Беларусь

Chery и JAC провалились в Беларуси. За счет чего китайские автомобили заняли в РБ две трети рынка?

Официальные дилеры подвели итоги 2024 года на авторынке Беларуси. Оказалось, что 67% официальных игроков представляют китайские бренды, но есть нюансы.

Несмотря на соседство с Западной Европой и вполне искреннюю любовь белорусских покупателей к европейским брендам, уход последних с местного рынка, по сути, дал китайским брендам своего рода карт-бланш на местном рынке новых авто.

Итоги продаж на рынке легковых автомобилей Беларуси в 2024 году

«Китайцы» и почти «китайцы»

Результаты не заставили себя долго ждать. В 2024 году из 53 178 новых автомобилей, реализованных белорусскими дилерами, входящими в состав объединяющей их автомобильной ассоциации «БАА» (ранее она была Белорусской автомобильной ассоциацией, отсюда и аббревиатура), без малого 70% имели китайские корни.

Про «корни» здесь не для красного словца. Гибриды марки Nissan, вошедшие в это число, произведены в Китае. Ну а автомобили «Белджи» / Geely, на долю которых пришлось в 2024 году 47 из 69% прошлогодних продаж «китайцев» в РБ, чистокровно белорусской продукцией можно назвать весьма условно. Да, есть собственный бренд. Есть лицензионное производство, но там покраска и сборка. Большинство кузовных элементов пока все еще родом из Поднебесной.

Без «Белджи»/Geely, если их условно считать «белорусскими», доля китайских брендов гораздо скромнее – 21,5%. К слову, у российской Lada в Беларуси аналогичный показатель — 23,1%, не в последнюю очередь из-за доступных цен. Если же говорить о китайских брендах, которые импортируются на белорусский рынок без организации совместных производств в РБ, и партнерских (читайте льготных) кредитов, то тут тоже есть явные лидеры Dongfeng и Voyah. Таблица с 10-ю самыми продаваемыми в РБ брендами наглядное тому подтверждение.

Динамика роста китайского сегмента на авторынке Беларуси

Еще один достойный внимания игрок — Haval – немногим уступил Voyah. Однако у последнего де-факто продажи сделала одна модель – электрокар Voyah Free с увеличенным запасом хода, который местный импортер настойчиво просит не называть последовательным гибридом.

Из не китайских брендов, в десятке лишь упомянутая выше Lada, а также Audi и УАЗ. Впрочем, результаты тех брендов, которые не продавали и 100 машин в месяц, серьезным достижением я бы называть не стал. Выживать официальным дилерам, реализовывая 40-50 авто в месяц, очень непросто.

Отсюда и далеко не радужные настроения в «дилершипе». Даже в условиях отсутствия конкуренции со стороны западноевропейских, японских и корейских брендов, казалось бы, перспективные Chery, JAC, Haima и т.п. серьезных продаж в Беларуси не показали.  Возможно, дело в ценах и платежеспособности населения. А тут еще и новый утильсбор подоспел и ограничения по псевдовалютному лизингу.

Везут кому-то

Опять же не стоит забывать, что в Беларуси значительную часть продаж новых авто, не учтенную в статистике БАА, делают альтернативные поставщики. Их любимый товар – электрокары и последовательные гибриды, на которые нет таможенных пошлин и НДС. Хотя бы приблизительно понять объем этого сегмента, можно вспомнив цифры, озвученные на конференции «Новые подходы к созданию стимулов для развития зарядной инфраструктуры в Беларуси». Тогда были упомянуты около 14 000 автомобилей с зелеными номерами (электрокары и последовательные гибриды), поставленных на учет в 2024 году.

Топ-10 брендов по объему продаж на авторынке Беларуси в 2024 году

У БАА же в презентации фигурировала лишь 3641 машина такого класса. Несложно понять, что более 10 000 «электричек» и последовательных гибридов приехали в страну по альтернативным каналам. Тем не менее, это не умаляет популярность Voyah Free, нашедшего в 2024 году 2282 покупателя.

Естественно подобная ситуация устраивает далеко не всех. И вот уже руководитель «Белджи» Геннадий Свидерский говорит о сборке в Беларуси электрокара Geely E5, ради которого с конвейера предприятия уйдет в небытие Geely Tugella, которая все еще очень недурно продавалась в 2024 году (1212 проданных авто). И тут самое время вспомнить о ценах.

Объявление о продаже Geely E5 в Беларуси

Альтернативные поставщики готовы в 2025 привезти Geely E5 за 24-25 тысяч дешевеющих долларов в рублевом эквиваленте. Готов ли завод дать более интересную цену? Впрочем, льготы на «электрички» в РБ могут закончится 31 декабря 2025 года. И тогда это будет совсем другая история…

Блефуют ли дилеры, угрожая закрытием

Возвращаясь же к конференции белорусских дилеров, стоит также обратить внимание на топ-20 самых продаваемых в стране легковых автомобилей.  Слайд очень показательный. В явных лидерах Belgee и Lada. И это еще одно подтверждение того, насколько важны для белорусов льготные кредиты на первые и доступные цены на вторые. Приятные исключения из этого правила Voyah и Dongfeng.

Топ-20 моделей по объему продаж на авторынке Беларуси в 2024 году

В остальном рынок Беларуси сильно рискует стать 3-4-брендовым. Это волнует и ассоциацию дилеров. К примеру, в марте 2025-го доля продаж Belgee и Lada составила 81,56%. На остальные марки пришлось до 20%. И это при том, что суммарно в марте белорусские дилеры, входящие в БАА, продали немногим менее 4300 новых авто.

В итоге получается не самая радужная картина для тех, кто у кого в продуктовом портфеле нет Belgee или Lada. Да и запасы автомобилей, ввезенных по прежним ставкам утильсбора, тоже не безграничны. На фоне всего этого кулуарные разговоры автодилеров о возможном сворачивании или перепрофилировании своего бизнеса блефом вовсе не кажутся.

Доля Belgee и Lada на автомобильном рынке в Беларуси

Юрий ЛИХУТА (@chinamashina), Минск

Последние тексты

Geely объяснила снижение экспорта. Дело в низких требованиях зарубежных покупателей

Исполнительный директор Geely Automobile Гуй Шэньюэ объяснил снижение экспорта компании. По словам топ-менеджера, главной причиной…

20.05.2025

Председатель Chery пожаловался на новый тренд китайского автопрома. Он касается безопасности

Председатель Chery Automobile Инь Тунъюэ пожаловался на новый тренд китайского автопрома. Это не только мешает…

20.05.2025

Будущий флагман марки. Новые фото кроссовера GAC S9 опубликовали в Китае

В Китае опубликовали новые фото гибридного кроссовера GAC S9. Мировая премьера автомобиля состоялась на Шанхайском…

20.05.2025

Более 1500 км на одной зарядке? Chery тестирует свой первый твердотельный аккумулятор

Компания Chery начала тестировать на дорогах Китая твердотельный аккумулятор собственного производства. Впервые о разработке такой…

20.05.2025

Полноприводный GAC GS4 получит 2-литровый мотор и «автомат». Модель уже сертифицируют

Полноприводный вариант кроссовера GAC GS4 получит 2-литровый двигатель и классический «автомат» для России. Сейчас модель…

20.05.2025

Раньше и дешевле. Стали известны подробности о минивэне Sollers SP7 для России

Премиальный минивэн Sollers SP7, который представляет собой ребрендинговый JAC Refine RF8, появится у дилеров компании…

19.05.2025

This website uses cookies.