Бренд Skywell начинал писать российскую историю в 2022 году на мажорной ноте – обещал продать в 2023-м не менее 5000 гибридов и электрокаров. Де-факто вышло в разы меньше, что-то порядка двух сотен машин. Не получилось взрывного роста и в 2024-м – суммарное количество оказалось еще меньше. По той причине, что у Skywell ничего не заладилось на нашем рынке, эксперты поспешили зачислить его в список тех немногих китайских компаний, которые могут совсем уйти из России.
Произойдет ли так, как прогнозируют аналитики, бабушка надвое сказала. Независимый эксперт Артем Самородов в рамках онлайн-конференции «Планируем год», проведенной компанией «Автомаркетолог», заявил следующее: «Я на днях общался с брендами, которым пророчат уход, они в полный голос говорят, что у них на 2025-й амбициозные планы». Вот и думай-гадай, где правда.
Оно, конечно же, так. Если есть, с кем из ответственных лиц в дистрибьюторских компаниях разговаривать. Skywell, насколько известно, за неполных три года присутствия в нашей стране так и не обзавелся официальным представительством. Во всяком случае, в классическом понимании этого слова. Сегодня бренд не демонстрирует никакой активности: российский сайт, что называется, «мертвый», странички с социальных сетях суть тлеющая свеча. Дозвониться на «горячую линию» — только впустую тратить время.
Не осталось ни одного автомобиля
А что, спросите, дилерские центры? Они-то хоть работают? Этот вопрос «Китайские автомобили» поставили перед собой и решили связаться с автосалонами в надежде услышать живые голоса. Первый же автоцентр, столичный «Деалон», ответил автоматическим сбросом набранного номера. Девушка на ресепшне петербургского автоцентра «Карс Фэмили» даже не стала переключать на шоурум, в том просто не оказалось необходимости: «Мы уже какое-то время не продаем автомобили Skywell, у нас не осталось ни одного гибрида и электромобиля. Сервис? Да, функционирует, но только для клиентов, в свое время купивших у нас автомобили».
Аналогичная картина в автосалоне «Авангард», также расположенном на берегах Невы и ныне продающем машины другой марки. По словам местного сотрудника, последние автомобили Skywell здесь реализовали еще минувшим летом, причем, с хорошей скидкой: машины, проходившие по РРЦ за 5-5,5 млн рублей, достались клиентам за 3 млн рублей.
Где-то 4 месяца назад дилерские полномочия Skywell снял с себя ростовский автоцентр «ТС Груп». В закромах не осталось ни одного гибрида и электрокара, все давно распродано и о том забыто. Сделать это не представлялось большой проблемой, поскольку машин изначально было немного. Сегодня автоцентр защищает цвета Haval, чему, со слов сотрудника отдела продаж, очень рад. А на сервисное техобслуживание нет-нет да и заезжают редкие владельцы Skywell, которые успели их приобрести в 2023 и 2024 годах.
Ну у кого-то же есть машины!?
Схожее положение дел, как мы убедились, в большинстве российских автоцентров, которые еще недавно имели на фасадах вывеску Skywell. Однако критическая ситуация, как мы убедились, не в 100% случаев. После продолжительной серии звонков мы все же нашли игроков, которые и по сей день продают автомобили данной марки. Один из них расположен в самом западном регионе страны — в Калининграде.
Менеджер отдела продаж ДЦ «Евролак» заявил, что у них есть в наличии как гибриды, так и электрокары. Немного, но сам факт. Кроссовер HT-i с заявленным пробегом 1250 км при полном баке и полностью заряженном аккумуляторе стоит 3 450 000 рублей (РРЦ), однако автосалон готов пойти навстречу и сделать покупателю скидку в 500 000 рублей, если, например, тот согласится приобрести его в Trade-In. Итоговая стоимость гибридного SUV, таким образом, составит 2 950 000 рублей.
Те же полмиллиона можно сэкономить, если сдать в зачет свой автомобиль и купить новый электрический ET5 (2 950 000 рублей), который, согласно заявлению автопроизводителя, сможет пробежать на одной зарядке 400 км по циклу WLTP. Понятное дело, что автоцентр осуществляет и гарантийное техническое обслуживание машин. Мы поинтересовались у сотрудника ДЦ, не слышно ли чего о скором прекращении работы автосалона под маркой Skywell? Молодой человек ответил в том ключе, что, мол, публикаций в прессе на этот счет много, но где правда, понять непросто. Они как работали, так и продолжают работать с данным брендом.
Ни нотки пессимизма мы не услышали в беседе с менеджером отдела продаж московского автоцентра Major. Он заявил, что автосалон закрываться не собирается, а если закончатся машины, будет доставка новой партии. На данный момент, по его словам, в шоуруме есть один резервный гибрид и два электромобиля (черный и коричневый). Если брать HT-i за наличные деньги, он обойдется в сумму 2 890 000 рублей. Однако сдача своего автомобиля в зачет дает право получить скидку в 500 000 рублей плюс полис каско в подарок.
Электрический ET5 со скидкой сегодня стоит 2 890 000 рублей, и это, как отметил наш собеседник, роскошная цена. А все потому, что изначально аккумуляторный вседорожник продавали за 4 890 000 рублей. Продавец также напомнил, что на машины действует гарантия 2 года или 50 000 км пробега. При автоцентре, естественно, работает фирменная СТО.
Рынок не заметит потери бойца
— У дистрибьютора есть обязательства по обслуживанию автомобилей, поэтому официально закрывать автоцентры вроде как нельзя, — заявил в беседе с нами экс-сотрудник Skywell, работавший в дистрибьюторской компании еще несколько месяцев назад. — Когда я уходил, бренд свернул продвижение, но автомобили продолжали продаваться и обслуживаться. Предполагаю, что, поскольку реализовывалось все это не ахти как бодро, некоторые дилеры продали то, что выкупили, но новые машины брать не стали.
«На рынке много дилеров китайских марок, которые не показывают достойных продаж, — прокомментировал Артем Самородов. — Вероятность того, что какие-то мелкие поставщики уйдут с российского рынка, конечно же, присутствует. Если в каком-то регионе есть слабый игрок, и он начнет «сыпаться», то потянет за собой всех. Другой момент, что рядовой российский потребитель уход слабых брендов не заметит от слова «совсем». Ну, станет, например, чуть меньше «китайцев», зато прибавит в дилерах Lada, она последние 2 года только растет. Просто будет больше конкуренции».
Владимир ПЕТРОВ (@chinamashina)