После того, как в России 21 сентября была объявлена частичная мобилизация, у автовладельцев возникли резонные вопросы: а могут ли вслед за этим потребовать предоставить для нужд военных и автомобили?
Что говорит закон?
Действительно, законодательством предусмотрена возможность пополнения армейских парков за счет транспортных средств, не принадлежащих минобороны. Регламентирует это «Положение о военно-транспортной обязанности». Согласно ему, в период мобилизации (а она у нас, как известно, даже не полноценная, а «частичная») забирать машины могут только у организаций. Причем как государственных, так и частных.
На физлиц мера распространяется только при объявлении военного положения. Это логично. Во-первых, у них во владении находятся легковые машины, тогда как армии преимущественно нужны грузовики и спецтехника. Во-вторых, военное положение означает более серьезную ситуацию, нежели мобилизация, что позволяет обращаться за помощью к обычным жителям.
Хотя опыт пандемии и событий этого года показывает, что в нашей стране всегда может появиться некое непредусмотренное законодательством положение, при котором действуют ограничения, но не действуют соответствующие им поблажки. Поэтому нельзя исключать, что при определенном развитии событий мобилизация частных машин может быть запущена без объявления военного положения.
Какие машины могут понадобиться армии?
Если всё же до этого дойдет, то необходимые военным категории автомобилей указаны в законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» и в приказе министра обороны от 14 марта 2014 года №151. Это транспортные средства категорий M1G и N1G. Под них попадают не только серьезные внедорожники, но и кроссоверы, если у них есть хотя бы одна блокировка дифференциала. Таким образом, формально под нужды военных могут забрать, например, Renault Duster или Nissan X-Trail, у которых есть принудительная блокировка межосевой муфты.
Однако в первую очередь забирать, разумеется, станут максимально выносливые и ремонтопригодные машины. Первыми «в строй» пойдут УАЗы, которые исторически массово поставляются в армию. Также в зоне приоритетного интереса наверняка окажутся «Нивы», полноприводные «Газели» и «Соболи».
А может ли мобилизация затронуть китайские автомобили?
Владельцам китайских кроссоверов, по большей части, можно не беспокоиться. Модели из Поднебесной преимущественно переднеприводные и с небольшим клиренсом. Такие военным неинтересны. Да и AWD-версии часто не соответствуют требованиям, не имея даже межосевой блокировки.
Исключение одно – Haval H9. Это рамный внедорожник, в арсенале которого в зависимости от комплектации две или три блокировки (в ходе последней модернизации появилась редкая блокировка переднего межколесного дифференциала). Да, эта модель сертифицирована в категории M1, но партия таких машин была в свое время закуплена минобороны. Работают они, разумеется, не на передовой. Однако можно предположить, что сам факт наличия модели в парке может обернуться повышенным интересом к ней в период автомобильной мобилизации. Со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, пока никакой информации о «призыве» транспортных средств даже из организаций не поступало. Частным владельцам можно спать спокойно.
P.S.
Добавим, что уголовной ответственности за отказ исполнить предписание военкомата о предоставлении автомобиля пока не предусмотрено. На данный момент на автовладельцев могут наложить в худшем случае административные штрафы. Гражданам потребуется заплатить от 300 до 500 рублей, должностным лицам – от 500 до 1000 рублей, юридическим лицам – от 10 до 20 тысяч рублей. Впрочем, нельзя исключать, что в случае необходимости поправки в Уголовный кодекс будут приняты оперативно.
Сергей БАРБАШОВ (@chinamashina)
Опять ахинею несете. Вы бы хоть посмотрели ОТТС на H9. Он сертифицирован в категории М1, а не M1G. Важно не наличие блокировок, а что написано в документе. Вас вообще учили с фактами работать и проверять их?
Скорректировали текст, потому что вы правы с категорией. Но, увы, есть большая вероятность, что и автор текста прав.
От автора: А ещё нам говорили, что мобилизации не будет. И понятий «частичная мобилизация» и «самоизоляция» в законах нет, но ничего не помешало их ввести и придумать ограничения. Так что я бы не надеялся, что разница в одной букве спасёт владельцев Н9. Есть факт: это серьёзный внедорожник, и он есть в парке Минобороны. Понадобится — заберут.
Понадобится — заберут и велосипеды. Давайте напишем большой обзор о том, что есть риск лишиться велосипедов! И стиральных машин! И волос на голове!
Посмотрите, сколько в автопарке Патриотов и Хантеров и сколько Н9. Конечно, именно для владельцев Хавейла есть риск :)))
Ну у нас профиль — китайские автомобили, поэтому темы освещаем в этом разрезе. У владельцев H9 риски выше, чем у владельцев Chery Tiggo 4. Вот о чем эта часть текста.