В 2025 году бренд Soueast будет отмечать 30-летний юбилей, хотя для внутреннего китайского рынка он уже фактически неактуален. После покупки компанией Chery марка переориентировалась на экспорт, а новый модельный ряд состоит из перелицованных автомобилей от Jetour Shanhai. Кроссоверы S07 и S09 добрались до российского рынка совсем недавно, причем они имеют важные преимущества в технике и оснащении по сравнению с родственными «Джетурами».
Более того, все основные «хотелки», актуальные для российских покупателей, у таких машин есть. Флагманский S09 получил полный привод, классический «автомат», пакет «теплых» опций и довольно богатое оснащение. Причем цены задирать не стали – по современным меркам прайс вышел адекватный.
Однако пока что продажи Soueast в России куда скромнее, чем у конкурентов и более дорогих «родственников», в лице Chery Tiggo 9 или Jaecoo J8. В чем же дело: новинку просто не успели распробовать или причина кроется в другом? Чтобы во всем разобраться, «Китайские автомобили» взяли кроссовер Soueast S09 на длительный тест.
«Шанхай» в основе
Мы с вами хорошо знаем, что запутаться в премудростях китайского маркетинга и нейминга – проще простого. Изначально на базе крупных кроссоверов «Чери» был создан Jetour X90, у которого в Китае есть масса разновидностей. Затем из него сделали гибрид под отдельным суббрендом, модель назвали Shanhai L9. Внешность и салон от такого «Шанхая» в итоге и получил экспортный кроссовер Soueast S09. Причем в 2025 году китайский гибрид обновили, сделав переднюю часть еще больше похожей на Lixiang.

Внешность Soueast S09 взята от гибридного Shanhai L9, отличия только в шильдиках
Название бренда в российском офисе компании предлагают произносить как «Соуис», с ударением на второй слог. Но, скорее всего, большинство будет добавлять на конце букву «т», так как это выглядит логичным. Кстати, на улицах кроссовер с необычной внешностью определенно привлекает внимание. Прохожие и водители пытаются идентифицировать автомобиль, прочитав название бренда. Но сделать это не так-то просто, поскольку спереди подобран довольно необычный шрифт, а сзади надпись сливается с хромированной планкой крышки багажника.

Вместе с дневными ходовыми огнями включается и задняя оптика
Помимо дизайна для покупателей важны и более практичные вопросы. Например, кузов S09 получил оцинковку (кроме крыши), по периметру идет обвес из некрашенного пластика, а дорожный просвет составляет 190 мм. Всего в России предлагается шесть цветов кузова, и на тест нам достался не самый удачный из них. Черный притягивает дорожную грязь и пыль, а многие элементы дизайна попросту не видны, поскольку сливаются друг с другом.

Для России предложили единственный вариант колесных дисков с резиной Michelin (255/45 R20)
Места хватит всем
По длине (4858 мм) и высоте (1780 мм) Soueast S09 превосходит родственные Chery Tiggo 9 или Jaecoo J8, а ширина у этой троицы практически одинаковая (1925-1930 мм). При таких габаритах ездить на «девятке» по городу легко – благодаря высокой посадке обзорность хорошая, плюс помогают парктроники и камеры. Но стекло на крышке багажника посажено слишком высоко, поэтому небольшие автомобили позади вас могут спрятаться, их просто не будет видно.

Колесная база S09 (2850 мм) больше, чем у Tiggo 9 и Jaecoo J8
Такие немалые размеры кузова сказались на просторе в салоне. Конечно, третий ряд все равно подойдет только для компактных пассажиров. Но на короткие поездки вполне реально ездить и всемером, в том числе благодаря широким возможностям трансформации второго ряда.

Кресла третьего ряда посажены низко, добираться до них не так-то просто
Объем багажника тоже будет зависеть от ваших нужд — в пятиместной конфигурации места для поклажи будет много. По традиции трехрядных машин шторка тут не предлагается, в подполье есть небольшой органайзер, а запаска размещается под днищем. Из удобств – крючки и розетка на 12V. Мягкой отделки у боковин нет.

Заявленный производителем объем — 723/136 л (5/7 мест)
Если не делать акцент на «галерку» и дать волю пассажирам второго ряда, то сзади можно практически лежать. Спинка откидывается на большой угол, правда, вместе с ней взмывает вверх и подлокотник. При росте в 186 см места над головой и перед коленями в достатке, для ступней под передними креслами тоже, а пол практически ровный. Можно включить обогрев (спинки и подушки) и отрегулировать силу воздушного потока, хотя отдельной зоны климата нет.
Плюс добавлены тройные кармашки на спинках передних кресел, а также разъемы USB Type-A и Type-AC. Посадка на втором ряду в целом неплохая. Но для полного счастья хотелось бы поработать с профилем спинки и получить более мягкие и широкие подголовники.

S09 по умолчанию 7-местный, в Китае Shanhai L9 также предлагает салоны на 5 или 6 мест
Посадка водителя комфортная, тут сложно к чему-то придраться. Диапазоны регулировки руля широчайшие, педальный узел и площадка для отдыха левой ноги вопросов не вызывают. У кресла есть обогрев спинки и подушки, а вот охлаждается только нижняя часть. Причем в жаркую погоду этого обдува почти не чувствуешь, тут не помешало бы добавить мощности. Но к самому сиденью претензий нет, форма удачна и подойдет в том числе для крупных и рослых водителей. Никакой усталости в спине или ногах нет даже после многочасовых поездок.

Передним креслам не хватает разве что массажа
Войдите в «Оправу»
Передняя часть салона кардинально отличается от исходного Jetour X90 Plus, здесь все выполнено в стиле современных электромобилей. При этом сохранилось немалое количество физических кнопок. Управление дворниками и светом тут привычное, а вот в Китае после рестайлинга 2025 года салон Shanhai L9 переработали, заменив правый подрулевой переключатель на селектор коробки. Качество сборки у «девятки» на приличном уровне, материалы тоже по большей части мягкие. Вопросы вызывает лишь сочетание цветов, а точнее многочисленные бронзовые акценты.

Помимо черного в России предлагаются коричневый и зеленый варианты оформления салона
Двухэтажный центральный тоннель в целом скомпонован удачно, но без пары нюансов не обошлось. Площадки для смартфонов разместили на видном месте, а беспроводная зарядка с обдувом добавлена только слева. Крышка центрального бокса непривычно открывается вбок, сам отсек охлаждаемый. А вот подстаканник тут один. Вторым пожертвовали ради того, чтобы разместить шайбу управления ездовыми режимами.

У переднеприводных машин вместо шайбы Drive Mode появляется второй подстаканник
«Девятке» достался и отдельный блок управления климатом, но толку от него не так много. Поскольку в ряду кнопок нет самых главных, которые меняли бы температуру. Плюс к этому они еще и сенсорные, включая «аварийку». Кстати, при рестайлинге Shanhai L9 в Китае оба этих момента исправили.
В нашем случае менять температуру двухзонного климата нужно с помощью экрана. И делать это приходится часто, поскольку работает система в типично китайском стиле. Градусы нужно завышать, и это еще не дает гарантии того, что на вас вдруг не обрушится поток холодного воздуха. Видимо, дело тут не только в прошивке, но и в датчиках на автомобиле. Иногда данные о наружной температуре воздуха были сильно завышены.

У климат-контроля есть несколько режимов работы
Сама же мультимедийка по логике управления и качеству перевода напомнила другие модели Jetour. То есть сам экран большой (15,6 дюйма), качество картинки и быстродействие на приличном уровне. Но некоторые схожие по смыслу настройки раскиданы в разных пунктах меню. Например, это касается обогревов или яркости экранов. Надо просто запомнить, что и где находится. Плюс тут большие вопросы к русификации, встречается и легендарный «Синий зуб», и «Оправа» вместо настроек, а назначение некоторых пунктов понять просто невозможно.

Большая часть меню переведена адекватно, но встречаются и такие перлы
Еще один недостаток мультимедийки — отсутствие возможности отзеркалить смартфон на Android. В текущей версии прошивки есть только CarPlay, владельцам других устройств приходится пользоваться навигацией на экране телефона. Музыкальная система Sony звучит хорошо, качество картинки с камер кругового обзора на высоком уровне и днем, и вечером. Для доступа к быстрым настройкам предлагается нижняя панель виртуальных кнопок. Плюс многие функции прячутся в меню верхнего свайпа.

Так выглядит меню основных настроек
Панель приборов (10,25 дюйма) тоже напоминает другие современные модели концерна Chery. Это значит, что по центру вы всегда видите автомобиль, виртуальную разметку и различные оповещения от ассистентов. По периметру экрана раскидана разная информация, но текст и значки мелкие, не всегда удается быстро прочитать искомые данные. Вечером подложка становится темной, но отдельных тем оформления нет.

Даже при отключенных ассистентах по центру панели приборов всегда будет ехать виртуальный автомобиль
Левое окошко с данными листается необычно, с помощью свайпов по сенсорной панельке на руле. Работает все это шустро и без тормозов, к такому решению привыкаешь без проблем. Также с помощью кнопок на руле можно быстро включить камеры кругового обзора, выйти в основное меню медиасистемы или вовсе погасить центральный экран. Есть и голосовой помощник, но понимает он далеко не все команды и не всегда с первого раза. Также в недрах мультимедиа прячется второй женский голос, активация которого каждый раз вызывает улыбку. Все дело в необычном акценте виртуальной девушки. Например, услышать его можно, когда вы трогаетесь с непристегнутым ремнем или забываете смартфон на беспроводной зарядке.

Оформление салона напоминает современные электромобили
Вечером салон S09 выглядит эффектно, тут множество линий атмосферной подсветки, есть подсветка в ногах и на порогах. Отдельная линия под лобовым стеклом начинать мигать вместе с поворотниками. Отключить ее можно только вместе со всей остальной подсветкой. А вот голубые линии на потолочной панели при этом не отключаются.
Также есть проекция из боковых зеркал, а лампы на внутренней стороне крышки багажника будут освещать пространство при любом уровне загрузки. Отдельным развлечением будет активация светового шоу, когда опускаются окна, а передняя оптика начинает мигать в такт специфичной музыке.
Лучшая настройка?
Изначально S09 вышел на российский рынок с тремя вариантами силовых установок, но позднее базовую версию с двигателем 1,6 убрали. Теперь покупатели в любом случае получают 2-литровый турбомотор (197 л.с. и 375 Нм), а дальше надо выбирать между передним либо полным приводом. В первом случае будет «робот» 7DCT, а во втором – классический «автомат» от FAPS.

Открывание капота премиальное (2х), внутри все зашито пластиком
Как уже показала практика, одни и те же агрегаты могут быть настроены совершенно по-разному. Например, у Jetour T2 с классическим «автоматом» Fuzhen и более мощным двигателем есть ощутимая заминка на старте, набор скорости на трассе тоже происходит с задержкой. В нашем Soueast S09 той самой заминки практически не было, на педаль газа машина реагировала активнее. Передачи китайский «автомат» переключает мягко и незаметно. Запаса мощности хватает во всех режимах, в том числе при активной езде по трассе.
Режимы движения меняют характер машины, для большинства ситуаций хорошо подойдет Normal или Sport. Если этого недостаточно, при желании можно переключать скорости и вручную. Однако один из моих коллег на другом S09 все же отметил те самые заминки при нажатии на газ, так что все может зависеть от прошивки на конкретном экземпляре. В нашей машине настройка была удачной.

Полноприводная версия предлагает на выбор шесть ездовых режимов
Расход топлива за время теста редко опускался ниже 11-12 л/100 км, что немало. С другой стороны, учитывая массу (1935 кг), мощный двигатель и классический «автомат», ждать каких-то чудес в плане экономичности навряд ли стоит. Другое дело, что в «девятке» небольшой топливный бак на 57 л. Поэтому при активной езде по трассе едва ли получится проехать 500 км без дозаправки.

Средний расход за время теста составил 12,5 л/100 км
Ходовая часть настроена удачно, «девятка» не будет изматывать вас излишней тряской или раскачкой. Ямки разных форматов и «лежачие полицейские» кроссовер переваривает хорошо, несмотря на крупные 20-дюймовые диски. На волнах машину не болтает, клевки при торможении умеренные. Autohold тоже работает адекватно, без резких толчков, которые были, к примеру, у GAC GS8.
Система «старт-стоп» по умолчанию отключена, так что после перезапуска двигателя не надо нажимать виртуальную кнопку в экране. А вот шторку люка приходится открывать каждый раз, памяти у этой функции нет. В S09 есть и самая «любимая фишка» от Chery – это сигнал при выходе с ключом из заведенного автомобиля. Машина бибикнет вам целых шесть раз.

На ключе есть кнопка дистанционного запуска двигателя
Управляемость «девятки» по меркам класса можно похвалить. Руль точный, в нем нет излишней легкости или тяжести. В поворотах вы хорошо чувствуете машину, на выбор предлагается три варианта работы электроусилителя. А вот шумоизоляция у кроссовера сделана интересно. В городе претензий к ней фактически нет. Примерно после 70 км/ч салон наполняется гулом, который с дальнейшим ростом скорости практически не увеличивается. При этом нет какого-то преобладающего источника шума, будь то колесные арки или аэродинамический свист.

У всех S09 спереди установлены стойки Макферсон, сзади —многорычажка
Адаптивный круиз-контроль настроен хорошо, машина адекватно реагирует на препятствия впереди и замедляется плавно. Далеко не у всех кроссоверов от концерна Chery это происходит таким образом. Несмотря на низкое расположение передней оптики ближний свет оказался мощным, для трассы его хватает. Передних противотуманок нет, но функция подсветки поворотов при вращении рулем реализуется за счет отдельных секций фар.

При открывании можно включить красивую приветственную анимацию оптики
Что в итоге
Soueast S09 предлагается в двух комплектациях, которые стоят от 3,9 до 4,1 млн рублей. Даже такие цены выглядят довольно привлекательно на фоне конкурентов, а учитывая все возможные скидки их можно понизить до 3,1-3,4 млн.

Так выглядит Soueast S09 в вечернее время
Практически все конкуренты в этом классе стоят дороже, включая родственные Chery Tiggo 9 (на момент проведения теста – 4,55-5,05 млн) и Jaecoo J8 (4,6-5,3 млн). Среди 7-местных полноприводных кроссоверов есть и более доступные варианты, например, DSFK ix7 (2,99 млн) или Xcite X-Cross 8 (3,3-3,4 млн). Но они не обладают таким количеством опций, да и салоны там гораздо проще. Если же посмотреть в сторону более компактных моделей с полным приводом, можно найти довольно интересные предложения, например, Hongqi HS5 (3,19-3,59 млн).
На деле получается, что за свои деньги Soueast S09 дает хороший набор опций, сочетание классического «автомата» с полным приводом, подготовку для российских условий, просторный 7-местный салон и хороший баланс ездовых качеств. Для кого-то спорным может показаться дизайн, но это уже дело вкуса. Из недостатков на сегодня — отсутствие Android Auto (либо аналога) для подключения смартфона, своенравная работа климат-контроля и местами «кривая» русификация. В остальном же машина получилась удачной, а на фоне других моделей концерна тут еще и смогли хорошо подружить двигатель с коробкой.

Однако пока что кроссоверы под брендом Soueast большими объемами сбыта похвастать не могут. Все основные конкуренты, в лице Chery, Geely и Jaecoo продаются кратно большими тиражами. Возможно, дело в узнаваемости марки, которая пока что на довольно низком уровне. Да и официальные дилеры на сегодня есть далеко не в каждом крупном городе, что тоже может тормозить развитие марки. Удастся ли кроссоверам Soueast раскачать продажи и догнать конкурентов, покажет время.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50), фото автора







Это по сути рестайлинговый Jetour X90, поэтому продажи попрут когда он будет продаваться под маркой Джетур, которая уже раскручена.
Но в отличии от Х90плюс этот едет медленее, ибо у него не 245 л.с., плюс автомат на полном приводе еще медленее. И у 90го нет полного привода. И на сайте Соуиста нет скидок на машины 2025го года (3.9-4.1 млн). Не продаются потому что слишком нишевые машины очень пристально выбирают — переднеприводные проигрывают Джили Окаванго — он имеет более функциональный салон с раздельными тремя креслами на втором ряду, и большую ликвидность, больше функциональных живых кнопок, и (вангую) лучшую управляемость в классе. Полный привод привлекателен, но видимо пока не заслужил доверие на опыте эксплуатации.