Lifan снова потерял деньги. При этом компанию заподозрили в афере

lifan
На фото: сервис Panda использовал электрические автомобили Lifan.

Lifan вновь стал героем экономических рубрик в китайских СМИ. И без того испытывающая проблемы компания вынуждена расстаться с суммой в 783 млн юаней – около 8 млрд рублей. При этом некоторые заподозрили, что речь может идти о финансовой афере.

***

В середине мая компания Lifan Industry сообщила о результатах арбитражного процесса с каршеринговой компанией Chongqing Panda Car Rental Company. Согласно решению Арбитражной комиссии города Чунцина, Lifan обязали компенсировать Panda убытки в 783 млн юаней.

Как пишет Fly Car (статью перепечатали такие ведущие СМИ, как Sina Finance и Sohu), причиной разбирательств стали серьезные дефекты, выявленные у новых электромобилей Lifan, приобретенных Panda для обслуживания клиентов. В период с 2015 по 2018 год обе стороны провели в общей сложности 22 сделки, предметом которых стали около 10 000 машин.

Однако транспортные средства оказались проблемными. У них фиксировали снижение заряда батарей и конструктивные дефекты, что вылилось в конфликт между сторонами. Последней каплей стало то, что большинство автомобилей подолгу простаивали из-за необходимости ремонта, принося убытки каршеринговой компании. В сентябре 2018 года стороны подписали «Дополнительное соглашение о приобретении новых электрических транспортных средств» для компенсации Panda. Согласно документу, Lifan обязался осуществить возврат и ремонт автомобилей. Кроме того, за каждый день приостановки работы конкретной машины производитель должен был заплатить партнеру по 110 юаней. А еще – компенсировать текущие расходы, например, парковку простаивающих без дела электрокаров.

По факту же эта договоренность так и осталась на бумаге. В итоге Panda подала заявление в Арбитражную комиссию Чунцина. Которая, собственно, и насчитала 783 млн юаней в качестве оплаты долга за все прошедшее время. Как уточняет Sina Finance, 614 млн юаней – это потеря активов, 160 млн – компенсация недополученных доходов, 22,1 млн – убытки, связанные со страхованием авто, и 1,9 млн – с парковкой машин. Плюс арбитражный сбор.

***

lifan smily

На фото: полиция Чунцина до сих пор ездит на Lifan Smily (снимок сделан в ноябре 2019 года).

Однако есть один нюанс. Этот спор Lifan Industry и Chongqing Panda Car Rental Company рассматривался в СМИ как «борьба братьев». Согласно юридическим данным, Panda — 100-процентная «дочка» автопроизводителя. В мае 2015 года, поддавшись общей моде, Lifan решил создать обособленное подразделение, которое бы использовало хэтчбеки 330EV – электрические версии знакомых россиянам Smily. Подобные сервисы – либо каршеринговые компании, либо таксомоторные – есть, например, у Geely, JAC и Changan. Это позволяет решать сразу много задач: выполнять государственные и муниципальные программы, использовать мощности заводов, зарабатывать на услугах, ненавязчиво рекламировать автомобили.

Однако Lifan в этом ряду стоит особняком – только этому бренду диверсификация принесла колоссальные убытки. Эксперты увидели в ситуации вероятность «передачи активов». Компании даже пришлось оправдываться – вдобавок к необходимости платить. Дескать, хотя Panda и дочерняя компания, она также является независимой коммерческой организацией. А потому «имеет право подать иск из-за проблем с качеством предмета сделки, основанных на фактах и ​​доказательствах».

Между тем Lifan и без того погряз в долгах, напоминают финансовые аналитики. В первом квартале 2020 года операционная прибыль компании составила 564 млн юаней (спад за год на 74,88%). При этом убытки достигли без малого 200 млн ​​юаней. Кроме того, с июля 2019 года по настоящее время Lifan фигурирует в 10 судебных и арбитражных делах, на кону в которых стоит более 3 млрд юаней.

***

Внимание китайских СМИ к чунцинской марке связано во многом с тем, что это первый частный производитель, который достиг успеха на авторынке. Однако за 15 лет – с выхода первого автомобиля с конвейера в конце 2004 года до февраля 2020-го – компания сделала полный круг, вернувшись на исходную точку, пишут коллеги. Дело в том, что и производство, и продажи машин вновь достигли нуля. Виной тому, конечно, еще и коронавирус. Но и после завершения карантина дела поправились не сильно. В марте было выпущено 162 автомобиля (не исключено, что часть – для российского рынка), продано – 363.

Журналисты такую ситуацию связывают во многом с поведением Lifan на рынке. Модель Smily – по сути, имитация хэтчбека Mini. Solano намекает на BMW 3 Series. Минивэн M7 – вылитый Ford S-Max, а Lifan X80 – Toyota Highlander. То есть, бренду катастрофически не хватало «собственной инновационной модели». При этом, когда Lifan впервые столкнулся с падением продаж машин, он не сосредоточился на повышении качества производства или улучшении технологий, а просто переключился на «электрички». Но и там его ждали сложности. Еще в 2016 году китайский минфин отстранил марку от государственных субсидий из-за причастности к неким нарушениям. И чистая прибыль компании уже тогда упала на 336%.

Кстати, по данным китайских коллег, сейчас у Lifan в продаже на родине только три модели. То есть, даже меньше, чем в России. Это X80, M7 и электрическая версия седана Murman. Причиной стало в том числе и несоответствие моделей новым экологическим требованиям. Для их удовлетворения пришлось бы пойти на серьезные затраты. Но компания предпочла усилить мотоциклетное направление, с которого когда-то и начинал бизнес основатель Lifan Инь Миншань. И неслучайно СМИ сейчас частенько вспоминают его давнюю фразу: «Наша стратегия — бороться, если мы выигрываем, и бежать, если проигрываем».

***

завод lifan

На фото: так показала производство автомобилей на заводе Lifan в Китае пресс-служба бренда.

Напомним, в российском представительстве Lifan опровергают возможность банкротства компании и влияние каких-либо проблем на бизнес в РФ. Там уточняют, что в Китае принято решение сделать ставку на экспорт машин.

— Мы всегда придавали большое значение продажам на местном рынке. Но теперь автомобильная промышленность переживает спад. Причем это касается не только Lifan, но и всех китайских автопроизводителей. Во-вторых, стратегия глобализации компании и концепция интенсивного маркетинга побудили Lifan на развитие экспорта, глобальной сети продаж и усиление команд на иностранных рынках, — заявил в интервью «Китайским автомобилям» гендиректор «Лифан Моторс Рус» Лю ЦЗЯН

В настоящий момент в линейке Lifan в России представлено 6 моделей. Это кроссоверы X60, X70 и Myway, хэтчбеки X50, а также седаны Murman и Solano.

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: