Некоторое время назад издание Carscoops сообщило о том, что юридический отдел немецкого концерна Volkswagen AG занимается проверкой на предмет плагиата нового китайского электромобиля Оra Punk Cat. Действительно, машина привлекла к себе невероятное внимание, в том числе потому, что с точки зрения внешности представляет собой осовремененный Volkswagen Beetle образца 1938 года. В этой связи мы решили вспомнить, какие ещё модели имели проблемы с законом на почве копирования.
Пожалуй, одним из самых известных инцидентов является история с автомобилем Shuanghuan SCEO. Мало того, что логотип компании Shijiazhuang Shuanghuan Automobile Co чуть ли полностью повторяет оный у корейского SsangYong, так ещё и весь модельный ряд представлял сплошь и рядом «клоны» известных авто. Самым известным был SCEO, который производился с 2005 по 2011 годы. Внедорожник был построен на раме от Isuzu, в качестве силовых агрегатов использовал двигатели от Mitsubishi, а внешне казался похожим на BMW X-серии.
Именно последний фактор и стал камнем преткновения. В июне 2008 года суд Мюнхена запретил экспорт автомобиля в Германию, постановив, что он является полной копией BMW X5, что, строго говоря, было не совсем так. Однако машина продолжала экспортироваться в Италию, Центральную Европу, Украину и Россию.
Сама компания Shijiazhuang Shuanghuan Automobile Co долго не просуществовала. А самым главным бестеллером марки стал «клон» Smart ForTwo, который известен под именем Noble и производился с 2004 по 2016 год. За двухлетнее несоблюдение обязательств перед правительством официальным указом Министерства промышленности и информационных технологий Китая предприятие было ликвидировано в том же 2016 году.
Другим громким скандалом стало дело о Landwind X7. Сама компания появилась ещё в 1998 году, однако разного рода перипетии и проблемы не позволили ей долго просуществовать. В своём нынешнем виде марка повторно дебютировала в 2004 году, будучи совместным предприятием таких крупных производителей как JMC и Changan. Сегодня же в это СП вошёл и электромобильный стартап Aiways.
И вы уже наверняка быстро догадались чьи корни в этом названии — Landwind. Однако настоящее «родство» с британцами в дизайнерском смысле произошло только в 2014 году. Тогда появился кроссовер Landwind X7. Построенный на укороченной платформе оригинального кроссовера X8 и оснащаемый двигателем Mitsubishi, он всецело копировал внешний вид Range Rover Evoque. Интересно, что именно Х7 стал бестеллером бренда, попутно обрушив продажи настоящего «британца».
Большой концерн Jaguar Land Rover долго боролся с маленьким, но гордым автопроизводителем. И в какой-то момент попытка привлечь Landwind к ответственности увенчалась успехом, хотя в 2017 году X7 прошёл плановый рестайлинг. Несмотря на сохранение прежнего кузова, он получил более оригинальную светотехнику и бамперы, что несколько дистанцировало модель от Evoque. Тем не менее в 2019 году суд пекинского района Чаоян впервые пошел против «своих» и запретил производство, продажи и маркетинговое продвижение Landwind X7. А еще обязал вышеназванный холдинг выплатить истцу солидную материальную компенсацию.
Третьим, откровенно повёрнутым на «клонировании» производителем, мы назовём Zotye. Последним громким скандалом стал китайский ремейк Porsche Macan под именем SR9. Однако мы хотим вспомнить автомобиль, который, по сути, и дал бренду широкую известность. Сама компания являлась полностью частной и появилась в 2005 году, после чего сразу же приступила к лицензионному производству «клона» Daihatsu Terios под именем Zotye Nomad. Дальнейшие модели тоже не были оригинальными, представляя лицензионные и не очень автомобили виднейших иностранных предприятий, что даже породило в Китае шутку, мол, «Именно от Zotye зависит, когда я буду ездить на Maserati».
Однако вы наверняка впервые услышали о Zotye Auto из-за скандала вокруг кроссовера Т600, представляющего творчески переделанную копию Volkswagen Touareg второго поколения (внутризаводской индекс 7P). Рецепт создания Т600 такой же, как и у других подобных контор: оригинальная платформа + двигатель Mitsubishi + известный во всём мире облик. Судебные изыскания Volkswagen AG, как и прежде, не привели к каким-либо заметным результатам.
Сейчас судьба Zotye Auto находится в подвешенном состоянии. Несмотря на громкое банкротство, космическое падение продаж и разного рода скандалы, китайское правительство всерьёз озаботилось спасением этого горе-производителя. Скорее всего, Zotye Auto воскреснет в новом амплуа с новыми хозяевами, на этот раз исключительно государственными.
Конечно, это только мизерная часть всех возможных автомобильных «клонов», которые производятся или производились в КНР. Мы не затронули такие интересные примеры, как Jinbei S70 («клон» Acura MDX), BAIC BJ80 («клон» Mercedes-Benz G-Klasse), Kawei K1 («клон» Ford F-150) и Hyosow C60 («клон» Lamborghini Urus), которые не имели проблем с законом.
На сегодняшний день китайская автомобильная промышленность представляет собой весьма неоднородный пласт. Одни производители являют собой предприятия мирового уровня, другие же погрязли в «клонировании» и до сих пор не могут «выбиться в люди». Ну а мы будем следить за развитием событий вокруг Ora Punk Cat. Ведь в данном случае речь идет о том, что в «клонировании» заподозрили одного из ведущих игроков китайского рынка – могущественный концерн Great Wall.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
Компания Changan выдавала информацию о новом кроссовере CS75 Plus порционно. Сначала стали известны подробности об…
24 сентября 2024 года компания GEELY официально представила на российском рынке городской кроссовер CITYRAY. Автомобиль…
Шестиместная версия паркетника Okavango с оригинальной внешностью и названием Exclusive была впервые замечена у китайских…
Бренд JAC представил в России три автомобиля, которые вскоре могут появиться на нашем рынке. Кроме…
Компания Geely начала продажи нового кроссовера Cowboy в Китае. На старте автомобиль с «внедорожным» обвесом…
В рамках закрытой презентации для дилеров компания Chery показала кроссовер T1R на замену Tiggo 8.…
This website uses cookies.