Середина недели – хорошее время для принятия взвешенного решения. Так, во всяком случае, полагают эксперты ЕС, которые в среду, 12 июня 2024 года, ошарашили своё народонаселение, включая бизнес, планомерно созревавшей новостью. Еврокомиссия объявила о намерении ввести заградительные пошлины на электромобили из Китая. «Китайские автомобили» изучили ситуацию.
Разговоры на эту тему в Евросоюзе ведутся не первый месяц. Чиновникам Старого Света, включая постоянного рупора ЕС Урсулу фон дер Ляйен, не нравится, что предлагаемые на европейском рынке китайские «электрички» стоят, в среднем, на 20% дешевле местных аналогов, и они (чиновники) не нашли ничего проще, чем обвинить «коммунистов из Азии» в том, что им помогает государство, мол, это не честно.
При этом, что интересно, с позицией членов Еврокомиссии не согласны топ-менеджеры ведущих европейских автоконцернов. Тот же глава Mercedes-Benz Ола Каллениус не раз высказывался за то, чтобы чиновники не мешали европейцам противостоять китайским концернам в честной конкретной борьбе, опасаясь при этом за свой бизнес на территории КНР. Бизнес не услышали…
Каждой сестре по серьге
В среду Еврокомиссия проинформировала, что новые пошлины коснутся моделей таких известных производителей, как BYD, Geely и SAIC. Пошлина для BYD составит 17,4%, для Geely предложен 20-процентный тариф, а государственному концерну-партнеру Volkswagen – SAIC повезло меньше всех, планку подняли до 38,1%. Все остальные компании, которые ввозят электромобили из Китая в ЕС, должны платить 21%. Это касается как американской Tesla, которая, помимо немецкой гигафабрики (под Берлином), имеет собственное производство в Поднебесной, так и концерна BMW (та же история). Напомним, что сбор на импортируемые из Китая электромобили взимался и раньше, только его размер не превышал 10%.
По словам европейских функционеров, фактическая необходимость уплаты таможенных пошлин зависит от того, удастся ли найти приемлемое решение с Китаем. Они будут сохранены задним числом с 4 июля 2024 года, если ЕС согласится ввести более высокие тарифы в долгосрочной перспективе
Эксперты указывают на то, что объявленные сейчас пошлины находятся в верхней части ожидаемых ставок. И здесь ЕС следует примеру США и Турции, которые недавно объявили о введении 100-процентных и 40-процентных тарифов на китайские электромобили соответственно. Напомним, что в середине апреля сего года американцы ввели пошлины на импорт электромобилей, полупроводников, солнечных батарей и других товаров из Китая. США, как и ЕС, обвиняют Пекин в недобросовестной конкуренции, указывая на значительные госсубсидии со стороны правительства КНР. Представители Еврокомиссии подчеркивают, что, в отличие от США, она действует в строгом соответствии с правилами ВТО.
Казалось бы, чего бояться?
В 2023 году Китай экспортировал 1,2 млн автомобилей – почти на 78% больше, чем в 2022-м. Согласно данным Федерального ведомства автомобильной промышленности Германии, в прошлом году количество вновь зарегистрированных автомобилей из КНР увеличилось на 47,6% по сравнению с предыдущим годом. При этом в количественном отношении (33 699 ед.) китайские машины сильно отстали от конкурентов из других стран, доля их импорта в ЕС в 2023-м составила всего 7,9%.
Казалось бы, бояться чиновникам ЕС нечего, однако масла в огонь добавило решение концерна BYD построить сборочный завод в Венгрии. Плюс замаячившая перспектива роста всё той же китайской доли до 15% уже в 2025 году.
Еврокомиссия может приостановить введение пошлин, если, скажем, Пекин представит предложения по исправлению создавшейся ситуации. Эксперты полагают, что быстрое решение вопроса маловероятно.
- Попадет ли Европа под китайский каток? Откровения немецкого эксперта, посетившего автосалон в Пекине
«Верность Европе» всё же важна
Несмотря на то, что в Китае на момент заявления Брюсселя был уже вечер, правительство КНР всё же отреагировало на него, пригрозив ответными мерами. В сообщении Министерства торговли Китая на официальном Интернет-портале говорится: «Китай примет все необходимые меры для защиты законных прав и интересов китайских компаний. ЕС проигнорировал правила ВТО и не принял во внимание сопротивление ряда стран-членов Евросоюза».
В КНР искренне считают успешные продажи своих электромобилей результатом открытой конкуренции. Китай обеспокоен и недоволен: «Это протекционистский акт, направленный на уничтожение честной конкуренции». В Пекине призвали европейцев «исправить свои неправильные шаги», подчеркнув, что тарифы окажут «определённое влияние на развитие китайских предприятий».
Есть даже реакция конкретного автопроизводителя – Nio. Её представитель заявил, что компания выступает против повышения тарифов и надеется, что ЕС и Китай все же придут к соглашению. При этом Nio хочет сохранить «верность Европе», несмотря на объявленные тарифы: «Приверженность Nio европейскому рынку электромобилей остаётся неизменной, и мы продолжим обслуживать наших пользователей в странах ЕС».
Надо заметить, китайцы знали, что ЕС может пойти на радикальные шаги и заранее подготовили свой ответ. Ещё 22 мая 2024 года Торгово-промышленная палата Китая в Брюсселе предупредила, что нанесёт встречный удар. По мнению экспертов, Китай рассматривает возможность введения 25-процентных тарифов на импортируемые автомобили с крупнолитражными двигателями.
Обоюдная зависимость
У ситуации есть и обратная сторона. Китай является крупнейшим авторынком в мире и поэтому чрезвычайно важен для европейских автопроизводителей. Например, упомянутый выше концерн BMW экспортирует из ЕС в Китай автомобили 4-Series и 7-Series. От китайского контрответа может пострадать и Porsche – Поднебесная является одним из важнейших для неё рынком. Audi также не может без Китая — в 2024 году «четыре кольца» хотят продать там около 60 000 автомобилей.
Почти каждый третий проданный в прошлом году автомобиль Mercedes-Benz нашёл своего покупателя в КНР. Volkswagen реализовал там почти 50% своих автомобилей, правда, у концерна велики продажи машин, собранных именно на территории Поднебесной. По расчётам консалтинговой компании AO Automotive Consulting, которая регулярно оценивает регистрационные данные в Китае, только 0,6% автомобилей марки VW, проданных там в 2023 году, оказались импортированными.
***
Громче других за введение заградительных пошлин высказывалась Франция. Всё очень просто – её автопроизводители в лице Renault и Группы Stellantis практически не имеют бизнеса в Китае, им вряд ли следует опасаться ответного удара со стороны Пекина, в отличие от тех же немцев. Однако в последнее время и французы стали вторить швабам, предупреждая, что идея Еврокомиссии может выйти боком.
Так, в мае этого года глава Stellantis Карлос Таварес заявил о некоей «ловушке», в которую ЕС может попасть, ведь повышенные тарифы, в конечном итоге, сделают и без того дорогие электромобили ещё менее доступными. Сегодня представитель Группы заявил: «Как глобальная компания, Stellantis верит в свободную и справедливую конкуренцию в торговой среде и не поддерживает политику, которая способствует фрагментации мира».
Задний ход французов эксперты объясняют новым соглашением, которое Stellantis заключил с китайским автопроизводителем Leapmotor — автомобили последнего мультибрендовый концерн планирует продавать в Европе. Следовательно, любые торговые барьеры ему были бы вредны. В свою очередь, Renault, сотрудничающий с Geely в области производства ДВС, планирует разработать новый электрический Twingo частично в Китае, поэтому каких-либо комментариев по сегодняшнему таможенному вопросу давать не желает.
Между тем, немецкие автокомпании могут пострадать не только от ответных мер со стороны КНР, но и от мер ЕС, поскольку, как мы сказали выше, они также производят машины в Китае. К примеру, Mini строит электрический Cooper совместно с Great Wall. Там же, в Китае, планируется выпускать перспективный Tavascan от марки Cupra (входит в VW). Автомобиль должен появиться на рынке грядущей осенью, это первая и единственная модель в Группе, которая будет экспортироваться в Европу. BMW импортирует из Поднебесной электрокар iX3. Mercedes-Benz вместе со своим акционером Geely собирает в Сиане и потом отправляет в страны Старого Света автомобили Smart. И далее, что называется, по списку.
***
Мир уже давно глобальный, а потому представители автобизнеса опасаются, что взаимные штрафные пошлины способны перерасти в торговую войну. Будем следить за развитием событий.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)