Водоворот событий, который нам устроил китайский символ прошедшего года – черный водяной кролик в ушедшем 2023-м, закрутил в головокружительном темпе российский автомобильный рынок. Куда жестче, чем в 2022 году, в то время показавшимся огромной волной.
Резко развернул его вектор в сторону Китая, отвернувшись от кинувших россиян европейских, японских и южнокорейских автопроизводителей. И бросил всех нас в образовавшуюся, до сих пор растущую бездну непривычных и пока не очень понятных нам автомобилей из Поднебесной. И сопутствующих им событий. Чем немного заморочил головы даже бывалым журналистам, не говоря уже об обывателях.
По разным календарям
Напомню, что в Китае, проводившему вместе с нами 2023 год по привычному григорианскому календарю, «китайский» новый год пока еще не наступил. А потому нас продолжает крутить водяной кролик.
Произошедшие преобразования спровоцировали динамичное заполнение образовавшегося «вакуума» китайскими автомобилями различных брендов, количество которых растет как в том горшочке, который сам варит кашу, заваливая ей все вокруг. В дополнение к уже ставшим популярными в России маркам Haval, Chery и Geely появилась целая куча новых. Общее число китайских брендов, официально представленных в России, достигло 60.
Самые-самые
Наиболее замороченной оказалась марка Chery, которая развела целую плантацию суббрендов — Exeed, Omoda, Jaecoo, Jetour и Kaiyi, захватив таким образом лидерство на нашем рынке.
Кстати, главной загадкой нового года для меня остается анонсированная новинка все той же Chery, имеющая два названия – Chery Tiggo 9 и Jaecoo J8. Разные имена у практически одинаковых авто, это еще куда ни шло, можно объяснить различным наполнением. Но почему в них цифры «8» и «9», намекающие на то, что эти машины из разных размерных рядов – в голове совершенно не укладывается. Ждем.
В дополнение к крутым подзаряжаемым гибридам Voyah, официально пришедшим к нам еще в 2022 году, появились более доступные. Chery преуспела и здесь, предложив гибридные версии Tiggo 7 Pro и 8 Pro. Skywell выкатил модель HT-i.
Тихо, без лишнего шума зашел со своими премиальными продуктами самый крутой китайский бренд Hongqi. Известен тем, что с 1955 года производит автомобили для руководства страны. Переводится на русский язык как «Красное знамя».
Странный проект
Начат совершенно непонятный для меня, странный, если не сказать лукавый проект с русским названием «Москвич», которое никак не подходит китайскому JAC. Ведь это имя означает продукт исключительно местный, «московского розлива» с давней историей. Тем более, его логотип уносит нас лет на семьдесят назад.
Полагаю, «Жак» или «Пекинец» подошло бы этим китайским машинам куда больше, да и народ меньше вводило бы в заблуждение. Даже если их со временем начнут хотя бы по узлам собирать на конвейере бывшего АЗЛК, а не просто переклеивать шильдики, это будет гораздо честнее.
Параллельный или серый?
Некоторые отважные российские компании решились на ввоз по параллельному импорту (даже с обслуживанием и ограниченной гарантией) крутые новейшие электрички и гибриды – Avatr, HiPhi, Lixiang, Lotus, Nio, Zeekr… Похвально, что такие машины продаются не только на заказ, но и из наличия.
А еще стимулирование «зеленых» авто в стране вынуждает развивать инфраструктуру мощных (!) зарядников в городах и на междугородных трассах.
Глядя на «параллельную» продвинутую технику, некоторые новоявленные компании и даже частники стали аналогичным путем ввозить более скромные марки, предлагая их по ценам на полмиллиона-миллион ниже, чем у официалов. Без гарантии, но зато ощутимо дешевле.
Блогеры или продавцы
Некоторые успешные блогеры, выросшие на рассказах о новинках автопрома, со временем наработав контакты с китайскими производителями, тоже начали продавать машины. Увы, это отрицательно сказалась на качестве обзоров. Потому как авто, которые у них есть в продаже, стали расхваливать как лиса ворону, любым способом стараясь отжать у нее сыр. Оно и понятно, карманы хочется наполнить быстрее.
Но тогда уж «обзоры» не стряпайте, просто расхваливайте в рекламных роликах свой «товар», как торговцы на рынке. Еще раз уточню – это касается некоторых. А, например, такие толковые технари, как «Клубный сервис» и «Car House», рассказывающие о плюсах и минусах предлагаемых ими к продаже (и обслуживанию!) авто, остаются профессионалами с большой буквы и вызывают неподдельное уважение.
Обзоромания
На волне, приносящей автомобильные новинки из Поднебесной чуть ли не ежедневно, только очень ленивый не делает попыток вывесить свое собственное мнение о них, превратив не только «Ютуб», но и всю всемирную Сеть интернета в «гайд-парк» (имею в виду «уголок ораторов», где любой трибун может разглагольствовать на любые темы, независимо от числа слушателей, вплоть до их полного отсутствия).
Нет, я не против тех, кто считает, что его рассказ или обзор интересен другим. Мне претят диванные «специалисты», пытающихся выдать свой опус не за личное мнение, а за непререкаемую истину «эксперта» и в таком формате втюхивают его развесившим уши. Зачастую ни авторы, ни слушатели, не имеют представление, что такое настоящая экспертиза.
Причем, такие сочинители всуе используют красивые термины, например, эргономика. Не понимая того, что это не продукт или его элемент, а непростая наука со своими собственными законами и терминами. Все чаще в очередных небылицах встречается новоявленный оборот «задние фары». Хотя технически фары бывают лишь передними, а задняя светотехника именуется фонарями.
У большинства из современных балаболов рассказ об автомобиле как о транспортном средстве подменяется байками с нюансами работы планшета и «атмосферной» подсветки салона.
В итоге уровень небылиц доморощенных «экспертов» в целом приближается к плинтусу с той же скоростью, с которой растет их число, уже ставшее несметным. Причем это происходит и в России, и в Китае. Но самое удивительное, что почти в каждом случае каждый рассказчик умудряется собрать свою собственную аудиторию.
Выплывем или окончательно утонем?
Напомню, что символ наступающего китайского нового года – зеленый деревянный дракон, вступит в свои права лишь 10 февраля. Очень хочется, чтобы китайский 4721 год, который придет вместе с ним, снизил накал страстей. А главное – уменьшил количество пены вокруг деловой активности на российско-китайском автомобильном рынке.
Впрочем, в мутной воде рыбу ловить всегда проще. Как и дракону — продолжить обогащение продавцов из Поднебесной, ведь он же не наш символ, а китайский!
Порядок в наших головах мы сможем навести лишь сами, не надеясь ни на чью помощь. Вспомните, на что намекнули Илья Ильф и Евгений Петров в своем произведении «Двенадцать стульев»: дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих!
Сергей МИШИН (Protector-Team)
Ранее в этой рубрике:
- Цунами китайского автопрома. Колонка Сергея Мишина
- Что такое современный китайский автомобиль? Колонка Сергея Мишина
Захотелось немного прокомментировать с дивана, уважаемого земляка из Тольятти. Цифры 8 и 9 у чери — это «кручу верчу запутать хочу». Цель — наиболее дистанцировать марки и машины для разных сегментов рынка, чтобы охватить наибольшее количество потребителей. Жеку у них «премиальный сегмент Омода», чери это просто чери. Меняя визуально облики — продать как можно больше не вкладываясь в технические характеристики, эргономику, управляемость. Там рулят маркетологи, а не технари.
Про автоблогеров и обзорщиков согласен, все превратились в маркетологов и продавцов, даже технари. Людям прошедшим школу журналистики «За рулем» и «Авторевю» наверное не очень приятно на это смотреть. Но тут как говорится: «не нравится — сделай лучше» ) С удовольствием смотрю Милешкина, Мельникова. Чернова только не смотрю — не нравится как человек )