Музей. Ну кого этим удивишь? Тем более в век виртуальной реальности и прочих чудес современных технологий подачи информации. Да и машины, как таковые, понемногу стали превращаться просто в дорогие гаджеты. Причем, даже не самостоятельные, а требующие для своего функционирования специальной экосистемы.
Автомобиль превратился в товар, который интересен и привлекателен до тех пор, пока он новый. Причем, этот процесс был запущен давно, благодаря стараниям маркетологов, однако именно в Китае он достиг апогея. С его гигантским рынком, грандиозным производством и, казалось бы, отсутствием собственной автомобильной истории. А она, оказывается, есть. И к ней в Китае относятся с большим пиететом. По крайней мере сейчас.
***
Конечно, началась она с европейского и американского автопрома. К счастью, на рубеже 19-20 веков Китай не был закрытым рынком, и автомобили проникали в Поднебесную по мере их появления на мировом рынке. В результате юный мировой автопром стал невольным участником новейшей китайской автоистории. И где, как не в музее, можно с ней познакомиться?
В Китае два больших автомобильных музея. Один расположен в Пекине, а второй в Шанхае. Первый, к сожалению, мне посетить не удалось, а вот во втором я провел довольно много времени. Хотя, если честно, для полноценного знакомства с его экспонатами нужно минимум три дня. По одному на этаж. И желательно, чтобы в это время там не было людей.
Но это же Китай. Так что людей много. И, на мой взгляд, это хорошо. Поскольку именно благодаря таким местам автомобильная культура хоть как-то проникает в массы. Впрочем, несмотря на свое количество, китайцы умудряются сохранять упорядоченность движения между экспонатами, не создавая пробок и прочих неудобств.
Первый этаж
Автомобильная часть музея расположена на 3-х этажах, между которыми вьется спиральная дорога, которая как бы имитирует автомобильную эволюцию, поднимая посетителей из эпохи первых колес и повозок в высокотехнологичный мир современных авто. На старте экспозиции можно увидеть даже первое колесо, которое датируется 3500 годом до нашей эры. Конечно, это только копия оригинала. Хотя, на примере современного автопрома, все машины которого являются копиями или репликами уже существующих решений, это не выглядит как-то искусственно или неуместно. Тем более, что выполнена эта реплика довольно реалистично.
Затем экспозиция быстро эволюционирует в сторону телег и более сложных экипажей на конной тяге и даже кораблей и первых самолетов. Как мне кажется, этот сегмент музея просто демонстрирует развитие транспортных на земле, воде и в воздухе.
Далее мы оказываемся в 1886 году, когда появился первый, хотя и трехколесный, автомобиль Benz Patent-Motorwagen. Конечно, это реплика, но сделанная с соблюдением мельчайших деталей. Так что скорее и сам господин Карл Бенц вряд ли сумел бы отличить его от оригинала.
***
А затем извилистая линия эволюции приводит нас к первому серийному автомобилю американского инженера Рэнсома Эли Олдса. Это Oldsmobile Curved Dash. Появление именно этой модели было совершенно случайным. Дело в том, что господин Олдс разработал довольно много прототипов, однако никак не мог выбрать, какой именно запустить в производство. Принять решение помог несчастный случай. На заводе произошел пожар, в котором сгорели все авто, кроме прототипа Curved Dash. Который и пошел в массовое производство.
Далее внезапно композиция перескакивает на Cadillac Model M и Lancia Lambda. Возможно для того, чтобы продемонстрировать прогресс от 1907 до 1924 годов. От вычурности дорогих карет до инженерной целесообразности скоростного болида. Конечно, в экспозиции первого этажа представлен и Ford T как самый массовый автомобиль, собираемый на конвейере.
***
Однако, прямая хронологическая последовательность экспозиции внезапно разбивается несколькими китайскими моделями — Hongqi CA72, Shanghai CH760 и Shanghai CH7221. Наверное, так и должно быть. Все-таки это китайские авто и это китайский музей. Правда, появлению бренда Hongqi сильно поспособствовал Советский Союз, практически подарив в 1953 году развивающемуся Китаю оборудование для автозаводов и все технологии производства машин, включая даже заботливо переведенную на китайский язык техническую документацию. Ну а теперь уже Китай строит на нашей территории автомобильные заводы, насыщая российский рынок своей продукцией. Круг замкнулся. Или все-таки спираль?
А вот история бренда Shanghai связана уже с Европой. А если точнее, то с немецким автопромом. Ведь Shanghai CH720 был построен в 1965 году на базе шасси Mercedes-Benz 220S (W180) 1954 года. Правда, китайские инженеры с выдумкой подошли к немецкой конструкции, и хоть и минимально, но по какой-то неведомой причине доработав все основные узлы этого авто. И не для того, чтобы сделать их лучше, а для того, чтобы вывести немецкие технологии на один уровень с китайскими технологическими возможностями.
Кстати, на первом этаже куратор музея почему-то разместил и «формулу» от Maserati — EBS 1948 года, и Toyota Corolla 1968-го, и Ford Thunderbird 55-го, и Porsche 911 68-го, и Ferrari Testa Rossa 85-го, и Citroen 2CV 59-го. Судя по компании, он, в глазах куратора музея, тоже является суперкаром. И я с ним в этом солидарен.
Второй этаж
Затем дорога эволюции плавно поднимается на второй этаж. И здесь начинается пир. Разные кузова и технические решения. Невероятные сочетания технологий. Ожившие мечты людей о мобильности. Стилистическое, функциональное и техническое разнообразие, которого мы лишены сейчас. Да, сейчас существует огромное количество брендов и моделей. Однако все они, по сути, являются кальками современных типовых технических решений. Фактически, эволюция непосредственно автомобиля прекратилась. И перешла в область развития информационно-развлекательных технологий. В машинах конца 19-го и начала 20-го веков все совсем по-другому. Каждый из них являлся совокупной визуализацией мечты об идеальном транспортном средстве. И мне почему-то кажется, что эти машины создавались совсем не для того, чтобы просто зарабатывать деньги.
Затем я увидел еще один очень редкий автомобиль. Это правительственный Shanghai Convertible. Красивый, большой, суровый и, конечно, черный лимузин с открытым верхом и вишневым бархатным салоном.
Ну а потом мы перемещаемся в мир скорости и целесообразности. Автомобильный мир становится жестоким и бескомпромиссным. Все начинают сражаться против всех, и технологии, как и дизайн, используются как оружие победы. Rolls-Royce, Cadillac, MG, Ford A, Le Zebre Type A, Panhard & Levassor, Stanley, Renault, Bentley, Packard, Horch, Auburn, Buick, Lincoln, Mercedes-Benz, Chrysler, Chevrolet, Jaguar, Aston Martin, Ferrari, BMW, Morris, Honda, Mazda, Maserati, Pontiac, Shanghai, Hongqi, Austin, Rover, Lamborghini, Porsche представляют каждый свою концепцию мобильности. И каждая из них, на мой взгляд, имеет право на жизнь.
Очень жаль, что сейчас, из-за целого ряда причин, подобные автомобили просто невозможны. Но это неизбежное зло современного автопрома. И на смену разнообразному миру «динозавров» пришла целесообразная и разумная экосистема современных политкорректных транспортных средств.
Кстати, в экспозиции музея представлено большое количество американских авто с роскошным дизайном «плавникового» периода с не менее роскошными размерами. В наше экологически озабоченное время вряд ли удастся увидеть на дороге купе, подобное Chrysler 300С с длиной кузова более 5 метров.
Третий этаж
Третий этаж музея приближает нас к современности. Хотя прямо на входе тут есть и зона конфликта, где Ferrari находятся в прямой конфронтации с Lamborghini. Вы же помните эту историю, когда молодой владелец завода по производству тракторов «Ламборгини» встретился с Энцо Феррари с предложением об улучшении машин последнего и был в неуважительной форме отправлен вдаль. В результате чего появился еще один великий автомобильный бренд, который сумел превзойти обидчика на гоночной трассе. Правда, я не уверен, что на экспозиции эти машины установлены рядом намеренно. Но, в любом случае, это любопытно.
Кстати, на третьем этаже есть, на мой взгляд, и уникальный автомобиль. Это раллийный Mitsubishi Lancer Evo 3, подготовленный по требованиям группы А. А ездил на нем великий чемпион Томми Мякинен. А еще здесь расположилась экспозиция, на которой представлены дизайн-проекты современных специалистов. И во многом они опираются на дизайнерские идеи, реализованные в автомобилях как раз 50-х и 60-х годов.
И я бы посоветовал современным автомобильным дизайнерам почаще обращаться к подобным сокровищницам знаний. Поскольку инженеры прошлого, сами того не подозревая, создавали технологии и решения, которые только сейчас начинают становиться актуальными и пользоваться интересом.
Например, на втором этаже расположились два микроавтомобильчика, которые сейчас, в наших переполненных мегаполисах, смотрелись бы очень органично. Это Isetta 300 от BMW и Messerschmitt KR200. Они вполне обыденно смотрелись в 60-х, зато теперь выглядят как продвинутые концепты для городов будущего.
Почему тут мало китайских авто?
Кстати, в экспозиции Шанхайского музея автомобилей удивительно мало машин собственного китайского производства. Два лимузина представительского класса Hongqi и три Shanghai. Почему так? Да все просто. Дело в том, что в Китае, по сути, никогда не было культа старых машин. Ведь массовая история автомобилизации, по крайней мере легковой, началась совсем недавно. До начала 90-х иметь в личном распоряжении легковой автомобиль разрешалось только партфункционерам и трудовым коммунам. Так что в начале массовой автомобилизации старые китайские авто сразу и без сожаления переместились на свалки. А точнее были просто утилизированы. Кстати, то же самое касается и грузовиков. Несмотря на их массовое производство многие модели просто исчезли. И сейчас являются несбыточной мечтой для коллекционеров.
А вообще для меня этот музей оказался интересен еще и тем, что он незаметно внедряет в сознание китайцев мысль о том, что автомобиль — это не просто товар или средство передвижения. Автомобиль — это бесценное произведение искусства. Хотя, наверное, подобная мысль вряд ли укоренится в сознании современного потребителя, поскольку автопроизводители старательно пытаются делать свои машины идеологически похожими на смартфон. Который сохраняет актуальность максимум два года, а затем безжалостно заменяется на новую модель. Но это никоим образом не умаляет ценность авто из прошлого века. Так что, если будете в Шанхае, то помимо исторического центра и аутлетов посетите и этот музей. И я думаю, что если вы в нем побываете, то не просто сумеете узнать для себя что-то новое, но и, возможно, несколько по-иному увидите автомобильную историю Китая.
Егор ВАСИЛЬЕВ, фото автора, Шанхай
К счастью, на рубеже 18-19 веков Китай не был закрытым рынком, и автомобили проникали в Поднебесную по мере их появления на мировом рынке. В результате юный мировой автопром стал невольным участником новейшей китайской автоистории.
Юный мировой автопром появился на сто лет позже.