Китайские электромобили стали гораздо дешевле своих иностранных аналогов – цены на них постепенно снижались последние 10 лет. Об этом сообщается в исследовании Jato Dynamics, с которым ознакомились «Китайские автомобили».
Средняя цена на электромобили в Европе превышает средний ценник в Поднебесной практически в два раза. Это вызвано в основном тем, что большая часть китайских компаний нацелена на производство для так называемого масс-маркета. Во многом секрет Китая – в адаптации машин с ДВС под электромоторы. Этот подход позволил значительно расширить аудиторию «электричек». Как итог, с 2011 года средняя стоимость электромобилей снизилась практически вдвое – на 47%. Однако самая большая разница затронула сегмент полноразмерных автомобилей. С 2011 года их цена снизилась в 2,75 раза, достигнув отметки в 40 тысяч евро (3,2 млн рублей).
При этом доминируют на китайском рынке «электричек» отнюдь не роскошные и крупные автомобили, а ситикары. В этом году на них остановились 40% покупателей, а их средняя цена составила 6,7 тысячи евро (540 тысяч рублей) Наиболее яркий пример – ставший хитом Wuling Hongguang Mini EV. Ну а низкие цены на китайские электромобили, разумеется, подстегнули интерес покупателей к ним. За первые 9 месяцев 2021 года рост продаж «электричек» составил 190%. Всего же за три квартала в КНР было продано 1.8 миллиона электромобилей, что составило 12,4% от общего количества проданных машин.
***
Как отмечает член консультативного совета по устойчивому развитию Volkswagen Е Ци, своим успехом сегмент электромобилей во многом обязан именно государству. Главный толчок прогрессу «электричек» дал Вань Ган – министр науки и технологий КНР. В прошлом инженер Audi, он со всей серьезностью оценил важность электрификации машин. А главными целями министра стали вытеснение европейских автомобилей с рынка, а также борьба с загрязнением воздуха. Начиная с 2009 года Китай развивал программы по снижению содержания углекислого газа в атмосфере. Разумеется, центральным элементом данной программы стали электрокары.
Ради достижения плановых показателей, Китай выделял разнообразные субсидии автомобильным компаниям. В итоге производство «электричек» стало достаточно дешёвым и стабильным, чтобы не требовать дальнейшей поддержки. Безусловным преимуществом Поднебесной перед странами Европы является относительная «молодость» автомобильной промышленности. Страны Запада десятилетиями выстраивали инфраструктуру и производство, заточенные на машины с ДВС. В результате настроить эту индустрию для производства электромобилей стало очень тяжёлой задачей. Китай, напротив, не испытывает данной проблемы.
Однако Китай поддерживает не только производителей. Еще в 2010 году в пяти местных городах (Шанхай, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Хэфэй, Чанчунь) за покупку электромобиля можно было получить выплаты размером до 60 тысяч юаней (655 тысяч рублей). Изначально, правительство Китая планировало отменить данные льготы к 2020 году. Однако пандемия отрицательно сказалась на продажах автомобилей, а программу поддержки было решено продлить до 2022 года.
Таким образом, мы наглядно видим, как меняется китайский рынок электромобилей. Уже сейчас стоимость «электричек» гораздо ниже, чем ценники иностранных аналогов. Во многом этим результатом жители Поднебесной обязаны грамотной политике государства. Выделяемые льготы и субсидии действительно стали стимулом для стремительного роста рынка электромобилей.
Денис БОБЫЛЕВ (@okno_v_kitai)