Пожалуй, 2025 год стал во многом переломным для рынка китайских автомобилей в России. Массовое закрытие дилерских центров, резкое падение продаж и растущее число жалоб на качество обострили вопросы о долгосрочных перспективах авто из Поднебесной.
Алексей ТУЗОВ, независимый эксперт транспортной отрасли, рассказал «Китайским автомобилям», как быстро теряют стоимость «китайцы» и стоит ли рассматривать их покупку с расчетом на перепродажу через несколько лет.
Системная проблема или временное явление?

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов
— Стоит признать: парк китайских автомобилей в России ещё молод. Так, по данным агентства «Автостат» на 1 июля 2024 года, 63% всех зарегистрированных китайских легковых автомобилей (1,86 миллиона единиц) имеют возраст до трех лет включительно.
Некоторые исследователи утверждают, что после четырёх лет эксплуатации китайские авто дешевеют медленнее тех же «немцев» или «японцев». Однако в первые годы – а именно в этот период большинство владельцев задумываются о продаже машины – ситуация выглядит совсем иначе. Китайские автомобили падают в цене рекордно быстро. За первый год эксплуатации они теряют в среднем 40% от первоначальной стоимости, что существенно превышает показатели автомобилей других стран-производителей. Для сравнения, европейские машины за тот же период дешевеют примерно на 25-30% (данные газеты «Известия» — прим. ред.).
Чем вызвано столь стремительное обесценивание? Во многом – растущим числом технических проблем, с которыми сталкиваются владельцы. Разберем, какие неисправности встречаются у «китайцев» чаще всего.
На что жалуются автовладельцы

Фрагмент презентации о коррозии китайских автомобилей — в КНР эту проблему даже не скрывают
Многие владельцы сталкиваются с поломками электронных систем. Проблемы возникают в основном в осенне-зимний период и связаны с низкими температурами. Если верить специалистам, то, например, у автомобилей бренда Dongfeng достаточно часто выходят из строя кислородные датчики, при этом гарантия на электрику этой марки ограничена 20-30 тысячами километров.
Еще одна проблема – коробки передач и блоки их управления, на которые приходится около трети всех поломок китайцев. Среди «лидеров» тут – модельный ряд брендов JAC и Kaiyi, у которых выходят из строя вариаторы. Также у многих автомобилей Changan при длительном стоянии в пробке роботизированная коробка передач выдает ошибку перегрева.
Проблемы с двигателем составляют значительную часть обращений в сервис: владельцы китайских авто сталкиваются с течью радиатора охлаждения и деформацией ремня ГРМ. Нередко ступичные подшипники начинают выходить из строя при пробеге от 50 тысяч километров.
Не обходится и без проблем с кузовами. Коррозия затрагивает часть китайских автомобилей уже через 2 года. Самая частая проблема у бюджетных моделей – это именно ржавчина, и как бы производители не уверяли в полной оцинковке кузова, коррозия возникает из-за перепада температур и дорожных реагентов.
Но есть исключения
Но у китайского автопрома есть и положительные примеры. Некоторые модели, наоборот, демонстрируют удивительную устойчивость на вторичном рынке.

Самые ликвидные автомобили в сегменте SUV-C
Лидером по сохранению цены является Haval Jolion, который, согласно исследованию Residual Value – 2025, через три года может стоить почти на четверть (22%) больше первоначальной цены. Также хорошие показатели на вторичном рынке демонстрируют Geely Coolray и Haval F7x. Такая устойчивость объясняется просто: с момента выхода этих моделей их стоимость на первичном рынке существенно выросла, и это потянуло вверх цены на подержанные экземпляры.
А какие же бренды лучше всего продаются? Как подсчитал всё тот же «Автостат», сегодня лидером среди китайских производителей по объему продаж на вторичном рынке в России остаётся Chery – на его долю приходится 22,8% всех сделок. Далее следуют Geely (19,4%), Haval (13,9%), Lifan (8,1%) и Changan (6%). Эти марки формируют костяк «вторички», на который ориентируются покупатели, ищущие относительно надёжный китайский автомобиль.
Если же смотреть только на машины в возрасте до трёх лет, картина немного меняется. Здесь в лидерах Geely с долей 17,3%, буквально на полшага отстают Chery (17,2%) и Haval (17,1%). Замыкают пятёрку Changan (8,4%) и премиальный бренд Exeed (7,8%).
Пять лет спустя: что ждёт китайские автомобили

Топ-10 китайских марок и моделей в сегменте подержанных автомобилей в России в апреле 2025 года / инфографика «Автомаркетолог»
Но пока отдельные модели уверенно чувствуют себя на рынке «молодых» машин, долгосрочные перспективы китайских автомобилей остаются под вопросом. За первые 5 месяцев 2025 года в России было продано 93,5 тысячи подержанных легковых автомобилей китайских брендов, что на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако даже такой рост не меняет общей картины: доля китайских машин на вторичном рынке по-прежнему незначительна – всего 5,4% в первом квартале этого года.
Продажи идут заметно труднее, чем у конкурентов. Причины – не только реальные технические проблемы, но и устойчивое недоверие со стороны покупателей. К тому же на фоне спада интереса к новым китайским авто в 2025 году, говорить о стабильном будущем подержанного сегмента пока рано.
Особенно неоднозначно выглядит сегмент 5-6-летних машин. Уже сейчас таксисты уверяют, что многие автомобили, пусть и в коммерческой эксплуатации, «сходят с дистанции» после пробега в 150 тысяч километров. Даже при меньшем пробеге обслуживание китайских моделей обходится дорого, гарантийные обязательства действуют слабо, а запчасти трудно достать. Конкуренция между брендами усиливается, но локализация производства остаётся точечной – по сути, только Haval имеет действующий завод в России.
***
В завершение хочется подчеркнуть – рынок китайских автомобилей в России переживает период болезненной коррекции после аномального роста 2022-2024 годов. Стремительное обесценивание, высокий процент брака и растущие сомнения в долгосрочной надежности делают покупку китайского автомобиля с расчетом на перепродажу через 5 и более лет крайне рискованным вложением. Потенциальным покупателям стоит тщательно изучать репутацию конкретной модели, наличие сервисной поддержки и быть готовыми к значительной потере стоимости уже в первые годы эксплуатации. При выборе подержанного китайского автомобиля рекомендуется обязательная диагностика электронных систем, коробки передач и состояния кузова на предмет коррозии.
Подготовил Сергей БАРБАШОВ (@chinamashina)
Оставьте комментарий