Что показали на автосалоне в Шанхае 90 лет назад. История автовыставок Китая

шанхайский автосалон история 1931
На фото ChinaCarHistory.com: грузовик Minsheng 75 на Национальной дорожной выставке в Шанхае 1931 года

В понедельник в Шанхае стартует крупнейший в Китае автосалон. А накануне мы расскажем об истории китайских автомобильных выставок. Ведь самое первое мероприятие такого рода в Китае — «Национальная дорожная выставка» — состоялось именно в Шанхае в сентябре 1931 года. То есть 90 лет назад.

шанхайский автосалон 1931 года

На фото ChinaCarHistory.com: главный вход на Национальную дорожную выставку 1931 года

шанхайский автосалон 1931 год

На фото ChinaCarHistory.com: газетная реклама Национальной дорожной выставки 1931 года

Сразу отметим, что данный выпуск позволит получить лишь поверхностное ознакомление с экспозиций раннего периода автопрома КНР. О некоторых моделях, которые здесь будут освещены, в будущем появятся отдельные подробные статьи.

Примечательно, что именно в Шанхае был представлен один из первых автомобилей Китая! Им стал грузовик Minsheng 75. Но долго существовать ему было не суждено — местное население, в том числе и китайские капиталисты, зачастую не были способны купить себе дорогое транспортное средство. Конец этой машине пришел в начале японского вторжения в Маньчжурию. В будущем мы обязательно посвятим отдельную статью этому автомобилю, так как там есть что рассказать.

***

Второе подобное мероприятие произошло только спустя 20 лет в уже новом государстве. Тогда состоялась «Северо-Китайская торговая выставка» 1951 года. На ней были представлены настоящие «первые» легковушки КНР — Tianjin Woody 1951 года и Tianjin Jeep, постройки Тяньцзиньского ремонтного завода.

Насколько они действительно соответствовали званиям «первых» — вопрос дискуссионный. Но эти машины куда больше подходят под это звание, нежели Jinggangshan и Dongfeng CA71, которым некоторые профильные СМИ пытаются приписать звание «самых первых» автомобилей Китая.

Tianjin Woody на автосалоне 1951 года

На фото ChinaCarHistory.com: автомобиль Tianjin Woody на Северо-Китайской торговой выставке 1951 года

внедорожник Tianjin Jeep

На фото ChinaCarHistory.com: автомобиль Tianjin Jeep

***

Третье автомобильное событие состоялось только через семь лет — в нашем любимом 1958 году. В октябре была открыта «Национальная выставка промышленности и связи» в Пекине. Собственно, для нас этот год особенно важен: как вы можете помнить, именно тогда случился настоящий автомобильный бум Китая. Каждая мало-мальски способная к производству контора была готова представить своё творение на суд общественности. Тогда и были показаны уже известные нам Heping №1, двухдверный Jinggangshan, прототип Hongqi CA72 и Dongfeng CA71.

китайский автосалон 1958 года

На фото ChinaCarHistory.com: кадр из документального фильма, посвященного Национальной выставке промышленности и связи 1958 года

Годом позже (в 1959-м) открылась «Вторая промышленная выставка в Пекине», демонстрирующая достижения китайского народного хозяйства. Здесь были показаны прототип Hongqi CA72, седан Beijing и миникар Haiyan CK730 (первой серии).

китайский автосалон 1959 года

На фото ChinaCarHistory.com: Вторая промышленная выставка в Пекине 1959 года

Модели Hongqi CA72 предназначалась особая роль хедлайнера китайского автопрома. С 1959 по 1965 год серийный Hongqi CA72 совершил кругосветное путешествие по международным ярмаркам. Начиная с Лейпцигской в Восточной Германии, далее появившись в Пловдиве (Болгария), Познани (Польша), Токио, и завершая свой путь в Париже.

Hongqi CA72 на автосалоне в Лейпциге в 1959 году

На фото ChinaCarHistory.com: седан Hongqi CA72, Лейпциг, 1959 год

Hongqi CA72 на автосалоне в Пловдиве в 1960 году

Фото ChinaCarHistory.com: седан Hongqi CA72 в Пловдиве, Болгария, сентябрь 1960 года

Hongqi CA72 на автосалоне в Париже в 1965 году

На фото ChinaCarHistory.com: седан Hongqi CA72, Париж, 1965 год

***

В 1967 году в Шанхайском промышленном выставочном павильоне начала действовать постоянная экспозиция. Были выставлены: Haiyan SW710, Shanghai SH760, парадный автомобиль Shanghai SH761 и несколько автобусов.

Шанхайский промышленный выставочный павильон 1967 год

На фото ChinaCarHistory.com: Шанхайский промышленный выставочный павильон

шанхайский автосалон 1967 год

шанхайский автосалон 1967 год

шанхайский автосалон 1967 год

На фото ChinaCarHistory.com: экспозиция Шанхайского промышленного выставочного павильона, 1967 год

***

И все-таки давайте подробнее остановимся на маленьком автомобильчике Haiyan SW710. Он производился в очень небольших количествах с 1966 по 1978 годы на Мини-Шанхайском автозаводе. Да, такой существовал! Точное название неизвестно, но везде он фигурирует именно под этим именем, дабы не путать его с полноценным Шанхайским заводом, занятым производством представительских седанов.

Haiyan SW710 на Шанхайском автосалоне 1970 год

На фото ChinaCarHistory.com: микромобиль Haiyan SW710 в Шанхайском промышленном выставочном павильоне в 1970 году

В то время в Китае не было частных автомобилей, поэтому SW710 проектировался как такси. При его размерах трудно представить такой автомобиль в таксомоторных службах. Но тем не менее SW710 может вместить до четырех человек, включая водителя. Багаж складывался под капот, потому что двигатель был сзади! Эдакий аналог «Запорожца». Кстати говоря, долгое время ошибочно полагалось, что машина имела аббревиатуру HY710. Это было связано с тем, что единственный сохранившийся из сотни произведенных SW710 при реставрации по ошибке получил эти шильдики. Позже информация об автомобиле распространилась по профильным СМИ под этим названием. Но сейчас исторические исследования дали чёткое понимание того, как модель называлась на самом деле.

Под капотом скрывался 1-цилиндровый мотоциклетный двигатель BMW M403 Isetta объемом 298 куб. см., который выдавал 13 лошадиных сил. С этим табуном машинка достигала отметки в 60 км/ч. Размеры: 2940x1430x1360 мм, колесная база — 1820 мм, вес 560 кг. Как уже было сказано выше, всего с конвейера сошло ровно 100 экземпляров этого крохи. И 51 из них отправился в Shanghai Taxi Company.

Haiyan SW710

Haiyan SW710

Haiyan SW710

На фото ChinaCarHistory.com: тот самый отреставрированный Haiyan SW710 с фальшивыми шильдиками HY710

Haiyan SW710

Микромобиль Haiyan SW710

Haiyan SW710

На фото ChinaCarHistory.com: изрядно потрёпанные микромобили Haiyan SW710 ждут очереди на утилизацию

***

Но вернёмся к выставкам. В 1969 году оная произошла в Макао. Там были представлены: Hongqi CA770, Haiyаn SW710, трицикл Dongfeng BM021, Beijing BJ212 и грузовики Jiefang CA10, Jiaotong SH142, Beijing BJ130.

автосалон в Макао в 1969 году

автосалон в Макао в 1969 году

автосалон в Макао в 1969 году

На фото ChinaCarHistory.com: выставка в Макао в 1969 году

***

В заключение расскажем об одном из самых важных мест, где в те ранние годы можно было увидеть китайские автомобили. Проводимая два раза в год «Кантонская торговая ярмарка» в Гуанчжоу. Интересный факт — так как эта ярмарка проводилась два раза в год, то она разделялась на Весеннюю, которая также именовалась как «Китайская экспортная товарная ярмарка» и, непосредственно, на «Кантонскую». Такая вот запутанная история. В пример приведем парочку интересных машин, которые были замечены там.

Пожалуй, самым любопытным тут будет необычный 3,5-тонный грузовик Hongwei GZ140 первой серии, который впервые засветился именно на Весенней Китайской экспортной товарной ярмарке 1969 года. Один из первых бескапотных грузовиков Китая базировался на платформе легендарного Jiefang CA10. Но, будучи на целый метр компактнее своего прототипа, он имел при этом удлиненную на 20 см ходовую часть. Под кабиной скрывался бензиновый рядный шестицилиндровый силовой агрегат 694Q с непонятной родословной. При объеме в 4,4 литра он выдавал 120 л.с., что весьма недурной показатель.

кантонская ярмарка 1969 года

На фото ChinaCarHistory.com: грузовик Hongwei GZ140 на Китайской экспортной товарной ярмарке, апрель 1969 года

грузовик Hongwei GZ140

На фото ChinaCarHistory.com: грузовик Hongwei GZ140, ноябрь 1978 г.

грузовик Hongwei GZ140

Кадр из фильма Tong zhi, gan xie ni («Спасибо вам, товарищи») 1977 года: грузовик Hongwei GZ140

В рамках той же Весенней ярмарки 1976 года были показаны три прототипа на базе Beijing BJ212.

китайские внедорожники 1976 год

На фото ChinaCarHistory.com: внедорожники Beijing BJ212C, Guangzhou GZ215A и Guangzhou GZ215 на Китайской экспортной товарной ярмарке, апрель 1976 года

В апреле 1978 года были выставлены грузовики предприятия Lingyuan Auto Works под названием Liaoning LN140, также известные как Linghe LN140. Эти модели подозрительно напоминали Dongfeng EQ140 с облицовкой а-ля Isuzu и цельным лобовым стеклом. Добавляет схожести тот факт, что и «Дунфен», и «Ляонин» вышли примерно в одном и том же 1978 году. Но не будем делать опрометчивые выводы и предположим, что это всё-таки разные грузовики.

грузовики Liaoning/Linghe LN140

На фото ChinaCarHistory.com: грузовики Liaoning/Linghe LN140 на той же выставке в апреле 1978 года

***

А на этом наш поверхностный обзор подошёл к концу. Надеемся, вскоре вы прочитаете более подробные статьи про некоторые из этих машин.

А что касается выставок, то современный Шанхайский автосалон впервые провели в 1985 году. Мы планируем осветить все главные события Шанхайского автосалона 2021 года, поэтому рекомендуем следить за обновлениями на нашем сайте.

Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»

баннер Telegramбаннер Вконтактебаннер Инстаграмбаннер Дзенбаннер YouTube

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: