Главный вопрос в преддверии наступающего 2025 года: насколько дороже станут новые автомобили. Именно «дороже», поскольку веры в падение их стоимости ни у кого нет – ни у потребителей, ни у игроков рынка. Слишком много объективных причин, что называется, «на стороне зла».
Пока мы готовили данный обзор, пресс-служба АвтоВАЗа разослала итоговый релиз, в котором похвасталась перевыполнением плана в уходящем году (525 525 автомобилей), заявив, среди прочего, что «сохранит текущие цены на автомобили Lada до 14 января 2025 года, когда будет осуществлена запланированная индексация для ряда моделей и модификаций». А что, спросите вы, по «китайцам»?
— Думаю, что в январе 2025-го цены на новые автомобили меняться не будут, а вот в феврале они, скорее всего, уже пойдут вверх, — прокомментировал запрос «Китайских автомобилей» Николай ИВАНОВ, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф». — Это связано с возросшим тарифом утильсбора, который 1 января наступающего года будет в очередной раз проиндексирован. Запасов на складах сейчас хватит на 3-4 месяца. Мы посчитали, что на данный момент складские запасы брендов китайского производства у российских дилеров составляет примерно 300 000 автомобилей. Учитывая, что январь-февраль — это всегда низкий сезон, исходим из того, что на 3-4 месяца запасов хватает
По словам эксперта, в январе машины будут предлагаться еще по старым закупочным ценам, а дальше дилеры будут смотреть за соотношением спроса и предложения. «В январе новый утильсбор окажет влияние только на «электрички» и гибриды, — отметил Николай Иванов. — Остальные автомобили уже с февраля будут растаможиваться по новому тарифу, это абсолютно точно. Объясню, почему говорю именно про февраль. Дело в том, что они будут растаможиваться по новому тарифу с 15 января 2025 года, закладываем время на логистику, и получается как раз февраль».
Ренат ТЮКТЕЕВ, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», считает, что в начале следующего года следует ожидать повышения цен на новые автомобили примерно на 2,5-3%.
— Индексация ставок утилизационного сбора с 2025 года — не единственная причина роста цен. В 2024-м автопроизводители увеличили отпускные цены (в связи с ростом ключевой ставки ЦБ, ставок кредитования и укреплением основных валют) непропорционально росту своей себестоимости. Часть повышения была перенесена на следующий год, чтобы избежать падения продаж в декабре
По информации эксперта, на данный момент на складах дилеров и импортеров в России находится около 350 тыс. новых автомобилей, и основная доля приходится на запасы производителей. Этого объема хватит примерно на 4 месяца продаж, полагает Ренат Тюктеев.
С приведенной цифрой согласен независимый эксперт Георгий ВИХРОВ, уточнивший, что это без учета параллельного импорта. На наш вопрос, откуда такой переизбыток на дилерских стоках, он заявил, что это связано с изначально завышенными планами китайцев относительно ввоза в Россию, а также «добавками» перед анонсированным повышением «утиля».
— Средневзвешенная стоимость нового автомобиля на российском рынке увеличилась в 2024 году на 14%, — заметил Ренат Тюктеев. – Скорее всего, в первом полугодии 2025 года средний рост цен составит от 7% до 10%. Для скидок запаса маржи у дилеров попросту нет, поведение производителей предсказать сложно. Очевидно то, что большинство аккуратнее отнеслись к планированию производств на следующий год, опираясь на снижение продаж в конце года
Николай Иванов, в свою очередь, считает, что цены на новые автомобили в следующем году вырастут, в среднем, на 10%: «Скачка может ждать уже в марте, потому что закончатся складские запасы, а дальше будем смотреть на макроэкономические показатели – тот же курс валют. Потому что с утильсбором ситуация в следующем году будет стабильная, повышение будет только одно — с 1 января 2025-го».
А вот сокращение объемом автокредитования, наметившееся в октябре 2024-го, существенного влияния на изменение стоимости машин, по его мнению, не окажет.
— В целом, это то, чего добивается регулятор, пытаясь потушить инфляционные процессы в экономике, — заявил Николай Иванов. – Свою лепту автокредитование внесет только в том смысле, что это повлияет на объем продаж, не более того.
С ним согласен и независимый эксперт Артем САМОРОДОВ: «Люди будут морально не готовы делать покупки, причем даже в кредит, — по причине все той же высокой ставки Центробанка РФ. Как закономерный итог — некоторый застой в продажах».
Татьяна АКИМОВА, исполнительный директор компании «Автомаркетолог», обратила внимание на рост потребительских цен: «Наши финансовые власти проводят жесткую кредитно-денежную политику, и она, по всей видимости, надолго. В первой половине 2025 года ключевая ставка точно не снизится, а скорее, пойдет вверх». Также, по словам эксперта, есть некоторые временно-конъюнктурные факторы, которые влияют на цены. К их числу относятся индексация утильсбора, а также повышение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.
— Динамика заработных плат населения, которая в последнее время была на высоком уровне, неизбежно будет снижаться, — отметила Татьяна Акимова. — Это всё по причине кадрового дефицита. Рост банковских ставок активно влияет на увеличение объема вкладов людей. В начале ноября 2024 года на вкладах физлиц находилось почти 53 трлн рублей, и привлекательные ставки по депозитам продолжаются – они, в свою очередь, стимулируют приток средств от населения. Из-за этого люди стали меньше тратиться, в том числе на автомобили. Если граждане начнут уходить от депозитов сроком до 1 года (это наибольшая доля вкладов в общей структуре), то такой тренд сформирует на 2025 год отложенный спрос
По утверждению эксперта, на увеличение депозитов влияние оказывает и ключевая ставка. «В наступающем году может выстрелить такой тревожный фактор, как девальвация рубля. К весне, как многие прогнозируют, за доллар будут давать 120 рублей. Это неизбежно подогреет цены на новые автомобили».
Несколько иная картина с автомобилями, завезенными по параллельному импорту. По мнению Николая Иванова, уже в январе 2025-го будут переписаны ценники на кроссоверы Lixiang, которые поставляются из Китая: «Это связано с возрастанием утильсбора на гибриды и электромобили из Поднебесной. У нас сейчас есть запас из 120 автомобилей, завезенных еще по старому «утилю». Думаю, мы все их распродадим в январе. Если кто-то хочет купить этот автомобиль на 700 000 рублей дешевле, то можно успеть «запрыгнуть в последний вагон».
О высокой конкуренции со стороны гибридов и китайских «электричек» на российском рынке говорит и Александр КОРОТКОВ, CEO проекта Likvi.com. Это, по его словам, хорошо, потому как приводит к «ценовым войнам» с зарубежными брендами, такими как Tesla, Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz. А это, в свою очередь, прямой путь к снижению цен:
— Несмотря на высокий спрос, мы наблюдаем снижение стоимости электрических машин. В период с ноября 2024-го по январь 2025 года демпинг и появление новых моделей приведет к снижению цен на предыдущие поколения моделей на альтернативных источниках питания. Уверен, что в ближайшие годы рынок электромобилей в России будет развиваться быстрыми темпами.
Свой оптимизм эксперт подкрепляет данными, согласно которым доля электромобилей на указанной выше платформе выросла в 11 раз. При этом число желающих продать электромобиль невелико — доля всего 0,18% от общего числа выставленных на продажу автомобилей на б/у рынке.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
«Китайские автомобили» поздравляют всех своих читателей с Новым годом! Желаем каждому из вас, в первую…
В этом году китайские марки были основными поставщиками новых автомобилей на российский рынок. Активно обновлял…
Во время теста Hongqi H9 поймал себя на мысли, что нечто подобное уже испытывал за…
Электрическая модификация Voyah Free российской сборки завершила сертификацию и получила ОТТС, выяснили «Китайские автомобили» в…
Кроссовер Haval H7 выйдет на рынок России в следующем году. Но в Китае эта модель…
Формально упомянутые автомобили - и новый Geely Coolray, и Belgee X50 - теперь принадлежат разным…
This website uses cookies.