Некоторое время назад издание Carscoops сообщило о том, что юридический отдел немецкого концерна Volkswagen AG занимается проверкой на предмет плагиата нового китайского электромобиля Оra Punk Cat. Действительно, машина привлекла к себе невероятное внимание, в том числе потому, что с точки зрения внешности представляет собой осовремененный Volkswagen Beetle образца 1938 года. В этой связи мы решили вспомнить, какие ещё модели имели проблемы с законом на почве копирования.
Пожалуй, одним из самых известных инцидентов является история с автомобилем Shuanghuan SCEO. Мало того, что логотип компании Shijiazhuang Shuanghuan Automobile Co чуть ли полностью повторяет оный у корейского SsangYong, так ещё и весь модельный ряд представлял сплошь и рядом «клоны» известных авто. Самым известным был SCEO, который производился с 2005 по 2011 годы. Внедорожник был построен на раме от Isuzu, в качестве силовых агрегатов использовал двигатели от Mitsubishi, а внешне казался похожим на BMW X-серии.
Именно последний фактор и стал камнем преткновения. В июне 2008 года суд Мюнхена запретил экспорт автомобиля в Германию, постановив, что он является полной копией BMW X5, что, строго говоря, было не совсем так. Однако машина продолжала экспортироваться в Италию, Центральную Европу, Украину и Россию.
Сама компания Shijiazhuang Shuanghuan Automobile Co долго не просуществовала. А самым главным бестеллером марки стал «клон» Smart ForTwo, который известен под именем Noble и производился с 2004 по 2016 год. За двухлетнее несоблюдение обязательств перед правительством официальным указом Министерства промышленности и информационных технологий Китая предприятие было ликвидировано в том же 2016 году.
***
Другим громким скандалом стало дело о Landwind X7. Сама компания появилась ещё в 1998 году, однако разного рода перипетии и проблемы не позволили ей долго просуществовать. В своём нынешнем виде марка повторно дебютировала в 2004 году, будучи совместным предприятием таких крупных производителей как JMC и Changan. Сегодня же в это СП вошёл и электромобильный стартап Aiways.
И вы уже наверняка быстро догадались чьи корни в этом названии — Landwind. Однако настоящее «родство» с британцами в дизайнерском смысле произошло только в 2014 году. Тогда появился кроссовер Landwind X7. Построенный на укороченной платформе оригинального кроссовера X8 и оснащаемый двигателем Mitsubishi, он всецело копировал внешний вид Range Rover Evoque. Интересно, что именно Х7 стал бестеллером бренда, попутно обрушив продажи настоящего «британца».
Большой концерн Jaguar Land Rover долго боролся с маленьким, но гордым автопроизводителем. И в какой-то момент попытка привлечь Landwind к ответственности увенчалась успехом, хотя в 2017 году X7 прошёл плановый рестайлинг. Несмотря на сохранение прежнего кузова, он получил более оригинальную светотехнику и бамперы, что несколько дистанцировало модель от Evoque. Тем не менее в 2019 году суд пекинского района Чаоян впервые пошел против «своих» и запретил производство, продажи и маркетинговое продвижение Landwind X7. А еще обязал вышеназванный холдинг выплатить истцу солидную материальную компенсацию.
***
Третьим, откровенно повёрнутым на «клонировании» производителем, мы назовём Zotye. Последним громким скандалом стал китайский ремейк Porsche Macan под именем SR9. Однако мы хотим вспомнить автомобиль, который, по сути, и дал бренду широкую известность. Сама компания являлась полностью частной и появилась в 2005 году, после чего сразу же приступила к лицензионному производству «клона» Daihatsu Terios под именем Zotye Nomad. Дальнейшие модели тоже не были оригинальными, представляя лицензионные и не очень автомобили виднейших иностранных предприятий, что даже породило в Китае шутку, мол, «Именно от Zotye зависит, когда я буду ездить на Maserati».
Однако вы наверняка впервые услышали о Zotye Auto из-за скандала вокруг кроссовера Т600, представляющего творчески переделанную копию Volkswagen Touareg второго поколения (внутризаводской индекс 7P). Рецепт создания Т600 такой же, как и у других подобных контор: оригинальная платформа + двигатель Mitsubishi + известный во всём мире облик. Судебные изыскания Volkswagen AG, как и прежде, не привели к каким-либо заметным результатам.
Сейчас судьба Zotye Auto находится в подвешенном состоянии. Несмотря на громкое банкротство, космическое падение продаж и разного рода скандалы, китайское правительство всерьёз озаботилось спасением этого горе-производителя. Скорее всего, Zotye Auto воскреснет в новом амплуа с новыми хозяевами, на этот раз исключительно государственными.
***
Конечно, это только мизерная часть всех возможных автомобильных «клонов», которые производятся или производились в КНР. Мы не затронули такие интересные примеры, как Jinbei S70 («клон» Acura MDX), BAIC BJ80 («клон» Mercedes-Benz G-Klasse), Kawei K1 («клон» Ford F-150) и Hyosow C60 («клон» Lamborghini Urus), которые не имели проблем с законом.
На сегодняшний день китайская автомобильная промышленность представляет собой весьма неоднородный пласт. Одни производители являют собой предприятия мирового уровня, другие же погрязли в «клонировании» и до сих пор не могут «выбиться в люди». Ну а мы будем следить за развитием событий вокруг Ora Punk Cat. Ведь в данном случае речь идет о том, что в «клонировании» заподозрили одного из ведущих игроков китайского рынка – могущественный концерн Great Wall.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
от GWM такого не ожидал…
Зато облик получился знатным, как ни крути.