Haval сможет заключить специальный инвестконтракт с государством, поскольку позиция власти относительно китайских компаний изменилась. А вот завод «Автотор» подобные проекты с брендами из Поднебесной пока не планирует. Об этом в интервью агентству «Прайм» рассказал основатель и фактический владелец калининградского предприятия Владимир Щербаков.
Журналист напомнил одному из самых авторитетных специалистов российского автопрома неудачный опыт «Автотора» со сборкой Chery в Калининграде в 2008 году. И попросил прокомментировать открытие завода Great Wall под Тулой. Дескать, что это: «изменение видения государства или прецедент, не в последнюю очередь политического характера»?
- Завод Haval ускорил сборку кроссоверов. Чего добилось предприятие за месяц
- На заводе Haval будут собирать двигатели и КПП. Об этом договорились при Путине и Цзиньпине
***
— Я думаю, для начала изменились условия, и, следовательно, позиция государства, — отметил Владимир Щербаков. — «Автотор» остановили с этим проектом, чтобы не ухудшить и так тяжелое в то время положение на ВАЗе. Но Волжский автозавод 12 лет назад был исключительно российским, и все его акции были заложены в государственных банках.
И если бы АвтоВАЗ обанкротился, то государство бы взяло на себя огромные убытки и тяжелые социальные последствия. Оно обязано было поддерживать компанию как с точки зрения того, что она — потребитель огромного потока материальных ресурсов, так и с точки зрения того, что это градообразующее предприятие.
Сегодня обстановка изменилась. Сегодня АвтоВАЗ – это предприятие, в основном принадлежащее иностранцам. Это уже не государство. Второе – за это время китайцы сильно продвинулись в технической части и в своей технической политике. В-третьих – наши отношения с западными странами стали гораздо более прагматичными. В-четвертых – наши отношения с Китаем стали гораздо более привлекательными, чем раньше. Десять-двенадцать лет назад у нас все еще продолжалось, так сказать, бодание быка с дубом
Сегодня обе стороны поняли, что между собой еще есть трения, и надо тереться, зарабатывая лучшие позиции во взаимном контакте и товарообороте. И я так понимаю, что это является каким-то компромиссом, на котором договорились. По моим сведениям, этот контракт будет подписан. На каких условиях, пока еще толком никто не знает, и они сами не знают, продолжается обсуждение. Я не знаю, во что они вложили пятьсот миллионов долларов. Посмотрим, — отметил Владимир Щербаков.
- Haval не опоздал. Власти опровергли информацию о дедлайне для получения льгот
- Haval получит льготы и может начать выпуск электромобилей. Главное из интервью главы минпромторга РФ
***
— А вы сами не планируете развивать сотрудничество с китайцами? – спросил Владимир Щербакова репортер.
— Я не думаю, что у нас может быть подобный проект пока. А если [строить завод] не в таких масштабах, то вряд ли его разрешат, — заключил владелец «Автотора», посетовав на переизбыток мощностей в автопроме.
Напомним, что Chery с 2006 по 2008 годы выпускала на «Автоторе» модели Tiggo, Amulet и Fora. Компании даже планировали строительство отдельной производственной площадки. Однако в марте 2008-го они неожиданно разорвали отношения. Официальной причиной называлось «резкое падение американского доллара и укрепление рубля». Однако аналитики тогда указывали, что проблемой могли стать ограниченные квоты на беспошлинный ввоз комплектующих.
- Собрано в России. Где и сколько китайских автомобилей производят у нас в стране
- Проверка слуха. Ушел ли FAW с «Автотора» на завод Haval
Как известно, в 2019 году сотрудничество компаний возобновилось. Однако ни «Автотор», начавший крупноузловую сборку Tiggo 4 и Tiggo 7, ни «Чери Автомобили Рус» не сопроводили этот проект ни одним официальным сообщением. Не исключено, что это связано как раз с событиями 11-летней давности.