Завалит ли Китай Россию автохламом? 5 вопросов об экспорте подержанных машин из КНР

подержанные автомобили
На фото socars.cn: такие подержанные автомобили прийти в Россию не должны.

Подержанные автомобили начали поставлять из Китая в Россию! Такими заголовками напугали своих читателей в среду, 24 июля, российские СМИ.

Возбужденное сознание дорисовывает картину. Тысячи ржавых и прокуренных машин отправляются на кораблях в Санкт-Петербург. А оттуда, как тараканы, начинают расползаться по всей стране. И никаким «дихлофосом» их уже не остановить.

«Китайские автомобили» разбирались, стоит ли начинать бояться автохлама из Поднебесной, и отделили факты от мифов.

1. Автохлам уже поехал в Россию?

Новость о подготовке первой партии бывших в употреблении автомобилей для экспорта вышла на сайте агентства Xinhua 20 июля. Там действительно упоминалась Россия. В южнокитайской провинции Гуандун подготовили к отправке первую партию из 300 автомобилей.

— Ожидается, что эти транспортные средства общей стоимостью 2,5 миллиона долларов США в скором времени завершат таможенное оформление в порту провинции Наньша и будут экспортированы в Камбоджу, Нигерию, Мьянму и Россию, говорится в сообщении министерства [торговли], — сообщило агентство

Однако в реальности первая партия из 60 машин общей стоимостью 700 тысяч долларов поплывет в нигерийский порт Апапа, сообщил 23 июля сайт China Daily. Другими словами, пока в РФ машины не отправлены. И хотя правительство Китая разрешило такую деятельность нескольким провинциям, вовсе необязательно, что из первых трехсот «бэушек» какие-то были предназначены для России.

2. Поднебесная сбывает в другие страны неликвид?

На фото из порта в городе Тяньцзин в China Daily видно, что в Нигерию готовятся отправить не китайские поделки 1990-х годов, а Lexus RX350 третьего поколения.

Причем эти машины не производятся в Китае, а были завезены в Поднебесную. И им может быть максимум 7 лет. При этом их средняя цена, судя по вышеприведенным цифрам, составляет около 11,5 тысячи долларов. То есть, это явно не автохлам.


И это вполне логично. Весь ржавый автопарк «старого Китая» давно переплавлен на металл. А заниматься неликвидом на уровне внешнеэкономической деятельности Поднебесной невыгодно. Это крупный бизнес под «крышей» государства.

3. КНР завалит нас подержанными авто?

Известно, что Китай намерен использовать японскую стратегию торговли машинами с пробегом. То есть, организовывать аукционы. Однако пока таких площадок для россиян в Поднебесной не создано. Да и одно дело открыть виртуальный магазин, другое – заменить туда покупателей. Китайцам сделать это будет гораздо сложнее, нежели японцам.

Если же перевозить машины сотнями на кораблях, то логично делать это под заказ крупных дилеров. И, вероятно, в Нигерии или Камбодже такие партнеры у Китая найдутся. А вот станут ли связываться с новым направлением экспорта российские дилеры – вопрос. Насколько известно, объем продаж тех же подержанных «японок» и «американок» у нас крайне мал. И дело тут явно не в цене, а в том, что и собственный вторичный рынок в России достаточно широк, а проблем с ввозом и постановкой на учет ввезенных подержанных иномарок – немало.

4. Китайцы пойдут на всё, чтобы избавиться от «бэушек»?

Осенью 2018 года журналист портала «Колёса» отправился в Китай по приглашению одной из компаний, которая планирует стать крупным оператором на этом рынке. Этот материал полезно прочитать целиком, но он большой. А потому перечислим некоторые шаги в разработанной китайцами стратегии.

Кроме создания площадок для аукционов, они намерены сформировать на зарубежных рынках целые системы подбора, заказа и поставок запчастей. А вместе с дилерской сетью (своей или лояльной) они планируют развивать пул сервисных центров. И наконец, они готовы внедрять собственные финансовые и страховые продукты и услуги. Ну, теперь понятно, что речь явно не идет о российском рынке «здесь и сейчас»?

5. А за кого нас принимает Китай?

Россияне зачастую с пренебрежением относятся к китайским автомобилям, считая их недостойными на развитом авторынке. «Мы тоже вас любим», — словно говорит Китай в ответ на такое отношение.

Не раз доводилось читать в китайских СМИ сообщение о том, что новая модель отправится на рынки развивающихся стран, включая Латинскую Америку и Россию. Да, в Поднебесной, которая стремительно укрепляет свою экономику, к нашему рынку относятся как к развивающемуся. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И даже если китайские «бэушки» до нас не доберутся, весьма показательно, что Россия в списке площадок для экспорта стоит в одном ряду с Нигерией, Мьянмой и Камбоджей. И это пока самое печальное во всей этой истории.

Мнение эксперта

Новость о начале поставок подержанных автомобилей в Россию и другие страны прокомментировал автор вышеупомянутой статьи, редактор портала «Колёса» Алексей КОКОРИН:

— Россия числится в списке целевых рынков, хотя никаких конкретных планов и объемов [во время моей поездки] никто не называл. В целом они понимают, что в Нигерию, Танзанию и особенно Мьянму (это будет явно главный рынок для китайской «вторички») машины ввозить куда проще, а у нас и пошлины, и конкуренция. В числе адресатов называются, в том числе, и Монголия с Казахстаном — хотя Казахстан в Таможенном союзе, и с ним все тоже непросто для них.

Насчет каналов продаж — они тоже оптимистично настроены, но конкретных имен и планов не называют. Местные дилеры брендов явно машины не возьмут, это будут другие площадки — типа тех, что у нас сейчас торгуют «бэушками». Вот через них они и будут заходить, я почти уверен. Свою сеть они не потянут, а дилерам это вообще не нужно.

Ну и в целом распределение потоков машин будет зависеть от продаж: куда легче будет ввозить и где лучше будут брать, туда они и повалят. Я думаю, у нас пока ограничится какими-то сотнями, они будут прощупывать свои возможности с учетом цен, потому что на «вторичке» в Китае машины не такие дешевые, как в Европе и США. То есть, у нас все это вполне может и не пойти или пойти очень слабо — и они не расстроятся, а сконцентрируются на Африке.