История китайского автопрома

История китайских автомобилей. Как и почему Haima стала сотрудничать с FAW и Mazda

Бренд Haima планирует вернуться в Россию, а «Китайские автомобили» вспомнили, какой была история этого производителя, что означает его название и при чем тут Ford, Mazda, FAW и даже Chrysler.

О том, как все начиналось

Хайнаньский автомобильный завод (получивший аббревиатуру HAW) был основан в 1989 году правительством провинции Хайнань и местным автоштамповочным заводом (известным под названием HASF). У HASF был опыт производства автокомпонентов, но новой компании потребовалась полная сборочная линия для выпуска автомобилей.
Помощь пришла с неожиданной стороны – от бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса. В этой стране с 1968 по 1984 год работал принадлежавший Ford завод. А в 1988 году, через 4 года после того, как американский концерн прекратил выпуск машин на Филиппинах, Маркос решил продать это предприятие HASF. Что позволило китайцам получить готовую производственную линию для собственного будущего производства автомобилей. В 1989 году Хайнаньский автоштамповочный завод был переименован в Хайнаньский автомобильный завод.

Ухудшение экономики в Японии к началу 1990-х годов привело к падению продаж автомобилей Mazda, и в этой компании искали способы получения прибыли за пределами родной страны. Начиная с 1990 года Mazda решила сотрудничать с HAW. Это было очень удачным обстоятельством для Хайнаньского автозавода, поскольку до этого он обратился к Ford для настройки купленной сборочной линии, но те отказали. И тут на помощь как раз удачно подоспели японцы, которые полностью организовали производство. Однако центральное правительство было заинтересовано в объединении предприятий HAW и Sanxing (базируется через пролив Цюнчжоу в Чжаньцзяне, что находится в провинции Гуандун). Новое совместное производство по плану должно было выпускать коммерческие автомобили.

Логотип Haima на кроссовере 8s, который привезли в Россию

***

И тут история совершает неожиданный поворот, поскольку начать сотрудничество с HAW внезапно изъявил желание американский Chrysler. Напомним, что он был в деловых отношениях с концерном FAW, базирующимся в той же провинции Хайнань, а модели марки выпускались тем самым Sanxing. Однако китайцы быстро отказались от столь ненадежного партнера, и в итоге на эту роль начал претендовать Mercedes-Benz, но с условием полного разрыва связей с Mazda. Однако в HAW решили сохранить дружбу с Mazda, тем самым идея об объединении с Sanxing канула в лету.

Но вся эта возня с Sanxing привела к тому, что совместное предприятие с Mazda — Hainan Mazda Motor Company (HMC) — было официально создано только в феврале 1992 года. До 1992 года HAW едва выживал, хотя в период с 1991 по 1992 год смог получить приличную прибыль в размере 12 миллионов юаней, выпустив штамповку для шанхайского завода Volkswagen.

***

Но прежде, чем мы дальше продолжим повествования, стоит сначала кратко рассказать о сотрудничестве HAW с компанией Huaxing, базирующейся в Пекине. Huaxing Automobile Group разработал забавный седан на базе Toyota Starlet с передней панелью от Volkswagen Santana. В итоге эту модель производили все партнеры Huaxing Automobile Group в лице HAW, Guizhou Aviation Industry Corp и Xima Auto Works.

Седан Huaxing Toyota Starlet / фото ChinaCarHistory.com

На HAW машина производилась очень недолго под обозначением Hainan HX7080 и ничем особо не помогла заводу.

Седан Hainan HX7080 / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6470

Но вернемся к основной продукции завода HAW. Первым его автомобилем стал универсал Mazda 929 (Luce) семейства LA4, выпускавшийся мелкосерийно с 1990 года, то есть еще до формирования совместного предприятия с Mazda. В Японии эту модель сняли с производства в 1988 году, поэтому отдавать ее китайцам было не жалко.

Производство универсалов Haima HMC6470 / фото ChinaCarHistory.com

В Китае машина стала называться Hainan Mazda HMC6470, или Haima HMC6470 (сокращение от Hainan и Mazda). В 1992 году ее сняли с конвейера. Ранние версии оснащались 2-литровым четырехцилиндровым двигателем Nissan MA мощностью в 90 лошадиных сил и 154 Нм крутящего момента. Вскоре серийный выпуск универсалов возобновился и продолжался до 2002 года. Более поздние исполнения имели на вооружении уже 2,2-литровый двигатель Toyota, характеристики которого, к сожалению, обнаружить не удалось. В разное время предлагались три коробки передач: 4- и 5-ступенчатая механические и 3-ступенчатая автоматическая.

Универсал Haima HMC6470 / фото ChinaCarHistory.com

Что забавно, на решетках радиатора устанавливалась надпись HIPOCA. Это сокращение от Hippocampus. Но не спешите удивляться: это не гиппокамп человеческого мозга, отвечающий за память. На самом деле это намек на Морского конька, так как сокращенное название Hainan Mazda – HaiMa с китайского означает «Морской конь».

Логотип Hipoca на автомобилях Haima / фото ChinaCarHistory.com

***

Ранние HMC6470 страдали от плохого качества комплектующих. Всему виной амбиции HAW, который хотел быстро увеличить долю отечественных компонентов до 70%. Местная цепочка поставок запчастей была создана слишком быстро, и поэтому качество деталей, используемых в их автомобилях, варьировалось от «плохо» до «отвратительно». И во многом именно этот факт оказал влияние на дальнейшую судьбу машины, так как центральное правительство запретило ее продавать по всему Китаю. И тогда HAW обратился за помощью к BAW…

Так появился Beijing BJ6470, который, в общем-то, ничем не отличался от оригинала. Автомобиль практически никто не покупал, поскольку кузов универсал не пользовался особой популярностью в Китае. И в итоге Beijing BJ6470 уступил место другому универсалу на базе австралийского Holden Commodore, но об этом в следующий раз.

Универсал Beijing BJ6470 / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6471

Следующим продуктом стала Mazda 626, которая получила в Китае название Haima HMC6471.

Седан Haima HMC6471 / фото ChinaCarHistory.com

И здесь история полна загадок. Китайские источники считают, что эту модель производили целиком из японских комплектующих, которые поставляли в Поднебесную чуть ли не в качестве контрабанды. Это объясняет почему об этой машине практически нет никакой информации. В том числе непонятно, в какой именно период она производилась. Известно одно – их было очень и очень мало.

Обратите внимание на колесные колпаки, на которых уже красуется знакомый логотип Haima / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6450

На заре развития китайского автомобильного рынка многие многодетные семьи мечтали иметь у себя во владении полноценный минивэн. Эта мечта частично исполнилась с появлением HMC6450, который являлся клоном первого поколения Mazda MPV и был представлен в 1993 году. Производство осуществлялось с использованием машинокомплектов из Японии. Единственным доступным двигателем был 3,0-литровый V6 Mazda JE мощностью 157 л.с. и 230 Нм момента, который стыковался с 4-ступенчатым «автоматом».

Минивэн Haima HMC6450 / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6472

Фактически, это та же копия Mazda MPV первого поколения, но рестайлинговая, 1995 года. Изменились бамперы и решетка радиатора, и, в общем-то, все.

Минивэн Haima HMC6472 / фото ChinaCarHistory.com

Mazda HMC6440

Одновременно с HMC6450 в 1993 году из японских комплектующих начали собирать микроавтобус HMC6440 (Mazda Bongo). Он оснащался четырехцилиндровым 2-литровым двигателем Mazda FE мощностью в 86 лошадиных сил и 152 Нм крутящего момента.

Микроавтобус Haima HMC6440 / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6430

HMC6430 был основан на седьмом поколении (BG) Mazda Familia/323. Мелкосерийное производство началось в 1994 году, и автомобиль сразу же получил высокую оценку за качество сборки, превосходящее все другие продукты HMC, в частности, легендарный HMC6470. Это произошло потому, что HMC6430 собирали на более современном оборудовании. Правда, выпускался он только с «младшим» моторчиком Mazda B3 объемом 1,3 литра, который выдавал мощность в 76 лошадиных сил и крутящий момент в 101 Нм.

Производство седана Haima HMC6430 / фото ChinaCarHistory.com

Седан Haima HMC6430 / фото ChinaCarHistory.com

В 1993 году Hainan Auto Works создал филиал завода в прибрежном городе Бэйхай провинции Гуанси, известный как Hainan Auto Works Beihai Branch. Насколько нам известно, они выпустили только один автомобиль – GH7160, основанный на HMC6430.

Седан Haima GH7160 / фото ChinaCarHistory.com

Период работы в составе FAW

Несмотря на наличие большого модельного ряда HMC испытывал трудности и всегда был на грани банкротства, поскольку мог продавать автомобили только в своей родной провинции Хайнань. Спасение наконец пришло в 1997 году, когда First Auto Works (FAW) и правительство Хайнаня достигли соглашения, по которому FAW полностью купил HMC и создал новую компанию – FAW Hainan Auto Works. В 1998 году все юридические процессы были завершены, и HMC стал частью крупной корпорации. FAW и Hainan также должны были разработать и выпустить минивэн на базе платформы FAW-Hongqi CA7220, но в итоге этим планам так и не суждено было сбыться.

Строго говоря, FAW за всю историю так и не оказала HMC никакой помощи или финансовой поддержки. Но сделка означала получение долгожданного доступа к рынку всего Китая. Правда, хайнаньцам разрешили продавать только две модели – HMC6470 и HMC6430, который был переименован в CA7130/7160 в 1999 году. Тогда же HMC6470 стал доступен с 2,2-литровым двигателем Toyota. Также в это время доля местных запчастей для HMC6470 достигла 85%. В 2000 году CA7130 стал доступен с 1,3-литровым бензиновым двигателем Toyota 8A мощностью в 79 «сил».

Седан Haima CA7130 / фото ChinaCarHistory.com

Haima Premacy

В 2001 году Mazda Premacy начала сходить с конвейера на Хайнане под китайским брендом. Единственным двигателем для этого автомобиля был 1,8-литровый 4-цилиндровый бензиновый агрегат HM483Q мощностью 122 л.с. и крутящим моментом в 160 Нм, который стыковался с 5-ступенчатой «механикой» или 4-ступенчатой АКПП.

Хэтчбек Haima Premacy / фото ChinaCarHistory.com

Haima Family

В 2002 году 8-е поколение Mazda Familia начало сходить с конвейера Haima под названием Family. Силовая установка и КПП были ровно такими же, как и у Premacy.

Седан Haima Family / фото ChinaCarHistory.com

***

В 2004 году между FAW, правительством Хайнаня и Hainan Automobile Group была заключена новая сделка, в соответствии с которой FAW и Hainan Auto Group получили по 49% акций, в то время как правительство Хайнаня получит только 2 процента. Целью этой реструктуризации было объединение всех ресурсов хайнаньского автомобильного производства и укрепление отношений с Mazda. Новая компания получила название FAW Haima Automobile Company. Однако на самом деле это было началом начала конца для партнерства между Hainan и Mazda.

В 2005 году FAW и Mazda подписали лицензионное соглашение, которое позволило FAW производить продукцию Mazda, начиная с Mazda 6 на отдельном заводе. Они буквально украли у Haima возможность заниматься тем, чем там занималась всю свою историю – выпуском лицензионных копий Mazda. Но компромисс был найден – было решено делать собственные модели, пародирующие Mazda, и на старых японских агрегатах. Первой такой ласточкой стала Haima Family 2 поколения в 2006 году.

Седан Haima Family 2 / фото ChinaCarHistory.com

Впрочем, оригинальная Family никуда не делась, а только изменила название на Haima Happin.

Седан Haima Happin / фото ChinaCarHistory.com

В 2007 году Haima обновила оригинальный Premacy и переименована во Freema.

Хэтчбек Haima Freema / фото ChinaCarHistory.com

В том же 2007 году появились клоны Mazda 3 в кузове седан и хэтчбек. Они получили весьма «оригинальное» название Haima 3.

Седан Haima 3

Хэтчбек Haima 3

***

В 2009 году Haima представит свой последний автомобиль, который так или иначе основывается на моделях Mazda. Это Haima 2. Попробуйте самостоятельно угадать, с какой модели японского бренда скопирована эта машина.

Хэтчбек Haima 2

Впрочем, некоторую схожесть с Mazda Tribute имеет и дебютировавший в 2010-м оригинальный кроссовер Haima 7, но здесь уже прослеживаются оригинальная дизайнерская школа бренда.

Кроссовер Haima 7

Впоследствии компания модернизировала существующие модели и выпускала оригинальные. Подробно останавливаться на ни них не имеет смысла. Зато очень даже важно рассказать о трудной судьбе Haima.

Дело в том, что продажи автомобилей бренда неуклонно падают вот уже который год, а финансовой помощи от FAW фактически не поступало. Единственным спасением стало партнерство со стартапом XPeng, который выпускал свои электрокроссоверы G3 на мощностях Haima. Теперь же Xpeng построил свое предприятие и более не нуждается в услугах Haima. Как назло, государственный концерн FAW 21 июля 2021 года объявил о том, что передаст все акции этого бренда в собственность провинциальной компании Hainan Development Holdings. Так печально оборвалось 23-летнее партнерство между Haima и FAW.

Что дальше?

Но в Haima не унывают. Актуальный модельный ряд состоит из электрического компакта Haima Aishang EV, минивэна 7X, вседорожника 8S и гибридного кроссовера 6P. К ним скоро присоединится электрический минивэн Haima 7X-E, на который в компании возлагают большие надежды. Связано это с тем, что бензиновый Haima 7X, на базе которого и сделан электромобиль, — фактически единственный автомобиль бренда, который относительно сносно продается (за прошлый год реализовано 6 595 единиц).

Электрический минивэн Haima 7X-E / фото Bitauto

Учитывая новую моду и большой спрос на электрические минивэны, Haima 7X-E действительно может стать палочкой-выручалочкой. А мы пожелаем удачи этому автопроизводителю, в том числе и в России, и отправимся дальше в дебри китайского автопрома.

Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»

Share
Опубликовано:
Редакция сайта
Темы: Haima

Последние тексты

Новую партию китайских кроссоверов разбили в Европе. Что показали краш-тесты

Несмотря на заверение скептиков, что китайские машины все еще не те и уступают представителям мирового…

13.12.2024

Русификация, обвес и теплые опции. У Changan Uni-V появились новые комплектации в России

Официальный дистрибьютор Changan Motors Rus представил в России две новые комплектации для лифтбека Uni-V: Luxe…

13.12.2024

Первый минивэн Exeed показали официально. Он сошел с конвейера

Первый минивэн Exeed от Chery впервые показали официально. Речь идёт о серийном экземпляре автомобиля Exeed…

13.12.2024

Продажи кроссовера Xiaomi YU7 начнутся летом 2025 года. Известна примерная цена

Официальные продажи второй модели Xiaomi — кроссовера YU7 — запланированы в Китае на лето 2025…

13.12.2024

Когда в Казахстане появятся Jaecoo J8 и новый Omoda C5. Стали известны сроки

В начале 2025 года компания Chery представит в Казахстане сразу два кроссовера: Jaecoo J8 и…

13.12.2024

Knewstar 001: чем удивит новая звезда и при чем тут Geely?

Knewstar – новый автомобильный бренд, созданный специально для российского рынка. Правильное его произношение – «Ньюстар»,…

13.12.2024

This website uses cookies.