Кручу, верчу, запутать хочу… Сергей Мишин — о водовороте событий, во многом изменившем российский авторынок

год водяного кролика водоворот

Водоворот событий, который нам устроил китайский символ прошедшего года – черный водяной кролик в ушедшем 2023-м, закрутил в головокружительном темпе российский автомобильный рынок. Куда жестче, чем в 2022 году, в то время показавшимся огромной волной.

Резко развернул его вектор в сторону Китая, отвернувшись от кинувших россиян европейских, японских и южнокорейских автопроизводителей. И бросил всех нас в образовавшуюся, до сих пор растущую бездну непривычных и пока не очень понятных нам автомобилей из Поднебесной. И сопутствующих им событий. Чем немного заморочил головы даже бывалым журналистам, не говоря уже об обывателях.

По разным календарям

Напомню, что в Китае, проводившему вместе с нами 2023 год по привычному григорианскому календарю, «китайский» новый год пока еще не наступил. А потому нас продолжает крутить водяной кролик.

Произошедшие преобразования спровоцировали динамичное заполнение образовавшегося «вакуума» китайскими автомобилями различных брендов, количество которых растет как в том горшочке, который сам варит кашу, заваливая ей все вокруг. В дополнение к уже ставшим популярными в России маркам Haval, Chery и Geely появилась целая куча новых. Общее число китайских брендов, официально представленных в России, достигло 60.

Самые-самые

Наиболее замороченной оказалась марка Chery, которая развела целую плантацию суббрендов — Exeed, Omoda, Jaecoo, Jetour и Kaiyi, захватив таким образом лидерство на нашем рынке.

Кстати, главной загадкой нового года для меня остается анонсированная новинка все той же Chery, имеющая два названия – Chery Tiggo 9 и Jaecoo J8. Разные имена у практически одинаковых авто, это еще куда ни шло, можно объяснить различным наполнением. Но почему в них цифры «8» и «9», намекающие на то, что эти машины из разных размерных рядов – в голове совершенно не укладывается. Ждем.

Chery Tiggo 9 сбоку спереди в России на парковке

Кроссовер Chery Tiggo 9 на одной из парковок в Подмосковье / фото Сергея Захарова

В дополнение к крутым подзаряжаемым гибридам Voyah, официально пришедшим к нам еще в 2022 году, появились более доступные. Chery преуспела и здесь, предложив гибридные версии Tiggo 7 Pro и 8 Pro. Skywell выкатил модель HT-i.

Тихо, без лишнего шума зашел со своими премиальными продуктами самый крутой китайский бренд Hongqi. Известен тем, что с 1955 года производит автомобили для руководства страны. Переводится на русский язык как «Красное знамя».

Странный проект

кроссовер «Москвич 3» сзади сбоку

Кроссовер «Москвич 3» с историческим логотипом

Начат совершенно непонятный для меня, странный, если не сказать лукавый проект с русским названием «Москвич», которое никак не подходит китайскому JAC. Ведь это имя означает продукт исключительно местный, «московского розлива» с давней историей. Тем более, его логотип уносит нас лет на семьдесят назад.

Полагаю, «Жак» или «Пекинец» подошло бы этим китайским машинам куда больше, да и народ меньше вводило бы в заблуждение. Даже если их со временем начнут хотя бы по узлам собирать на конвейере бывшего АЗЛК, а не просто переклеивать шильдики, это будет гораздо честнее.

Параллельный или серый?

Zeekr 001 сбоку

Электромобиль Zeekr 001 / фото Алексея Швайкова

Некоторые отважные российские компании решились на ввоз по параллельному импорту (даже с обслуживанием и ограниченной гарантией) крутые новейшие электрички и гибриды – Avatr, HiPhi, Lixiang, Lotus, Nio, Zeekr… Похвально, что такие машины продаются не только на заказ, но и из наличия.

А еще стимулирование «зеленых» авто в стране вынуждает развивать инфраструктуру мощных (!) зарядников в городах и на междугородных трассах.

Глядя на «параллельную» продвинутую технику, некоторые новоявленные компании и даже частники стали аналогичным путем ввозить более скромные марки, предлагая их по ценам на полмиллиона-миллион ниже, чем у официалов. Без гарантии, но зато ощутимо дешевле.

Блогеры или продавцы

Некоторые успешные блогеры, выросшие на рассказах о новинках автопрома, со временем наработав контакты с китайскими производителями, тоже начали продавать машины. Увы, это отрицательно сказалась на качестве обзоров. Потому как авто, которые у них есть в продаже, стали расхваливать как лиса ворону, любым способом стараясь отжать у нее сыр. Оно и понятно, карманы хочется наполнить быстрее.

geely Tugella Клубный сервис

«Клубный сервис» и его «фишка» / скриншот

Но тогда уж «обзоры» не стряпайте, просто расхваливайте в рекламных роликах свой «товар», как торговцы на рынке. Еще раз уточню – это касается некоторых. А, например, такие толковые технари, как «Клубный сервис» и «Car House», рассказывающие о плюсах и минусах предлагаемых ими к продаже (и обслуживанию!) авто, остаются профессионалами с большой буквы и вызывают неподдельное уважение.

Обзоромания

На волне, приносящей автомобильные новинки из Поднебесной чуть ли не ежедневно, только очень ленивый не делает попыток вывесить свое собственное мнение о них, превратив не только «Ютуб», но и всю всемирную Сеть интернета в «гайд-парк» (имею в виду «уголок ораторов», где любой трибун может разглагольствовать на любые темы, независимо от числа слушателей, вплоть до их полного отсутствия).

Нет, я не против тех, кто считает, что его рассказ или обзор интересен другим. Мне претят диванные «специалисты», пытающихся выдать свой опус не за личное мнение, а за непререкаемую истину «эксперта» и в таком формате втюхивают его развесившим уши. Зачастую ни авторы, ни слушатели, не имеют представление, что такое настоящая экспертиза.

стримерши блогерши автосалон в Шанхае

Типичная для Китая картина: блогерши проводят стримы о новинках автосалона, даже если не разбираются в машинах / фото Андрея Дорофеева

Причем, такие сочинители всуе используют красивые термины, например, эргономика. Не понимая того, что это не продукт или его элемент, а непростая наука со своими собственными законами и терминами. Все чаще в очередных небылицах встречается новоявленный оборот «задние фары». Хотя технически фары бывают лишь передними, а задняя светотехника именуется фонарями.

У большинства из современных балаболов рассказ об автомобиле как о транспортном средстве подменяется байками с нюансами работы планшета и «атмосферной» подсветки салона.

В итоге уровень небылиц доморощенных «экспертов» в целом приближается к плинтусу с той же скоростью, с которой растет их число, уже ставшее несметным. Причем это происходит и в России, и в Китае. Но самое удивительное, что почти в каждом случае каждый рассказчик умудряется собрать свою собственную аудиторию.

Выплывем или окончательно утонем?

Напомню, что символ наступающего китайского нового года – зеленый деревянный дракон, вступит в свои права лишь 10 февраля. Очень хочется, чтобы китайский 4721 год, который придет вместе с ним, снизил накал страстей. А главное – уменьшил количество пены вокруг деловой активности на российско-китайском автомобильном рынке.

Впрочем, в мутной воде рыбу ловить всегда проще. Как и дракону — продолжить обогащение продавцов из Поднебесной, ведь он же не наш символ, а китайский!

Порядок в наших головах мы сможем навести лишь сами, не надеясь ни на чью помощь. Вспомните, на что намекнули Илья Ильф и Евгений Петров в своем произведении «Двенадцать стульев»: дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих!

Сергей МИШИН (Protector-Team)

Сергей Мишин

Ранее в этой рубрике:
баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

4.3 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Вячеслав
Вячеслав
3 месяцев назад

Захотелось немного прокомментировать с дивана, уважаемого земляка из Тольятти. Цифры 8 и 9 у чери — это «кручу верчу запутать хочу». Цель — наиболее дистанцировать марки и машины для разных сегментов рынка, чтобы охватить наибольшее количество потребителей. Жеку у них «премиальный сегмент Омода», чери это просто чери. Меняя визуально облики — продать как можно больше не вкладываясь в технические характеристики, эргономику, управляемость. Там рулят маркетологи, а не технари.
Про автоблогеров и обзорщиков согласен, все превратились в маркетологов и продавцов, даже технари. Людям прошедшим школу журналистики «За рулем» и «Авторевю» наверное не очень приятно на это смотреть. Но тут как говорится: «не нравится — сделай лучше» ) С удовольствием смотрю Милешкина, Мельникова. Чернова только не смотрю — не нравится как человек )

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: