрамником.
Из этого определения вытекает, что «рычаги» существуют только в независимых подвесках. То есть слова «рычаг» или «рычаги» применительно к подвеске, однозначно говорят, что она «независимая».
Левый рычаг двухрычажной подвески автомобиля «Запорожец»
Одна из самых простых независимых задних подвесок была на заднемоторном «Запорожце». По одному рычагу для каждого колеса, так что в автомобиле их было два. Кстати, выясняя количество рычагов в подвеске автомобиля, не забудьте уточнить – это на всю подвеску одной оси или на каждое колесо.
Рычаги независимой подвески могут иметь различные причудливые формы
Многорычажными подвесками, которые народ называет «многорычажками», допустимо называть те, число рычагов в которых варьируется от трех до пяти для каждого колеса.
Рычаги независимой подвески могут иметь различные причудливые формы
В самых крутых и дорогих (как при покупке, так и в обслуживании) подвесках число рычагов может достигать пяти. И до двенадцати сайлент-блоков для одного колеса.
Конек многорычажных подвесок – комфорт и управляемость, минусы – сложность и дороговизна, в том числе и в обслуживании. Причем, чем больше рычагов, тем сложнее.
Пятирычажная подвеска (для одного колеса) – очень сложная конструкция
Напоследок давайте посмотрим, какими задними подвесками могут похвастать кроссоверы Haval.
Элементы задней подвески Haval F7/F7x
Haval F7 – задняя подвеска представлена как независимая двухрычажная, а по факту трехрычажная (для каждого колеса). То есть имеет право называться многорычажной.
Элементы задней подвески Haval Jolion
Haval Jolion 4WD – «многорычажка» (по три рычага с каждой стороны). Хотя на переднеприводной версии задняя подвеска гораздо проще по конструкции — полузависимая. Конструктивно схожа с балкой задней подвески, что применяется на переднеприводных «Ладах».
Элементы задней подвески Haval Dargo
Haval Dargo 4WD – задняя подвеска многорычажная, хотя производителем скромно заявлена двухрычажной.
Элементы задней подвески Haval M6 очень схожи с теми, что стоят на Haval F7
Haval M6 – «многорычажка», несмотря на передний привод.
Задняя подвеска Haval H3 выглядит копией с Haval Jolion
Haval H3 – представлена независимой, многорычажной, как и на Haval Jolion.
Как видим, практически на всех кроссоверах Haval сзади применена современная многорычажная подвеска. Этот факт говорит о том, что все они ориентированы главным образом на управляемость и комфорт.
Неверно установленная запятая в этой коварной фразе приведет к непоправимым последствиям. В нашем случае неудачно использованное слово к катастрофе не привело, но смысл исказило и ввело в заблуждение.
Вопрос с пятирычажной подвеской Haval H9 закрываем не в ее пользу. Поскольку на этом внедорожнике сзади подвеска зависимая. А это означает, что рычагов в ней нет и быть не может – лишь реактивные тяги или штанги.
А путаница «реактивных тяг» с «рычагами» случилась, вероятнее всего, при не самом удачном переводе с китайского языка на русский.
Сергей МИШИН (Protector-Team), фото автора и из открытых источников
Ранее в этой рубрике:
Электромобили, произведенные в Китае, представляют угрозу безопасности для Великобритании. И это не шутка - так…
Полноразмерный кроссовер Nordcross 001 на базе Lynk & Co 09 с 7-местным салоном появится в…
Китайский полноразмерный внедорожник Dongfeng Mengshi MS600 появится в России, сообщает сайт «Мотор». Машину показала известная…
Компания Sinomach Auto, с недавних пор представляющая интересы LiXiang в России, осуществила первые поставки гибридных…
Линейка комплектаций гибридного кроссовера Seres M7 в России стала заметно шире. Помимо 6-местной версии покупателям…
Компания Chery, создавая новые и новые суббренды, не забывает расширять линейку собственных кроссоверов Tiggo. Не…
This website uses cookies.