Социологи «ВЦИОМ-Консалтинг» провели исследование российского авторынка, раскрыли отношение россиян к китайским автопроизводителям и, в свою очередь, обозначили их позицию по ведению бизнеса в нашей стране. В отчете используются цитаты из интервью с топ-менеджментом ведущих российских и иностранных автомобильных компаний, зачастую пожелавших остаться анонимными.
Все «домики» давно распределены
Отмечается, что крупные китайские бренды сегодня играют главную роль на российском рынке. Они вовремя подсуетились, сумев воспользоваться уходом глобальных автоконцернов, договориться с их бывшими дилерами, сформировав мощные дилерские сети, привлечь коллективы профессионалов, эффективно использовать маркетинговые средства. Вопреки санкциям, китайцы нашли возможности для увеличения поставок. И по итогам 2023 года доля продаж китайских автомобилей составила более 50%.
«Почва для китайских автомобилей была подготовлена другими продуктовыми категориями, — заметил представитель международного автомобильного концерна. — Люди думают: «А что у нас не китайское»? Но и сам продукт неплохой. Получается, все удовлетворены».
Как отметил представитель китайского автоконцерна, все «домики» (так сами дилеры называют свои центры) давно распределены. Команды, подготовленные западными брендами, перешли в китайские компании: «То, что китайцы старались сделать годами, ходили вокруг да около – получилось очень быстро». Эксперты сходятся во мнении, что на рынке уже выделились «системные» игроки, доля которых составляет 75-80% продаж. Помимо «АвтоВАЗа» и «Москвича», в списке таковых видим Chery, Geely, Haval и Changan.
— Это доминирующая часть рынка, – отметил Александр Цыпин из Ассоциации китайских автопроизводителей в России. — Остальные марки – несистемные игроки. Считаю, что рынок будет консолидироваться, и он будет даже более консолидированным, нежели ранее с западными брендами. В течение 2-3 лет это произойдет. Сегодня в России больше 100 китайских марок. Потребителю разобраться в этом многообразии непросто. Не всегда понятно, какое качество у китайских моделей, на что они рассчитаны, как они будут использованы. Вопрос есть относительно стоимости их машин на вторичном рынке и цен на техобслуживание
По данным ВЦИОМ, россияне отмечают следующие положительные характеристики китайских моделей: доступность по цене (35%), красивый дизайн (17%), технологичность (16%). В списке негативных — слабый имидж (всего 19% приобрели бы «китайца» в случае возможности других покупок) и ненадежность (35%). Китайскому бренду сегодня верит лишь каждый третий россиянин, планирующий покупку автомобиля в ближайшие 1-5 лет (35%). Игроки из Поднебесной это прекрасно понимают и ставят перед собой минимум две задачи: нивелировать негативные мифы о своем качестве и увеличить силу брендов и лояльность. При этом как китайцы смогли быстро изменить российский авторынок, предоставив высокий уровень с точки зрения инновационности, современности и стиля, все мы хорошо видим.
Определенная часть китайских компаний зависит от объемных западных рынков больше, чем от российского. По этой причины, говорят эксперты, возможны изменения в ландшафте брендов, даже крупных. Это может привести часть из них к работе в формате локального бренда. Например, в виде СП с нашими компаниями.
Интересна ли китайцам локализация?
«Заводов на территории России, где собираются китайские автомобили, раз два и обчёлся. Крупные автоконцерны сильно зависят от западных рынков, поэтому организация производства в нашей стране может им навредить. Китайцы считают, что сегодня в России установлены жесткие требования к локализации с тенденцией к их усилению, а выгод при этом недостаточно», — отмечают социологи ВЦИОМ.
Мнение азиатов относительно локализации следующая: ее успех зависит не от установленных запретов и жестких условий, а от наличия выгодных экономических стимулов, которые могут предложить правительство и российские предприятия. С этим у нас проблемы — высокая ставка Центробанка РФ плюс максимальный уровень закредитованности населения. По мнению участников проекта, это может негативно влиять на спрос, на покупательную способность и возможности расширения рынка.
— Минпромторг РФ стоит на том, что должна быть передана документация с правом её дальнейшей модернизации, — говорит Александр Цыпин. — Однако китайцы не желают этого делать. Да, они, наверное, хотят собирать в России свои автомобили, но требуют прозрачных условий, ослабления требований и больше выгод. Если так, то необходимо регулировать, сколько моделей для какого сегмента нужно производить
Необходим более дифференцированный подход государства к автокомпаниям относительно локализации, отмечают социологи ВЦИОМ: «Решение о любой локализации принимается автоконцернами на основе экономической выгоды. Если для базовой локализации достаточно годовое производство от 50 000 автомобилей, то, например, двигательный завод – это не менее 200 000 ед. в год. Есть сегменты, в которых по причине небольших объемов локализовывать производство просто невыгодно либо выгодна только базовая локализация (покраска, сварка, штамповка). Госполитика сегодня устроена так, что выгоду производитель может получить только при глубокой локализации. И эта тенденция, по словам экспертов, будет только ужесточаться. В связи с этим китайские производители предлагают подходить к каждому случаю дифференцированно и гибко».
Ценовые войны неизбежны?
Есть проблемы с сертификацией китайских автомобилей – азиаты работают по иным стандартам, нежели приняты в мире и в России, и это приносит проблемы, — отмечают эксперты ВЦИОМ. — На данный момент китайцы предпочитают не фокусироваться на развитии брендов, перед ними стоят иные задачи. Однако со стабилизацией рынка автопроизводителям из Поднебесной придется все более и более жестко конкурировать между собой
По мнению аналитиков, уже предрекаются ценовые войны, поскольку покупательная способность на пределе, а «китайцы» заявили высокие планы продаж. «Успех же будет сопутствовать тем, кто сумеет эффективно вложиться в позиционирование своих марок, выстраивание эмоциональной привязанности и лояльности. То есть тех характеристик, которые до сих пор сохраняют представители глобальных автопроизводителей, что придает им большую ценность в глазах потребителя, а значит, и его готовность платить за бренды из этих стран больше», — заключают социологи ВЦИОМ.
Владимир ПЕТРОВ (@chinamashina)
Be the first to comment on "«А что у нас не китайское?» ВЦИОМ обозначил отношение россиян к машинам из Поднебесной"