В столице Узбекистана прошла одна из крупнейших выставок автомобильной индустрии в Средней Азии — Automechanika Tashkent. Мероприятие, организованное при поддержке крупнейшего в мире организатора выставок Messe Frankfurt Exhibition GmbH, продемонстрировало достижения и технологии в автомобилестроении, послепродажном обслуживании и автокомпонентах.
Российский эксперт Сергей ФИЛАТОВ, руководитель отдела внедрения «Группы Лоджик Старс», посетил выставку и выделил по итогам состоявшихся в ее рамках презентаций, конференций и встреч 5 трендов узбекского авторынка, о котором регулярно пишут «Китайские автомобили».
1. Китайский блицкриг
— За последние несколько лет Узбекистан стал действительно перспективной площадкой для китайских автомобильных брендов, стремящихся к расширению географии продаж. Компании не только активно выходят на рынок, но и видят его потенциал для долгосрочного развития, что подтверждает запуск на Automechanika Tashkent 2024 официальных продаж новинок Arrizo 6 Pro Life и Tiggo 7 Pro Max 2024 от марки Chery. В рамках выставки свои новейшие модели представил и еще производитель, Soueast — семейный кроссовер S09 и городской паркетник S07.
Аналогичный тренд наблюдается и в России, где автопроизводители из Китая постепенно захватывают значительные доли рынка, предлагая автомобили, адаптированные к специфике местных условий и требованиям покупателей.
Отмечается, что компании из Поднебесной планируют и далее продолжать экспансию на рынки Центральной Азии и России, что также стимулирует рост инвестиций в производство и инфраструктуру.
2. Стратегический мост
Узбекистан становится региональным центром автомобильной индустрии, благодаря удобному расположению между Европой и Азией и благоприятным условиям для международных инвестиций, создаваемым правительством республики. Это привлекает не только китайских производителей, но и европейских инвесторов, которые видят в стране стратегический мост между двумя континентами и цивилизациями.
Одним из таких крупных инвестиционных проектов в Узбекистане является строительство олимпийского городка, которое поддерживают китайские компании. Грандиозный проект занимает территорию в 100 гектаров и станет ключевой частью инфраструктуры для для проведения Азиатских и Паназиатских игр среди молодежи.
Если говорить об автоиндустрии, то в июне этого года китайский автомобильный гигант China Xiaou Group подписал соглашение о реализации проекта строительства крупного автомобильного комплекса в Фергане. Инвесторы из Поднебесной намерены вложить $1,5 млрд в его строительство. Об этом стало известно по итогам переговоров узбекской делегации из Ферганской области с руководством компании в ходе визита в КНР.
3. Давят на газ
В условиях высокой стоимости бензина при его низком качестве многие автомобили в Узбекистане адаптированы к использованию газа. Это стало привычной чертой местного автопарка.
Например, компания Chevrolet наладила производство автомобилей с газовым оборудованием, устанавливаемым непосредственно на заводе, что позволяет сразу выпускать машины, готовые к работе на данном виде топлива. Это решение не только снижает затраты владельцев на топливо, но и повышает экологичность транспорта. Интересно, что газовые баллоны иногда занимают значительную часть багажного пространства, что создает свои особенности в повседневном использовании автомобилей в Узбекистане.
4. Готовы вкладываться
Крупные китайские автобренды, приходя на рынок Узбекистана, не только представляют свои машины, но и активно занимаются развитием инфраструктуры, необходимой для электрических и гибридных автомобилей.
Так, BYD начала строительство сети зарядных станций, запустив около 300 за первый год, а компания Aiтo сообщила о планах создать около тысячи электрозаправок к концу следующего года. Все это говорит о том, что предприятия готовы и активно развивают инфраструктуру для автомобилей, так как видят перспективы в стремительном росте рынка Узбекистана и всей Центральной Азии.
Данная практика является важным шагом, так как в России развитие инфраструктуры для электромобилей финансируется, как правило, государством, а в случае Узбекистана эту роль взял на себя производитель. Это выгодно отличает рынок страны, подчеркивая приверженность китайских компаний к развитию не только продаж.
5. Без среднего класса
Рынок автомобилей в Узбекистане также уникален из-за значительного разрыва в доходах населения. Средний класс практически отсутствует, составляя около 1%. И в стране преобладают либо состоятельные покупатели, либо те, кто предпочитают более бюджетные решения. В таких условиях компании адаптируют свои предложения, представляя модели с оптимальным соотношением цены и качества.
В то же время, покупатели в Узбекистане традиционно уделяют внимание статусу автомобиля, что можно рассматривать как культурную особенность. Китайские бренды, выходящие на рынок, стараются учитывать эти особенности, предлагая модели, которые подходят по статусу и цене, что является ключом к успешному позиционированию в стране.
Выводы
Выставка Automechanika Tashkent показала, что автомобильная отрасль Узбекистана находится на стадии активного роста и трансформации.
Восточные и западные инвестиции открывают перспективы для локального производства и развития экспорта, а китайские автопроизводители вносят значительный вклад в развитие инфраструктуры для новых технологий, таких как электромобили. Тренды, представленные на выставке, отражают не только экономические, но и культурные особенности Узбекистана, делая рынок страны уникальным и перспективным для международных игроков.
Сергей БАРБАШОВ (@chinamashina)
Фото Сергея ФИЛАТОВА
очень надеюсь на приход BYD в Россию
Ван Чуаньфу миллиардер, а не идиот.