Ещё недавно электромобили Tesla восхищали весь мир своей скоростью и технологичностью, которые были недоступны их конкурентам. Но внезапно ситуация изменилась, и теперь популярность Tesla на глобальной арене начала снижаться. В качестве одной из наиболее вероятных причин этого падения европейские специалисты называют серьёзную конкуренцию со стороны китайских компаний.
Казалось бы, не так давно бренд Tesla являлся своеобразным эталоном для подражания среди большинства мировых автопроизводителей. А его владельца Илона Маска провозглашали настоящим гением-новатором современного автомобильного рынка. Однако, как показал свежий опрос, проведённый одним из крупнейших финансовых холдингов Европы — UBS, за последнее время популярность марки Tesla заметно сдала свои позиции.
Tesla теряет, конкуренты находят
Согласно итоговой статистике, опубликованной UBS, общее настроение покупателей из Китая, Европы и США по отношению к бренду Tesla оказалось на удивление схожим. А если конкретнее, то владение данным автомобилем сейчас считается менее привлекательным, чем когда-либо. В свою очередь, основные конкуренты американской компании, включая именитые, такие как Volkswagen, и новые, в лице производителя смартфонов Xiaomi, мгновенно реагируют на такие изменения и используют ситуацию в свою пользу.
— В первом квартале 2025 года мы увеличили поставки полностью электрических автомобилей по всему миру примерно на 60%. Особенно в Европе нам удалось значительно укрепить наши позиции в этом сегменте, удвоив поставки, — сообщил Марко Шуберт, член исполнительного совета Volkswagen Group, порталу Investing.
По данным сайта Carscoops, в прошлом году общее число потенциальных клиентов, обозначивших Tesla в качестве своего любимого бренда, снизилось до 18%, тогда как в 2023-м этот показатель составлял 22%. При этом итоговые результаты могут слегка отличаться в зависимости от региона, где проводился опрос. Например, в родном США Tesla потеряла сразу 9% поклонников. Их число сократилось с 38% до 29%. В Европе также наблюдается спад: доля тех, кто ранее предпочитал Tesla другим маркам, сократилась с 20% до 15%.

Американский предприниматель Илон Маск и его Tesla
Однако по-настоящему серьезные проблемы для Tesla зафиксированы в Китае. Во многом этому поспособствовала доступность электромобилей от местных производителей, которые зачастую превосходят американские модели по технологиям. При этом стоимость у таких машин остается ниже.
— Возможно, в своё время Tesla произвела настоящую революцию в сфере электромобилей, однако новые игроки тоже не стоят на месте. В Китае мы сейчас наблюдаем очень высокую конкуренцию, которая буквально вытеснила американскую компанию с позиции технологического лидера, — отмечают аналитики UBS в своём отчёте.
Если в 2020 году количество лояльных к Tesla китайских покупателей составляло около трети всего рынка Поднебесной, то в 2023-м их доля сократилась до 18%. А по итогам прошлого года популярность марки упала ещё ниже, до 14%.
Кто виноват в неудачах Tesla?
По мнению швейцарского UBS, сегодня существует две основные причины ухудшения имиджа Tesla на международной арене. За пределами КНР — это негативное влияние политической активности Илона Маска, которая не всем пришлась по душе. Однако непосредственно в Китае проблема не политическая, а рыночная. Другими словами, Tesla попросту начала проигрывать конкуренцию местным брендам, которые пока широко не представлены на международном рынке.

Кроссовер Xiaomi YU7
Например, довольно неожиданно Tesla столкнулась с серьёзным конкурентом в лице компании Xiaomi. Ведь её первый автомобиль — седан SU7 — оказался хорошо принят целевой аудиторией. При этом уже в июле производитель смартфонов предложит вторую модель — электрический кроссовер YU7.
— Несомненно, Xiaomi YU7 станет хитом, предлагая гораздо больше стиля, чем аналогичная модель Tesla Model Y, — отмечает UBS.
В данном случае мы полностью разделяем выводы швейцарских экспертов. По мнению «Китайских автомобилей», кроссовер Xiaomi действительно может оказаться тем самым не мнимым, а вполне реальным «убийцей» Tesla, о котором обычно принято громко заявлять в новостных заголовках ради привлечения просмотров. Дело в том, что Китай играет очень важную роль для американской марки, так как здесь производится и реализуется большая часть её электромобилей. Более того, на сегодняшний день это второй по величине рынок для Tesla после США.

Кроссовер Xiaomi YU7 на автосалоне Гуандун-Гонконг-Макао / фото из соцсети
Поэтому премьера модели YU7 может стать для компании Маска по-настоящему судьбоносным событием. Ведь этот кроссовер не только превзойдет прямого конкурента — Model Y — по части технических характеристик, но и сможет посоревноваться с ним в престижности. Следует напомнить, что в Китае Xiaomi пользуется огромной популярностью. В результате чего местные жители готовы с удовольствием покупать любую продукцию этого бренда.

Кроссоверы Xiaomi YU7 вызвали неподдельный интерес на автосалоне Гуандун-Гонконг-Макао
В подтверждение наших слов — новость о том, что Xiaomi уже объявила об увеличении производственного плана по выпуску автомобилей на 2025 год с 300 до 350 тысяч. Во многом это решение продиктовано ажиотажем, который вызвала презентация кроссовера YU7 на автосалоне в Гуандун-Гонконге-Макао.
Не Xiaomi единым
Однако, по мнению аналитиков UBS, на сегодняшний день основной головной болью для Tesla является вовсе не «культовая» китайская Xiaomi, а её соотечественник, компания BYD. Причём эта «боль» касается не только продаж на территории Поднебесной. Как доказательство, швейцарский холдинг напоминает, что в прошлом месяце крупнейший в мире производитель электромобилей BYD уже сумел превзойти Tesla в Европе.

Генеральный директор Tesla Илон Маск выступает на презентации Model Y
Если вы по какой-либо причине пропустили это знаковое событие, то вот о чём идёт речь: в апреле бренд BYD впервые в своей истории обогнал Tesla по продажам электромобилей на территории Европы. Это произошло спустя четырнадцать лет после того, как Илон Маск лично высмеял китайского производителя и заявил, что не считает его конкурентом своей компании.
— Вы видели автомобили BYD? По-моему, у них нет достойных продуктов, — заявил глава Tesla в интервью Bloomberg в 2011 году.
К слову, в мае 2023-го Илон Маск уже изменил свою позицию и признал, что автомобили BYD стали конкурентоспособными. Тем не менее именно в апреле 2025 года эта «конкурентоспособность» проявилась особенно ярко. Однако, на первый взгляд, разница в продажах не выглядит такой уж значительной: BYD реализовала 7231 автомобиль, а Tesla — 7165. Но если проанализировать динамику, то ситуация для Tesla становится весьма тревожной.

Электрический хэтчбек BYD Dolphin получил титул «Лучший автомобиль для покупки» в Европе
В частности, по сравнению с апрелем 2024 года европейские продажи BYD выросли на 169%. По мнению UBS, это может свидетельствовать о том, что китайская компания активно развивается и имеет хороший потенциал для дальнейшего роста. В свою очередь, реализация Tesla в Европе сократились за тот же период на 49%. И это несмотря на то, что в начале года Tesla выпустила обновлённый Model Y.
***
Получается, что сегодня противостояние между BYD и Tesla, которое сейчас выглядит как напряжённая рыночная конкуренция, к концу 2025-го может перерасти в абсолютное лидерство китайского бренда. Во всяком случае, если судить по текущим статистическим раскладам. И то, что ещё 14 лет лет назад вызывало улыбку у главы Tesla, теперь, вероятно, может его серьезно огорчить.
Алексей БОГАЧЁВ (@КитайАвто774)
тарифная война — еще один фактор — посмотрите по месяцам и привяжите к политическим событиям. Китайцы очень патриотичны, и когда с ними начинают бодаться иностранцы на политической арене это несомненно сказывается везде!
Если Маск не поумнеет, то Тесла умрет.