«Фарш назад не прокрутится». Эксперт Беленький назвал идею повысить утильсбор созидательной

дефицит автомобилей Geely в России автомобили на парковке стоянкеРост утильсбора позволит разгрузить стоки дилеров. Но что будет дальше? / фото Autonews

Информация о возможном повышении ставки утильсбора наделала много шума как в экспертном сообществе, так и среди рядовых автовладельцев. «Это мощный социальный фактор, который, как мне кажется, играет даже большую роль, чем уменьшение ключевой ставки». Такое заявление в рамках эфира проекта «Пульс» сделала гендиректор компании «Автомаркетолог» Татьяна Акимова.

– Не скажу, что он формирует паническую ситуацию, но точно добавляет рынку волатильность. Бизнес испытывает зуд, люди начинают делать резкие движения, – обратилась она за комментарием к гостю программы Борису Беленькому, директору по развитию и акционеру компании CarCraft.

Тот ответил:

– Думаю, что китайские автокомпании чуть-чуть притормозят поставки новых автомобилей, дабы те не застаивались на складах импортеров и дилеров. Другими словами, весь фокус будет на текущие машины.

Производственные мощности нужно загружать

Tenet завод АГР volkswagen сварка полный цикл

Сварка кузовов автомобилей Tenet на заводе «АГР Холдинга» в Калуге

По словам эксперта, идея с новыми правилами расчёта утилизационного сбора для автомобилей мощнее 160 л.с., в целом, правильная и созидательная:

– И это не лозунг. Автосборочные мощности внутри России есть, и их необходимо загружать. Это должно касаться в том числе тех, кто будет заниматься поставками комплектующих. Не говоря уже о новых рабочих местах. Рынок станет более понятным для китайских автопроизводителей – они будут фокусироваться на том, чтобы вести переговоры об организации сборочных производств на территории России.

Борис Беленький в числе первых вспомнил Горьковский автомобильный завод, который, по его словам, давно хочет выйти на рынок с возрожденным брендом «Волга», и компанию «АГР» с ее предприятиями. Они тоже реализуют в последнее время проекты с переименованием марок, позволяющие избежать санкционного давления.

haval m6 калуга псма рус автомобильные технологии завод сборка произвосдтво полный цикл сборка окраска сварка

Процесс сварки кузова Haval M6 на калужском заводе «Автомобильные технологии»

– Повторюсь, все задумано для того, чтобы простимулировать организацию сборочных производств на территории России, – заявил автомобильный аналитик. — Случится утиль в ноябре или сроки его введения перенесут, чтобы доработать – возможны оба варианта, но очевидно одно – новые правила игры точно примут.

– Получается, что фарш назад не прокрутится, – отметила Татьяна Акимова. – Но ведь в моменте рынок лихорадит.

– Возможно, – заметил Борис Беленький, – но это ситуационная картина. Тем более у нас давно выработался уровень принятия ситуаций такими, какими они есть, что называется, здесь и сейчас. Куда больше внимания – к текущим стокам. Их нужно раскидать. Чем быстрее китайские автокомпании начнут производить в России свои автомобили, тем быстрее произойдет оптимизация модельных рядов по всем маркам.

Модельные ряды должны быть оптимизированы

Changan дилер брянск модели шоурум

Changan привез в Россию столько моделей, что их трудно разместить в одном шоуруме / фото ДЦ «Центр Атлант-М» в Москве

И здесь эксперт вспомнил о тех временах, когда на российском рынке присутствовали глобальные автопроизводители. Среди них Борис Беленький особо выделил Volkswagen. Дескать, у автоконцерна в Европе огромный модельный ряд, а в России он был искусственно урезан – предлагалось только то, что могло успешно у нас продаваться.

– То же самое будет с «китайцами», – заявил эксперт. – Сегодня некоторые модели внутри отдельно взятой марки или группы родственных компаний откусывают друг у друга объемы. Но если та или иная компания решит оптимизировать свои модели и при этом снизит их стоимость, это даст им исключительно преимущества. Возможно, некоторые известные «китайцы» хорошо сделали, что вышли сюда с большим количеством суббрендов и моделей. Им удалось, что называется, протестировать наш рынок, узнать, на что клиент хорошо реагирует. И теперь им понятно, что следует в России локализовывать, а что нет.

Законы обязаны учитывать потребности бизнеса

Касательно ситуации с ключевой ставкой, которой уделялось максимум общественного внимания еще не так давно, Борис Беленький имеет четкое мнение:

– До конца 2025 года она уменьшится на 2 процентных пункта, не более. При этом у китайских компаний, вынужденно субсидирующих кредиты и тем самым поддерживающих на плаву рынок автокредитования в целом, нет других вариантов выживания, поэтому они и впредь будут практиковать эту схему.

Лифтбек «Москвич 6» кроссоверы «Москвич 3» и «Москвич 3е» на форуме «Такси» в Москве сбоку спереди

Лифтбек «Москвич 6» и кроссоверы «Москвич 3» и «Москвич 3е» на форуме «Такси» в Москве

А вот с Законом о такси, также наделавшим много шуму в нашем обществе, нужно еще поработать, полагает Борис Беленький:

– На данный момент не вижу готовности производственных мощностей в России, которые могли бы сполна обеспечить полноценные запросы этого рынка. Таксопаркам, как известно, важно закупать машины по доступным ценам, потому как это влияет на окупаемость бизнеса и привлекательность для потребителя. При этом все автомобили, которые допустят к таксоперевозкам, должны быть обеспечены необходимым объемом запасных частей. И если рынок сожмется до модельного минимума, то не будет никакой оптимальной цены и никакой рыночной конкуренции, не получится закрыть все сегменты перевозок, о которых идет речь в Законе. Государство в обязательном порядке должно взаимодействовать с таксопарками.

Татьяна Акимова поддержала коллегу:

– Лоббистский перекос влечет за собой много рисков. Законы должны учитывать в том числе потребности бизнеса.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

прокомментировал статью

  1. Похоже господин Беленький еще и горяченький…

  2. Да понятно, что Tenet вместо Chery и оставшийся Haval сполна могут все потребности закрыть, но наше-то где? Ну сами не можете спроектировать и произвести достойного качества, так купите готовый конвейер в Китае! Вон там Neta загнулась. Ну отличные же модели. Чего не купить их с потрохами? У нас что олигархи закончились в стране? Никто больше не грезит Ё-мобилем?

    • Ну вот купите вы готовый конвейер в Китае, наладите производство чего-то более-менее современного. Как тогда УАЗу «буханку» за лям восемьсот продавать? Опять же, ВАЗ… кто будет «весту» с лотерей на клин руля в движении покупать? Аполитично рассуждаете, аполитично.

      • Ну вы, судя по написанному, не особо следите за отечественным автопромом. Так вот информирую. УАЗ готовится к переходу на рамную платформу от JAC и с локализованными агрегатами оттуда же. АвтоВАЗ также плавно переведут на «неизвестную» (черивскую T1X) платформу — тому доказательство Lada Azimut, у которой ступица на 5 болтов, панорамная крыша и турбо-мотор на 1,5 литра. Но этого недостаточно с учётом условного закрытия импорта. Поэтому вернут к жизни и ИЖ, и ЗиЛ, и прочих.

        • Простите, опыт достаточно долгой жизни научил, что последние сорок лет из ворот *АЗ при любом раскладе выезжает комбинация дерьма и палок.
          Да, видимо, вы пропустили, проект а-замута с турбированным двигателем заморожен. Весты, говорят, плохо продаются. Ну и про ЗиЛ смешно, можно еще Руссо-Балт вспомнить.

          • Всеволод | 16.10.2025 at 20:37 |

            Кто его заморозил? Вы? Вот увидите, что Азимут выйдет в первую очередь с 1,5Т и вариатором Чери, оригинальное происхождение которых будут тщательно скрывать. Никто туда ВАЗовские шестнари ставить не будет, ибо ценовой диапазон не тот. А что до опыта вашей жизни — ну, видать, не такой уж он и длинный, коли не помните ВАЗовской классики и Нивы. А про времена младореформаторской России, пожалуйста, не вспоминайте всуе. При Альянсе же продукция была на уровне своей цены. Хвалить за то, что выпускали там с 2022 не буду, но скажу спасибо, что хотя бы не распилили завод на металлолом.

  3. Извините, но для других «экспертов» для нас не нашлось.

  4. > Кто его заморозил? Вы?
    Может быть я и гугл у вас заблокировал?
    Если дадите себе труд посчитать 2025-40, увидите 1985 год. На самом деле 1984 — год выхода 2108, после него у ВАЗа не выходило ничего стоящего. Даже девятка была регрессом восьмерки. Что до «классики», чем хороши бесконечные попытки клонировать фиат? 2121, 2108 — два реальных прорыва ВАЗа. И то 2108 пошла в производство урезанной, а не в исходном «немецком» варианте.

  5. 2 Всеволод
    И да, я не верю в «возрождение» ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, etc в качестве производителей современных конкурентных автомобилей. В новый проект могу поверить, но не в это. Слишком много лоббистов наверху, слишком много околозаводского ворья внизу, слишком низкая культура производства. Много «слишком». Не взлетит. Чем быстрее ВАЗ будет сровнян с землей и засыпан солью на ладонь, тем больше шансов на производство автомобилей в России.

Вы можете прокомментировать этот текст

Your email address will not be published.


*