В Россию вновь могут потянуться автовозы из Европы и Японии, но пока только в теории / фото Shutterstock
Политика, как водится, незапланированно внесла коррективы в нашу жизнь, и вот по стране из уст в уста уже пошли разговоры о возможном возвращении на российский автомобильный рынок так называемых глобальных игроков. Тех самых, что в 2022-м в спешном порядке свернули тут свой доходный бизнес и немало о том пожалели.
Какова вероятность того, что «беглецы» скажут нам повторное «здрасьте!» и вернут себе сборочные заводы, ныне занятые китайскими компаниями? Да и ждем ли их мы, рядовые потребители? «Китайские автомобили» узнали, что на этот счет думают эксперты авторынка.
— Безусловно, остался определенный слой клиентов, которые по-прежнему являются приверженцами европейских, японских или корейских марок. Мы это видим по продажам параллельного импорта, — заявил Николай ИВАНОВ, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф».
С ним согласен независимый эксперт Георгий ВИХРОВ, который напомнил о вполне неплохих объемах завоза в Россию «альтернативных» BMW, Toyota и иже с ними.
— Несмотря на все имеющиеся обиды, западные машины в России по-прежнему ждут, – поделился мыслями Сергей ПИГОЛКИН, основатель международного автомобильного маркетплейса CarClick.
Бывший завод GM в Санкт-Петербурге ждет возвращения западных брендов / фото Коммерсант
— Наша народная любовь к ушедшим брендам никуда не делась, и даже после нескольких лет «забытия» у людей есть желание приобрести хороший благородный автомобиль, — прокомментировал «Китайским автомобилям» Ян ХАЙЦЕЭР, вице-президент Национального автомобильного союза. – Как ни крути, китайская машина – это сродни дворняги, иногда даже может показаться, что это дом цыганского барона, настолько «китайцы» еще «ляповатые», пусть и со всеми немыслимыми функциями.
Другой момент, по мнению эксперта, обсуждать возвращение глобальных игроков в Россию преждевременно: «Санкции еще никто не отменил, все находится на уровне разговоров. Понятно лишь то, что бизнес терять свои деньги не хочет, и возвращение если и состоится, то будет непростым». Такого же мнения и Николай Иванов: «Совершенно точно, что это будет сложный и долгий процесс, который растянется ни на один год. Сегодня оценить ситуацию трудно, потому как многое будет зависеть от геополитических настроений. На данный момент у нас нет достаточного количества принятых решений, информации, и никакие санкции пока что не сняты». Эксперт Олег Мосеев через свой ТГ-канал заявил, что в 2025 году точно никто не вернется.
По мнению Яна Хайцеэра, проще всего с возвратом будет «большой немецкой тройке», а из не премиальных – Toyota, VW, Hyundai и Kia. «Остальным будет тяжеловато, потому что те 4-5 китайских марок, которые в числе первых вошли на наш рынок, успели прочно обосноваться в России». Аналогичные мысли у Олега Мосеева: «Из 65 китайских брендов, представленных сегодня на отечественном рынке, 35 в прошлом году показали продажи меньше 1000 ед. А половина из них — меньше 500 машин. То есть о них вообще нет смысла думать и говорить. Еще 17 брендов продали меньше 10 000 ед. за год. Получается, что 52 из 65 марок – обыкновенные статисты. Из них могут остаться в России лишь несколько компаний. А вот что будет с остальными 13 «китайцами», действительно интересно».
Одни незабываемые моменты могут быстро смениться другими / фото Алексея Богачева
Несмотря на то, что некоторые западные автопроизводители, уходя из России, имеют опцион по выкупу своей доли в течение какого-то времени (например, Renault — 6 лет), вернуть производства им будет непросто, считает Ян Хайцеэр. «Возможно, будет какая-то коллаборация с нашими компаниями, — заявил эксперт. — В Китае, с его многомиллионными продажами, «фирмачи» идут на любые условия, лишь бы получить местный рынок сбыта. Зачастую контрольный пакет акций отдают китайцам, делятся технологиями и т.д. в России такого не происходило, не те объемы, здесь вопрос еще открытый».
Опять же, полагает вице-президент Национального автомобильного союза, к тому времени модели будут другими, значит, придется перенастраивать конвейеры. Да и условия с российской стороны в последнее время заметно ужесточились – ставка делается на максимальную локализацию. А иностранцам вряд ли захочется пойти таким путем.
— Есть еще один важный момент, который нельзя упускать из виду, — заметил Ян Хайцеэр. – Новые сборочные заводы появились в странах СНГ, в том же Казахстане, например. Раньше мы поставляли им собранные у нас автомобили, а теперь может быть все наоборот, поскольку есть единое таможенное пространство. В любом случае западные автопроизводители будут предельно осторожными. Полагаю, что вторичный заход глобальных марок начнется все же с продаж, а не с производства.
Динамика продаж автомобилей в России по происхождению марок / инфографика «Автостат»
Поскольку локализации автопроизводства на первых порах ожидать не приходится, цены на западные машины будут высокими, считает Сергей Пиголкин. Опять же, как заметил Николай Иванов, совсем недавно был проиндексирован тариф утильсбора, сохраняется высокий курс иностранной валюты. «Автомобили вернувшихся брендов будут стоить примерно так же, как сейчас они стоят через параллельный импорт», — сделал свой прогноз представитель «Рольфа».
Если западным компаниям суждено в ближайшей перспективе вернуться, то модельный ряд будет, скорее всего, премиальным, нежели рассчитанным на массового покупателя, заметил Ян Хайцеэр:
— Поедут Mercedes-Benz, Audi, BMW, Land Rover – все те, у кого есть стабильные продажи. А уже потом будут соображать, что делать с эконом-классом, в котором сегодня обосновались «китайцы». «Третьесортные» китайские компании с нашего рынка должны уйти. А вернувшимся западным компаниям придется бороться с «большой китайской четверкой». Кто-то купит «китайца» за техническое совершенство, кто-то за эстетику. Взять тот же Changan Uni-K, например. Женщинам все равно, что у него могут быть какие-либо технические недочеты, главное – внешний вид. Мотивация у всех разная. Пусть говорят, что Geely – это Volvo, потому как, якобы, шведы поделились технологиями с Geely, но, уверяю вас, это не одно и то же, это разные машины. Volvo – более выверенная машина. Не важно, чьи деньги, это не принципиально. Важны технологии и инженерия.
Внедорожники M-Hero I EVR и Mercedes-Benz Gelandewagen — хватит ли на рынке места обоим? / фото Романа Ярового
Сергей Пиголкин полагает, что китайцы, учитывая ценовой фактор, с нами теперь надолго, но при этом с возвращением глобальных марок 10-15% рынка они могут потерять. Николай Иванов, в свою очередь, выразил мнение, что отобрать долю у китайских марок будет непросто: «Очевидно, что китайские бренды себя в России показали, и абсолютно точно, что их приверженцы останутся». Однако, не все из ныне здравствующих в России «китайцев» имеют шансы закрепиться, полагает Олег Мосеев.
— Генетическая память у нас пока еще жива, — резюмировал Ян Хайцеэр. — Сажусь в «китайца», и чувствую, что в какой-нибудь Skoda Rapid подвеска работает лучше, связь двигателя с коробкой замечательная. Да и двигатель более современный, нежели у «китайцев», чьи моторы в большинстве своем архаичные.
В общем, поживем-увидим. Денис Мантуров, первый заместитель председателя правительства РФ, недвусмысленно заявил на днях: «Россия примет обратно только те бренды, в которых она сама заинтересована. Страна не будет отступать от своих принципов, и это реальность, которую иностранным компаниям придется иметь в виду».
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Я ездил на переднеприводном Jetоur Dashing год назад, поэтому не ожидал от знакомства с полноприводной…
В Китае составили рейтинг электромобилей по скорости зарядки. Фаворитами оказались модели Zeekr и Lixiang. А…
Китайские электромобили опережают конкурентов примерно на 3-5 лет - такое резонансное заявление гендиректор компании BYD…
Компания BYD показала на официальных изображениях рестайлинговый электрический паркетник Yuan Plus. В некоторых странах модель…
Автомобиль бренда Knewstar с кодовым названием G12 сертифицировали в России. Модель получила ОТТС и готова…
Гибридный внедорожник Tank 700 Hi4-Z от Great Wall Motor заметили в Китае во время тестов.…
This website uses cookies.