Россия

Какой сегмент российского авторынка стал «братской могилой»? Дистрибьюторы приоткрыли завесы

Кроссовер Geely Monjaro произвел в 2023 году на российском рынке настоящий фурор. В общей сложности было реализовано более 20 000 единиц. Причем, более половины из этого объема – вклад параллельного импорта. Об этом в рамках форума автобизнеса «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», организованного агентством «Автостат», заявил Валерий Тараканов, директор по операционным вопросам ООО «Джили Моторс».

«Китайские автомобили» внимательно изучили прозвучавшие на мероприятии доклады участников и выбрали из них самое интересное.

— Это произошло без нашего участия, — уточнил Валерий Тараканов. — Что говорит о народном признании флагмана модельного ряда Geely и намекает на то, что нам нужно более активно вести поставки бестселлера по официальным каналам, полностью взять дело в свои руки. Потенциал Monjaro никуда не делся, а вот история с параллельным импортом в 2024 году, похоже, ждёт своего ограничения

По словам Валерия Тараканова, в 2023 году компания успешно справились с тремя задачами, которые перед ней поставила штаб-квартира в Китае. Более чем в 3 раза были увеличены продажи, вдвое расширена дилерская сеть (сегодня работает 180 ДЦ в 90 городах), выведены на рынок 3 новых модели, включая упомянутый Monjaro. «С оптимизмом смотрим в 2024-й», – резюмировал Валерий Тараканов.

Товар пошёл – продажи будут!

Аналогичные настроения царят в стане GAC Motor Rus. По информации заместителя генерального директора компании Константина Байшева, в текущем году стоит задача попасть в топ-10 самых успешных брендов в России. Для этого необходимо продать не менее 25 000 машин. Сделать это будет непросто, поскольку итог работы в 2023 году – всего 4233 ед. (львиная доля продаж пришлась на ноябрь и декабрь).

— Нам зачастую не хватало автомобилей, особенно 7-местных внедорожников GS8 (от 3,8 до 4,4 млн рублей), — уточнил Константин Байшев. – Некоторый дефицит сохраняется, но мы работаем над этим вопросом. Каждый день разгружаются автомобили, приходящие по железной дороге и паромом в Санкт-Петербург. Поставки большие, и скоро недостатка в машинах у нас не будет

Минивэн GAC M8

GS8, продающийся в России с июля прошлого года, по словам эксперта, — локомотив модельного ряда GAC. Но ему компанию вскоре составят новинки.

— Неделю назад мы получили ОТТС на минивэн M8, — отметил Константин Байшев. – Сегмент ещё пустой, и мы собираемся поиграть в нём, громко заявить о себе. 2-литровый мотор и 8АКПП у вэна те же, что устанавливаются на GS8, внутри фантастический комфорт: 2 капитанских кресла сзади, с массажем, оттоманкой и кнопкой спа. Сюрпризом станет цена. Отмечу, что на M8 уже собрано много заявок

Большие надежды, по словам представителя компании, возлагаются на компактный кроссовер GS3. Это классика современного жанра: двигатель 1,5 литра и 7DCT в придачу. Автомобиль следует ожидать в конце марта. А в октябре начнутся продажи нового среднеразмерного кроссовера Emkoo. Он будет доступен в 2 вариантах: с передним приводом, мотором 1,5 литра и «роботом», а также 2-литровым двигателем и 8АКПП на полном приводе. Второй вариант, по словам эксперта, создан специально для России.

Вернуть долю премиума удастся через 5 лет

В дилерском сообществе марку GAC подчас позиционируют как премиальную. А по версии Дмитрия Трофимова, директора по продажам «МБ Рус» (в недавнем прошлом «Мерседес-Бенц Рус»), к таковым на российском рынке следует отнести лишь три имени — Voyah, Hongqi и Seres. К последней «МБ Рус» с января 2024 года имеет непосредственное отношение, став её эксклюзивным дистрибьютором.

Кроссовер Aito M5 уже можно заказать у бывшего представительства Mercedes-Benz

Машины, производимые компанией Seres, продаются под маркой Aito. В этом году в России будет официально представлено 3 модели – Aito M5, M7, а во второй половине года к ним добавится M9. Это всё электрические автомобили в гибридном исполнении.

— Мы убеждены, что именно в данном направлении будет развиваться премиальный сегмент в ближайшие 5-10 лет, — заявил Дмитрий Трофимов. – Сегодня доля премиума в стране невелика: по итогам 2023-го было реализовано порядка 43 000 машин. Для сравнения: в 2021-м – 150 000 ед. А в 2019-м доля дорогих и роскошных моделей составляла 10%. Вернуть эти позиции удастся не раньше, чем через 4-5 лет. По итогам 2024 года, думаю, достигнем 5-6%, восстановление утраченных позиций будет идти медленно, в том числе за счёт законодательства, которое принимает российское правительство

По словам эксперта, 80% продаж в премиуме сегодня приходится на внедорожные модели, и бренд Seres намерен работать именно в этом ключе. Однако компания уже строит планы на 2025-2026 годы, и там, помимо автомобиля SUV-C, фигурирует и седан D-класса.

Главное – навести порядок в работе с дилерами

Калининградскому «Автотору» летать в высших автомобильных сферах пока что не с руки. Задача на этот год – выстроить грамотную дистрибуцию. Об этом заявил представитель компании Кирилл Лучкин, работающий под знаменами «Автотора» всего две недели. По его словам, на данный момент у предприятия 4 импортёрских направления: Kaiyi, BAIC, SWM плюс коммерческие автомобили. Прошлый год посвятили производственному циклу плюс открыли дилерские сети Kaiyi, BAIC, в процессе развития сетка SWM.

Кроссовер BAIC X7 на конвейере автозавода «Автотор»

И если с производством у «Автотора» исторически всё складывается неплохо, то в плане организации продаж предстоит еще многому научиться. Кирилл Лучкин так прямо и говорит:

— Планы на 2024 год – выстраивание дистрибьюторской сети вместе с дилерами и налаживание всех сопутствующих процессов. Мы понимаем, что производство и продажа – совершенно разные вещи. На данный момент основной фокус – в построении дистрибьюторской структуры по классическому сценарию. В каждой марке будет своя структура, автосейлс, поддержка гарантии, работа с ДЦ, логистика и т.п. В рамках импортёрской структуры создается отдельный отдел маркетинга каждой марки

Ставка будет делаться на седаны, которые, по словам эксперта, востребованы в среде корпоративных клиентов, такси и каршеринге – это, по его уточнению, дополнительный канал продвижения продуктов: «Нужно, чтобы о наших марках узнало как можно больше людей и чтобы в полную мощность заработали дилеры. На рынок смотрим осторожно и в то же время с оптимизмом. Самым тяжёлым этапом будет первое полугодие 2024-го – все мы видим, какая ситуация на рынке: склады затоварены, уровень скидок беспрецедентный. Поддержка на уровне 25-30% от цены автомобиля – такого бизнес давно не видел».

Просто прикрутить колёса – не наш метод

На заводе «Москвич» уже готовятся к мелкоузловой сборке кроссоверов

Автозаводу «Москвич» удалось реализовать в прошлом году всего 15 313 автомобилей, преимущественно кроссоверов. Максим Златокрылец, коммерческий директор АЗ «Москвич», понимает, что это немного. Но при такой конкуренции и, по большому счёту, всего с одной моделью, заметил он, всё не так печально.

— В сегменте, в котором мы работаем, в прошлом году заняли 4 место, — отметил представитель предприятия. — Я его называю «братская могила», потому как в нём представлено всё, что можно. Китайский автомобиль сегодня – это, как правило, компактный SUV с передним приводом, 1,5-литровым мотором и вариатором. Это безальтернативные машины, отличающиеся между собой лишь количеством экранов и их яркостью. Выйти в этот сегмент нам было непросто, плюс постоянные дискуссии: «Москвич» это или не «Москвич»? Говорить о каком-то долгосрочном стратегическом планировании не получается, многое меняется быстро (те же блокировки платежей). Какой должна быть стратегия — понятно, а как она будет осуществляться – не ясно

По его словам, «Москвич» востребован и молодой, и возрастной аудиториями. Где-то заводчане искусственно снижают объёмы производства, потому как понимают — просто привезти разобранный автомобиль из Китая и прикрутить к нему колёса, недостаточно.

— Необходимо каждый агрегат перепроверять и пересобирать, наделять его дополнительным уровнем качества, потому что российские условия эксплуатации – совсем другая история. Многие машины из Китая на такую долгую жизнь и не рассчитаны изначально, — заявил Максим Златокрылец

В 2024-м, по мнению эксперта, как минимум можно будет порадоваться за потребителя: «Это будет год покупателя. В 2023-м все бегали, искали, что купить, а сегодня ситуация кардинально меняется. Конкуренция усилится ещё больше».

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Последние тексты

Китай ужесточает параллельный экспорт. Разбираемся с новыми правилами

Китай ужесточает параллельный экспорт автомобилей, стало известно 14 ноября. В этот день несколько министерств выпустили…

14.11.2025

Обновленный Geely EX5 EM-i заметили в Китае. Разбираемся, как изменился автомобиль

В Китае сфотографировали обновленный гибридный кроссовер Geely Galaxy Starship 7 EM-i, известный за рубежом как…

14.11.2025

GWM не будет производить электрические спорткары. Глава концерна объяснил, почему

Компания GWM не будет производить полностью электрические спорткары, рассказал председатель концерна Вэй Цзяньцзюнь. Выбор был…

14.11.2025

Потеря лидерства. Самые популярные автомобили Китая в октябре 2025 года

Cамые популярные автомобили и бренды определили в Китае в октябре 2025 года. Как выяснили «Китайские…

14.11.2025

Гибридный кроссовер Exeed Exlantix ET5 вышел на рынок Китая. Цены и подробности

Новый гибридный кроссовер Exlantix ET5, созданный на базе модели Exeed TXL, вышел на рынок Китая.…

14.11.2025

Дрифт от GAC и дальнобойность Hongqi. Китайские автомобили вошли в книгу рекордов Гиннесса

Китайские автомобили продолжают бить мировые рекорды в самых разных номинациях. Только недавно трековый гиперкар YangWang…

13.11.2025

This website uses cookies.